Внеклассное занятие «Из жизни птиц, с помощью необычной вычислительной машины»

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Классы: 7, 8

Ключевые слова: блок-схема


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Класс: 7-8.

Предмет: информатика.

Решаемые учебные проблемы:

  • развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном обществе; понимание сущности алгоритма и его свойств;
  • формирование ценностного отношения к живой природе, формирование основ экологической грамотности:

Цели мероприятия:

  • развить интерес к изучаемым предметам;
  • развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках математики и информатики, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков;
  • расширить, систематизировать и обобщить знания учащихся из жизни птиц;
  • прививать интерес к составлению алгоритмов.

Основные понятия, изучаемые на мероприятии: алгоритм, блоки, вычисления, трассировочная таблица.

Техническое обеспечение: проектор, ноутбук учителя, мультимедийная установка в кабинете информатики.

Материальное обеспечение:

  • презентация;
  • раздаточный материал для участников слайдов размером листа формата: №№10,13,17,31,34, 11,14,18,32,35, черновики, карандаши.

Программное обеспечение:

  • Microsoft PowerPoint,
  • Microsoft Word.

Форма занятия: внеклассное углубленное занятие по информатике в виде обучающей игры-соревнования между учащимися.

Ход мероприятия

Слайд 1. Постановка (актуализация) задачи мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом классе. Наше занятие необычное - экологическое и посвящено одной из самых важных тем - спасению птиц, и проведём мы его с помощью необычной вычислительной машины.

Слайд 2.

Учитель: Давайте вспомним, что означает термин «экология»?

Ответы учащихся: Слово «экология» происходит от греческого «oikos», что означает «жилище», «местопребывание», «убежище».

Учитель: какая наука занимается изучением экологии, как вы это по понимаете?

Ответы учащихся: «Экология» -

1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.

Слайд 3. (анимация по щелчку)

Учитель: ежегодно 1 апреля в России проводится экологический праздник, посвящённый птицам «Международный день птиц». В СССР официально праздновался, начиная с 1926 года (с перерывами), в России возродился в 1994 году. Проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Слайд 5.

Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах, огородах. Страшные это враги - гусеницы, бабочки, жуки и множество других насекомых. Они портят и поедают листья, траву, стволы, ветви, кору кустов и деревьев.

Грачи, скворцы, галки, чайки ходят за пахарями и выковыривают из поднятой земли личинок жуков. Пеночки осматривают каждый листик, крошечные корольки - каждую хвоинку, хватают сидящих там гусениц.

Учитель: Первое задание на разминку всем. Определите птицу по фото. (анимация на слайде по щелчку).

Правильные ответы (слева-направо, сверху-вниз): чайка, грач, пеночка, скворец, ласточка, королёк

Слайд 6.

Стаи синиц, пищух, поползней и дятлов не только летом, но и зимой обшаривают стволы и ветви всех деревьев, заглядывают в каждую щелочку и скважину коры, вытаскивают оттуда спрятавшихся личинок, бабочек, жуков-древоточцев, листогрызов, короедов. Только вот не могут певчие есть мохнатых гусениц: волоски набьются им в желудок, в горло и задушат птичку. Но есть на них управа и на волосатых гусениц: с ними справляются иволга и кукушка. Они особенно любят волосатых гусениц и отлично их переваривают. Где только появятся полчища волосатых гусениц, сейчас туда слетаются кукушки со всей округи и клюют, и клюют ненавистных человеку «червяков».

Страшна полям саранча. Бывает, налетит тучей и дочиста изгрызает весь хлеб, одна пыль остаётся. Но на тучу саранчи идёт туча розовых скворцов - и саранчу поедает.

Учитель: Следующее задание на разминку. Определите птицу по фото. (анимация на слайде по щелчку).

Правильные ответы (слева-направо, сверху-вниз): иволга, дятел, синица, кукушка, пищуха, поползень.

Слайд. 7.

