«Жизнь ставит цели науке; наука освещает путь жизни»
Н.К. Михайловский
Цель конкурса: повышение качества образования и эффективности обучения обучающихся средствами исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- повышать мотивацию к познавательной активности обучающихся;
- развивать творческие способности, выявлять одаренных обучающихся через исследовательскую деятельность.
Постановка проблемных вопросов, рассмотрение проблем, отражающих научные разработки, раскрывающих неожиданные аспекты жизни человека позволит использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
При подготовке к конкурсам обучающемуся необходимо ориентироваться в потоке информации. Важной особенностью проектной деятельности обучающихся является поиск и освоение естественнонаучных знаний с медицинской направленностью.
День российской науки - праздник ученых, исследователей, всех тех, кто всерьез занимается наукой. Ценность науки состоит в способности изменить жизнь человечества, сделать ее полнее, комфортнее, безопаснее.
День российской науки в Российской Федерации приурочен к историческому событию 8 февраля, ровно 298 лет назад была образована Академия наук России.
В честь этого события Указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в 1999 году был учрежден День российской науки, который отмечается 8 февраля.
(слайды 4-5)
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. За выдающиеся открытия российские и советские ученые были отмечены Нобелевской премией.
Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Петрович Павлов за работу по физиологии пищеварения, в 1908 году - Илья Ильич Мечников за труды по иммунитету.
(слайд 6)
В последние годы удалось серьезно нарастить потенциал российской фундаментальной науки. По целому ряду направлений она вышла на передовые позиции.
Синтезированы сверхтяжелые химические элементы, которые продолжили Периодическую таблицу Менделеева и получили атомные номера со 114-го по 118-й. В этом направлении наши физики самые передовые в мире.
Российские ученые из Нижнего Новгорода создали сверхмощный лазер, один импульс лазера в сотни раз превосходит мощность всех электростанций Земли.
Создание методов квантовой криптографии: шифрование информации, которую невозможно подслушать. Открытие нового подвида людей.
Предложены новые технологические диагностики в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Серьезные успехи достигнуты в регенеративной медицине.
Разработка и регистрация лекарства от смертельной лихорадки Эбола, превосходящего мировые аналоги.
Ученые Института биоорганической химии совместно с коллегами из Московского физико-технического института и Австралии разработали универсальную молекулярную платформу, которая позволяет быстро создавать лекарства от различных видов рака. И это далеко не все открытия, сделанные нашими учеными в области медицины.
(слайд 7)
Российская вакцина «Спутник V» - первая зарегистрированная в мире вакцина для профилактики COVID-19. Разработаны препараты для вакцинации: «Эпиваккорона», «Ковивак», «Спутник Лайт».
(слайд 8)
Труд гениальных российских ученых можно сравнить с подвигом - многие из них ценой собственной жизни и здоровья осуществляли эксперименты и добивались положительных результатов.
Развитие науки очень важно, как для России, так и для всего человечества. Она открывает путь в будущее, дает нам возможность познавать окружающий мир и тайны вселенной, спасает человеческие жизни.
(слайд 9)
Конкурсные задания.
- Представить визитную карточку команды.
- Продемонстрировать знание методологических характеристик исследования.
- Представить исследовательскую работу, посвященную выдающимся научным открытиям.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс эрудитов.
(Слайд 10-12)
Конкурсное задание: Методологические характеристики исследования.
Непосредственные цели науки это описание, объяснение, прогнозирование процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов.
Для того чтобы самому осуществить маленькое, но выполненное в соответствие с основными научными требованиями исследование, необходимо владеть методологическими характеристиками исследования или понятийным аппаратом.
(слайд 13-14)
Конкурсное задание: Установите соответствие между понятиями и их характеристикой.
Из представленного перечня Вам необходимо выбрать и записать номера тех понятий, которые относятся к методологическим характеристикам научного исследования.
(слайд 15)
Конкурс капитанов
Игра: ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ? Будут представлены как реальные, так и мифические факты.
(слайд 16-17)
Например: Правда ли, что наш желудок называют «вторым мозгом»?
