Занятие с элементами тренинга по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Свобода выбора»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 10, 11

Ключевые слова: профилактика асоциального поведения несовершеннолетних


Цель: формирование представлений о «свободе выбора», о взаимосвязи свободы и ответственности, актуализация опыта ответственного отношения к окружающим и самому себе.

Время: 90 минут.

Материал: ручки, листы бумаги.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: знакомство ведущих с подростками, информирование группы по вопросам организации занятий,

Время: 5 минут.

Техника проведения: Педагоги-психологи представляются и объясняют основные задачи и цели программы, рассказывают о форме проведения занятий.

Инструкция: «Здравствуйте, ребята! Мы педагоги-психологи Центра «Семья». Нас зовут Ольга Евгеньевна и Юлия Алексеевна. На сегодняшнем занятии, нам предстоит очень многое сделать: познакомиться, обсудить основные правила работы в группе, принять участие в различных упражнениях».

Анализ:

  • Все ли вам понятно?
  • У кого есть вопросы?

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной мотивации к занятию.

Время: 10 минут.

Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: участникам предлагаются бейджики, на которых нужно написать свое имя:

Инструкция: «Предлагаем каждому из вас взять по бейджику и написать на нем как бы вы хотели, чтобы вас называли в этой группе. А теперь предлагаем каждому назвать себя, представиться и сказать о себе несколько слов, где вы учитесь, ваше хобби».

Анализ:

  • Было ли трудно представляться?
  • В чем именно были затруднения?

3. Упражнение «Правила нашей группы»

Цель: создание комфортной, безопасной обстановки, способствующую самораскрытию, доверию.

Время: 10 минут.

Техника проведения: тренер предлагает обсудить правила работы в группе, внести свои дополнения и изменения.

Материал: лист с основными правилами работы, ручка.

Техника проведения: Ведущие раздают бланки с правилами группы. Участникам предлагается познакомиться с ними и добавить что-то новое. Предложения ребят ведущие записывают на плакате с основными правилами работы группы.

Инструкция: «Играя или организуя любое совместное действие, мы подчиняемся правилам и законам, и утруждают эти правила совместно. Иначе ничего не получится. Перед вами лист бумаги, на котором написаны основные правила работы, которым нужно будет следовать на протяжении всех занятий. Подумайте, что можно еще внести или что-то изменить.

Спасибо. Правила принимаются».

Основные правила работы в группе.

  1. Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
  2. Говорящего, не перебивать.
  3. Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).
  4. Быть открытым в общении.
  5. Не оскорблять, не унижать.
  6. Активно участвовать в происходящем.
  7. Право на «НЕТ».
  8. Выключение мобильных телефонов.
  9. Правило «Пунктуальность».
  10. Не обсуждать происходящее здесь за пределами группы.

Анализ:

  • Хотите, что-то добавить?
  • Все согласны с правилами нашей группы?
  • Свое согласие подтвердите громкими аплодисментами.

4. Дискуссия «Что такое свобода»

Цель: определить понятие слова «свобода».

Материалы: лист А4 и маркеры.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники по кругу называют ассоциации со словом «свобода» и записывают свой ответ на листе.

После этого начинается дискуссия и предлагается ответить на вопросы.

Инструкция: «Предлагаем вам по очереди сказать свои ассоциации к слову свобода и записать их на лист.

А теперь ответьте на данные вопросы:

  1. В чем проявляется свобода человека?
  2. Что ограничивает свободу человека?
  3. Как человек сам может ограничивать свою свободу (проблема зависимостей)
  4. Как соотносятся свобода и вседозволенность?
  5. Как соотносятся свобода и ответственность?

Анализ:

  • Свобода - это не вседозволенность, она сопряжена с ответственностью перед другими и собой. Быть свободным всегда означает отвечать за то, что ты делаешь.

5. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: создание условий для осознания взаимосвязи свободы и ответственности.

Время: 10 минут.

Материалы: повязки на глаза.

Техника проведения: участники работают в парах. Одному из них завязывают глаза, второму предлагается провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. По завершении работы пары (6-7 минут) участники меняются ролями.

Инструкция: «Предлагаем вам поучаствовать в игре. Разделитесь на пары. Один - слепой, другой - поводырь. В течение 2-х минут по очереди вам нужно водить друг друга по помещению».

Анализ:

  • Какие чувства возникали во время упражнения?
  • В какой роли было комфортнее? Почему?

6. Упражнение «Колесо жизни»

Цель:раскрытие и осознание собственной удовлетворенностью жизнью.

Время: 20 минут.

Техника проведения: Подросткам предлагается заполнить бланк «Колесо жизни».

Инструкция: «Перед вами «Колесо жизни». Это модель жизни любого человека живущего на нашей земле. Оно разделено на несколько секторов. Каждый из которых - это область вашей жизни, в которой вы так или иначе, проявляетесь. Оцените по 10-бальной шкале на сколько вы удовлетворены той или иной областью свой жизни.

  1. Семья
  2. Работа, карьера, дело
  3. Деньги, доход
  4. Образование, обучение
  5. Личная жизнь, отношения, общение
  6. Здоровье, внешний вид, спорт
  7. Личностный рост, саморазвитие
  8. Отдых, досуг, хобби

Анализ:

  • Посмотрите на свое колесо. Как вы думаете, вам удобно ехать на таком колесе по жизни?
  • Подумайте кто может помочь вам, что можно сделать, чтобы ваша жизнь стала гармоничной?

7. Обсуждение притчи «Птичка»

Цель: формирование представления о свободе как ответственности перед собой за реализацию своего потенциала

Время: 15 минут.

Техника проведения: группе предлагается прослушать притчу.

Инструкция: «Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек.

Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет возможного полета.

Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо!

И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие плечики понуро опускались, в горле вставал комок, а на сердце ложилась печаль.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее.

Она пыталась решить, что же ей делать.

И она все еще думала, думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки».

Анализ:

  • О чем эта притча?
  • Почему свобода часто пугает?
  • С чем сопряжена возможность свободного выбора?
  • Что такое ответственность перед самим собой?
  • Что такое самореализация?
  • Человеческая свобода - это свобода выбирать. Что выберет человек: стоять на одном месте или двигаться по жизни вперед?

8. Ритуал окончания занятия. Упражнение «На сегодня все!»

Цель: получение обратной связи от подростка, завершение занятие

Время: 10 минут.

Техника проведения: подростки придумывают фразу, характеризующую занятие и высказывают пожелания на следующее занятие.

Инструкция: «Предлагаем вам несколько секунд помолчать и прокрутить наше занятие от начала до конца. Придумайте фразу, которая характеризовала бы наше занятие. Выскажите свое отношение к сегодняшнему занятию.

Давайте поблагодарим друг друга за приятное общение аплодисментами».