Другая неисчислимая армия врагов не раньше страшна хлебопашцу, огороднику, садоводу: армия грызунов-мышей, полёвок, сусликов, хомяков. И от этих врагов тоже защищают нас птицы. Но тут уже не певчие воюют, а хищные. Днём высматривают в траве мывшей, полёвок зоркие глаза маленьких соколов-кобчика, пустельги. Луни и канюки сами кормятся мышами и детей своих ими кормят. Сильные кречета, балабаны, орлы и подорлики без промаха ловят сусликов и хомяков.

А ночью охотятся за хомяками, мышами, полёвками совы и филины. Совсем особенную службу несут в лесу дятлы. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, если в его теле есть вредные личинки, дятел принимается долбить. По следам работы дятлов легко узнать, заражён ли лес или здоров.

Хищных птиц приручают, обучают, и обучившись, они охотятся для хозяина-человека. Крупные ястреба и сокола ловят не только большую дичь, но и зайцев, а орлы - коз, антилоп, лисиц и даже волков. Вольный орёл никогда не решается напасть на этого страшного зверя, а обученный человеком смело нападает на матёрого волка и, хватив одной лапой за шею, другой зав морду, держит его так, пока не подоспеет на коне охотник.

Учитель: И ещё одно задание. Определите птицу по фото. (анимация на слайде по щелчку).

Правильные ответы (слева-направо, сверху-вниз): сова, кречет, лунь, ястреб, пустельга, орёл.

Так птица служит человеку.

Слайд 8. Устройство вычислительной машины

Учитель: Для нашей игры давайте теперь познакомимся с вычислительной машиной, которая нам будет помогать. Для этого познакомимся с устройством «машины». Назовём её детали «блоками». Блоки различаются по форме и соответственно по своему назначению (мы с ними знакомились по информатике), а результаты вычислений нам помогут узнать о птицах: самых-самых красивых и удивительных, быстрых и ловких, а также о редких в республике Марий Эл. Для этого нам понадобятся знания не только биологии, но и математики и информатики.

Соединяются блоки стрелками, которые указывают порядок выполнения действий.

Разберёмся с назначением каждого блока.

Таблица 1. Устройство вычислительной машины

Действия

Обозначения

Пояснения

Начало
Конец

Указывают на начало и конец работы

Ввод
Вывод

Означает, что начинать вычисления надо, используя данное числовое значение А.
Означает, что последнее значение С следует считать ответом

Устройство для выполнения операций

Означает, что надо решить уравнение х+3=7 и считать, что А равно найденному корню, т.е. А=4
Слова «придать значение» можно заменить знаком «:=»

Устройство для проверки условия

В блоке записано условие. Проверяем условие, т.е. отвечаем на вопрос «Верно ли что исходное значение А>50?». Условие выполняется, продолжаем по ветке «да»

Слайд 9. Из жизни птиц. Все «самые».

Давайте для лучшего понимания вместе разберём один пример (анимация по щелчку).

Поговорим о самых лучших бегунах и скороходах. В лугах дергач убегает от собаки и ни травинки не заденет. В степи бегунок мчится быстрее зайца. В пустыне саксаульная сойка мастерица бегать по пескам. В полях перепел - первый скороход. Самые дружные - чайки, ласточки-береговушки, скворцы. Тронь одного - все за него горой. Самые большие и сильные в Республике Марий Эл птицы: орёл, беркут, бородач, белый журавль стерх, лебедь-кликун и дрофич.

Задание: Определите какой из птиц соответствует данный рисунок.

  1. Беркут
  2. Стерх
  3. Дрофич
  4. Орёл
  5. Бородач
  6. Лебедь-кликун

Рядом с каждым рисунком имеется число.

А вот эти числа мы получим с помощью нашей «Вычислительной машины», по информатике мы называем это «Алгоритм, записанный с помощью Блок-схем».

Слайд 10.

Учитель: У вас на столах имеется раздаточный материал (распечатка Слайда 10 (Рисунок 1. Алгоритм 1) и Таблица, по информатике, мы называем её «Трассировочная», чтобы быстрее записывать результаты наших вычислений.

