Аня и Яша. Звуки [А] [Я]

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: Звуки [А] [Я]


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (75 МБ)


Слайд №1

Оргмомент

Дети выполняют артикуляционную гимнастику Слайд №2

Дети поют алфавит Слайд №3

Это Аня. Поздоровайтесь с ней, ребята.

Слайд №4

Это Яша. Поздоровайтесь с ним, ребята.

Слайд №5

Аня и Яша - друзья!

Слайд №6

Какие одинаковые звуки мы слышим в именах Аня и Яша?

Слайд №7

1. Сообщение темы занятия

Слайд №8

Сегодня мы будем работать с звуками [А] [Я]. Что мы можем рассказать про эти звуки? Какие они?

2. Характеристика звука по артикуляции и акустическим признакам

Слайд №9

Правильно это гласные звуки. Вспомним артикуляцию этих звуков, ребята. Губы в спокойном положении. Зубы на расстоянии 1-1,5 см. Широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов, кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Слайд №10

Поём звуковые дорожки, ребята.

Слайд №11

А что мы скажем о звуке [Я], ребята? Это двойной звук (дифтонг). Произнесение изолированного звука представляет собой произнесение двух звуков. Для того чтобы получился звук, нужно присоединить к гласному [а] кратко произносимый звук [и].

Слайд №12

Поём звуковые дорожки, ребята.

Слайд №13

3. Знакомство с буквой

Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

Рассуждения детей, на что похожа буква. Хоровое чтение стихотворения.

Слайд №14

Напиши букву в воздухе.

Слайд №15

Каждый знает:
Буква Я
Самая
Хвастливая.

Слайд №16

Напиши букву в воздухе.

Слайд №17

4. Игра на внимание

Дети, как только на экране появится бука назови звук и поймайте букву Я ладошками, а букву А пальчиками.

Слайд №18, 19

Правильно ли художник раскрасил букву? Каким цветом обозначаем гласные?

5. Повторение гласных звуков

А сейчас вместе с компьютером назовите только гласные звуки алфавита, ребята.

Слайд №20

Однажды Аня и Яша пошли в лес погулять и заблудились.

Слайд №21

Какое слово нужно произносить, если вы заблудились в лесу?

Слайд №22

6. Звуко-слоговой анализ и синтез

Правильно. Это слово Ау. Произнесите это слово по звукам и на экране появятся буквы. Нарисуйте схему этого слова, ребята. А теперь скажите, пожалуйста. Сколько слогов в этом слове? А как вы узнали? Какое мы знаем правило? Сколько гласных в слове столько и слогов!

Слайд №23

К Ане и Яше вышел дедушка Ау. «Почему вы кричите, ребята?» - спросил дедушка Ау. Мы заблудились.

Слайд №24

Дедушка Ау пригласил Аню и Яшу к себе в гости.

Слайд №25

7. Динамическая пауза «Вместе весело шагать»

Слайд №26

Вот мы и пришли в гости к дедушке Ау.

Слайд №27

Аня и Яша - проголодались? Как вы понимаете это слово, ребята?

Слайд №28

8. Загадки и разбор слов

Слайд №29

Послушайте загадку и узнаете, какое угощение получили ребята от дедушки Ау?

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
так приятен он на вкус,
и зовут его…

Слайд №30

Правильно, это арбуз. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?

Слайд №31

Произнесите слово арбуз по звукам и буквы встанут в правильном порядке. Прочтите слово, ребята.

Слайд №32

Чем ещё угостил ребят дедушка Ау?

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...

Слайд №33

Правильно, это апельсин. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?

Слайд №34

Сыграем в пальчиковую игру «Апельсин»

Слайд №35

9. Пальчиковая игра

Мы делили апельсин.
Много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа!
Эта долька - для чижа!
Эта долька - для утят!
Эта долька - для котят!
Эта долька - для бобра!
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь, кто куда!

10. Загадки и разбор слов

Слайд №36

Что ещё сварил дедушка Ау?

Мама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так нужна на завтрак...

Слайд №37

Правильно, это каша. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?

Слайд №38

Что ещё дал детям дедушка Ау?

Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

Слайд №39

Правильно, это яблоко. Где стоит звук [Я] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?

Слайд №40

Что ещё дал детям дедушка Ау?

Сладкая и сочная - жёлтая луна.
Лежит в моей тарелке - круглая она.
Мягкая такая - приятный аромат.
Когда её увидят - то сразу съесть хотят.

Слайд №41

Правильно, это дыня. Где стоит звук [Я] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?

Слайд №42

Что сказали после еды Аня и Яша? Аравильно, ребята. Дети сказали: «Спасибо!»

Слайд №43

Дети решили отблагодарить дедушку Ау потешками. Что такое потешки? Правильно это маленькие песенки. Слушаем запоминаем, а потом поём и отбиваем ритм

11. Потешки

Слайд №44-47

Слайд №48

Дедушка Ау похвалил ребят и предложил проводить их на автобусную остановку.

12. Загадки и разбор слов

Слайд №49

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Слайд №50

Правильно, это автобус. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?

Слайд №51

Произнесите слово автобус по звукам и буквы встанут в правильном порядке. Прочтите слово, ребята.

Слайд №52

Аня и Яша поблагодарили дедушку Ау. Попрощались с ним. Сели в автобус и поехали домой напевая песенку. Давайте и мы споём песенку про автобус, ребята.

Слайд №53

13. Согласование речи и движения

Слайд №54

14. Итог занятия

Дети, расскажите колокольчику с какими звуками мы сегодня работали. Дайте характеристику звукам. Назовите слова с звуком [А] из нашего урока. Назовите слова с звуком [Я] из нашего урока.

С каким заданием вам было справиться труднее всего? Что больше всего понравилось вам на уроке? Молодцы, ребята! Спасибо за урок.