Правильный ответ. ПРАВДА. В желудке находится больше нервных клеток, чем у некоторых животных в головном мозге. Сочетание нервных клеток желудка имеет настолько сложные связи, что ученые называют его «вторым мозгом».
(слайд 18-19)
1 вопрос. Правда ли, что наша ДНК имеет в своем составе вирусы?
Правильный ответ. ПРАВДА. ДНК человека частично состоит из вирусов. Вирусы не могут размножаться сами по себе - поэтому некоторые из них нашли хитрый способ «встроить» свою ДНК в клетку-хозяина, чтобы впоследствии быть скопированными.
(слайд 20-21)
2 вопрос. Правда ли, что как в мужском, так и женском организме вырабатываются и мужские и женские гормоны?
Правильный ответ. ПРАВДА. Из тестостерона - образуется эстроген, а из прогестерона синтезируется тестостерон.
(слайд 22-23)
3 вопрос. Правда ли, что мозг обрабатывает 99% информации, воспринимаемой органами чувств, а 1 % отбрасывается как ненужный?
Правильный ответ. ЛОЖЬ. Мозг обрабатывает 1% информации, воспринимаемой органами чувств. Проходит только важная информация для организма на данный момент.
(слайд 24-25)
4 Вопрос. Правда ли, что сердце прокачивает кровь почти ко всем 75 триллионам клеток организма, кроме клеток роговицы глаза?
Правильный ответ. ПРАВДА. Клетки роговицы глаза - лишены кровеносных сосудов.
(слайд 26-27)
5. Вопрос. Правда ли, что наша кожа весит меньше, чем наш мозг?
Правильный ответ. ЛОЖЬ. Кожа человека весит вдвое больше, чем мозг.
(слайд 28-29)
6. Вопрос. Правда ли, что повседневное ношение кроссовок опасно для здоровья?
Правильный ответ. ПРАВДА. Ношение кроссовок способствует расширению сосудов и ненормальному расслаблению мускулатуры всего тела, а также большей потливости ног. Спортивная обувь предназначена только для тренировок.
Конкурс эрудитов
Конкурс «Эрудитов» выявит знания о себе, особенностях нашего организма и о препаратах «Аптечки скорой помощи» (представлен для 6 команд).
(слайд 30-32)
Задания для 1 команды.
Перед вами минералы: фторапатит, арагонит, кальцит, кристобалит.
Вопрос. В состав, каких органов, входят элементы этих минералов?
Правильный ответ: в основном входят в состав костей, в том числе в зубную эмаль.
(слайд 33)
Следующее задание видеовопрос.
Что изображено на экране?
Правильный ответ: На экране изображены форменные элементы крови: эритроциты, содержащие белок гемоглобин, имеющий четвертичную структуру белка, а так же лейкоциты и тромбоциты.
(слайд 34-36)
Задание, которое называется «Аптечка скорой помощи».
За минуту необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке.
Внести «Аптечку скорой помощи».
Это органическое соединение, сложный эфир глицерина и азотной кислоты. Оказывает сосудорасширяющее действие у больных с сердечной недостаточностью, повышает толерантность к физической нагрузке, уменьшает тяжесть и частоту приступов.
Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?
Правильный ответ: НИТРОГЛИЦЕРИН. В медицинской практике применяют однопроцентный спиртовой раствор нитроглицерина. На основе нитроглицерина изготавливают взрывчатые вещества, например - динамит.
Задания для 2 команды.
(слайд 37-38)
Перед вами бритвенные лезвия, кости.
Вопрос: Может ли желудочный сок растворить эти предметы?
Правильный ответ: желудочный сок способен растворить бритвенные лезвия и кости, так как он содержит соляную кислоту.
(слайд 39)
Следующее задание видеовопрос.
Что изображено на экране?
Правильный ответ. Изображен биосинтез белка, в образовании которого принимают участие аминокислоты, например, белок инсулин, который вырабатывается в поджелудочной железе.
(слайд 40-42)
Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.
Это вещество применяется для очистки питьевой воды, хорошо адсорбирует катионы из раствора соли и плохо адсорбирует молекулы кислорода. Свойства этого вещества использовал русский химик Николай Дмитриевич Зелинский.
Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?
Правильный ответ: активированный уголь.
Задания для 3 команды.
(слайд 43-44)
За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.
На экране представлены продукты метаболизма: щавелево-уксусная кислота, лимонная кислота, углекислый газ.
Вопрос: В результате, какого цикла образуются эти вещества в организме и на каком этапе энергетического обмена?
Правильный ответ: Цикл Кребса (цикл лимонной кислоты), который протекает в матриксе митохондрий, на третьем кислородном или аэробном этапе энергетического обмена.
(слайд 45)
Следующее задание видеовопрос.
Что изображено на экране?
Правильный ответ: Изображена передача наследственной информации, в которой участвуют хромосомы. Последовательность азотистых оснований ДНК составляет код отдельных черт индивидуума, таких, например, как цвет глаз.
(слайд 46-48)
Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.
При вдыхании этого препарата ускоряются все физиологические процессы в нашем организме.
Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?
Правильный ответ: раствор аммиака или нашатырный спирт.Вдыхание малых количеств раствора аммиака стимулирует работу сердца и нервную систему. Поэтому раствор аммиака дают нюхать при обмороках и отравлениях.
Задания для 4 команды.
(слайд 49-50)
За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.
Углеводы всасываются в кровь в виде глюкозы, галактозы и фруктозы. В печени глюкоза откладывается про запас в виде гликогена.
Вопрос: Что происходит с фруктозой и галактозой?
Правильный ответ: В клетках печени фруктоза и галактоза изомеризуются или превращаются в глюкозу.
(слайд 51)
Следующее задание видеовопрос.
Что изображено на экране?
Правильный ответ: Изображены синапсы головного мозга - это структуры, которые связывают нейроны друг с другом и обеспечивают передачу нервного импульса.
(слайд 52-54)
Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.
Этот раствор применяется в качестве антисептика и раздражающего средства при инфекционно-воспалительных заболеваниях кожного покрова и слизистых оболочек, обработки краев ран, пальцев хирурга и операционного поля.
Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?
Правильный ответ: Для дезинфекции ран в медицине применяют йодную настойку, представляющую собой 10% -й раствор йода в спирте.
Задания для 5 команды.
(слайд 55-56)
За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.
Внимание на экран! На экране представлена рыба.
Вопрос: Какой витамин усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике? Отсутствие этого витамина ведет к неправильному формированию костной ткани и зубов.
Правильный ответ: Витамин Д.
(слайд 57)
Следующее задание видеовопрос.
Что изображено на экране?
Правильный ответ. Изображен фагоцитоз - это захват и поглощение инородных живых объектов: бактерий, фрагментов клеток.
(слайд 58-60)
Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.
Этот лекарственный препарат оказывает обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное действие.
Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?
Правильный ответ: парацетамол.
Задания для 6 команды.
(слайд 61-62)
За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.
Внимание на экран!
Перед Вами завитки и петли на пальцах
Вопрос. О чем могут рассказать завитки и петли на ваших пальцах?
Правильный ответ: Об индивидуальности каждой личности. Завитки и петли - это мельчайшие кожные складки, бороздки, линии, которые образуют узоры, индивидуальные для каждого человека. Эту особенность нашего организма широко используют в криминалистике для установления личности человека по отпечаткам пальцев.
(слайд 63)
Следующее задание видеовопрос.
Что изображено на экране?
Правильный ответ. Изображена транспортная роль крови: эритроциты поставляют кислород, а также другие белки транспортируют жизненно необходимые вещества, например гормоны, липиды и другие.
(слайд 64-66)
Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.
Внести «Аптечку скорой помощи».
Это бесцветная жидкость, обладающая мощными окислительными свойствами, способностью приостанавливать кровотечение и предотвращать инфекцию.
Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?
Правильный ответ: перекись водорода.
(слайд 67)
В современном мире человек взаимодействует с разнообразными веществами и материалами как природного, так и антропогенного происхождения. Для обеспечения устойчивого развития общества, мы должны владеть знаниями о здоровом, безопасном образе жизни.
Научно-исследовательская деятельность имеет решающее значение для совершенствования качества подготовки специалистов.