Рисунок 1

Слайд 11. Трассировочная таблица «Определите какой из птиц соответствует данный рисунок». (Внимание! Таблица учащимся раздаётся не заполненная, её заполняем по ходу решения по алгоритму)

Показать пример заполнения таблицы, потом вернуть слайд 10. После того как будут заполнены все строчки трассировочной таблицы (анимация по щелчку), показать на экране заполненную таблицу, чтобы дети проверили себя.

Ввод А

Значение В

N=

Условие 1

1.Беркут

В+3/4В+60=200
7В=140*4
В=80
В: =80+1=81
В:=81+1=82

81-кратно 1+1, нет
82-кратно 2, да

2.Стерх

См. строку 1
В:=80+1=81

81-кратно 2+1, да

3.Дрофич

См. строку 1
В: =80+1=81
В: =81+1=82
В: =82+1=83
В:=83+1=84

81-кратно 3+1, нет
82-кратно 4, нет
83-кратно 4, нет
84-кратно 4, да

Таблица 1. «Определите какой из птиц соответствует данный рисунок».

Вернуться на слайд 9 - анимация по щелчку, будут показаны ответы:

  1. Беркут - 50
  2. Стерх - 45
  3. Дрофич -48

Слайд 12. Из жизни птиц. Все «самые». Определите птицу и её гнездо по названию:

  1. Ремез
  2. Грач
  3. Ласточка городская
  4. Зяблик

Слайд 13. Для этого нам надо получить два числа по алгоритму Рисунок 2. Алгоритм 2.

Рисунок 2

Слайд 14. Таблица 2. Трассировочная таблица «Определить птицу и её гнездо по названию»

Ввод А

Значение В

N=

M=

Условие 1

Условие 2

1.Ремез

2*2*2-1=15

15-2*1=13

1-простое, нет

1-составное - нет

2.Грач (можно не решать, могут определить сразу)

Надо решить систему уравнений:

Откуда: х1=4,7 и х2=3,9
Тогда В=4,7+3,9=8,6

8,6+2,4=11

11-2*2=7

2-простое, да

3.Ласточка городская

Часы отстанут за сутки:
24*2,5с=60с=1 мин.
В=1

16-2*4=8

4-простое, нет

4-составное, да

4.Зяблик

См. строку 2
В=8,6

8,6+5,4=14

14-2*5=4

5-простое, да

Слайд 15. Ответы:

  1. Ремез - 15 - 13
  2. Грач - 11 - 7
  3. Ласточка 16 - 8
  4. Зяблик 14 - 4

Слайд 16. Топ-10 «Самые редкие и удивительные птицы в мире»

Красная книга - красный сигнал светофора: остановись, оглянись, подумай. Заботу о сохранности редких растений, птиц, животных нельзя возложить лишь на плечи лесников и егерей заповедников. Её нужно вести каждому из нас. А пока научимся различать птиц, нуждающихся в особой охране.

  • № 10. Дивный Шпательтэил
  • № 9. Великий индийский Дрофа
  • № 8. Бразильский Крохаль
  • № 7. Птицы фрегаты с острова Рождества
  • № 6. Палила
  • № 5. Гондурасский изумруд
  • № 4. Какапо
  • № 3. Оранжево-пузатый попугай
  • № 2. Японский журавль
  • № 1. Азиатский ибис

Чтобы увидеть фотографии этих птиц, вам надо выполнить вычисления с помощью нашей вычислительной машины. Их всего 10, поэтому конкурс объявляется, какая команда быстрее найдет правильные числа для каждой птицы, после этого будут показаны фотографии птиц.

Слайд 17. Алгоритм «Топ-10 Самые редкие и удивительные птицы в мире». Рисунок 3. Алгоритм 3

Рисунок 3

Слайд 18. Трассировочная таблица 3 «Топ-10 Самые редкие и удивительные птицы в мире»

Ввод А

В=

Усл.1

С=

Усл. 2

N=

3

I-3,75; II-2,5;
III-x,

3,75+2,5+x=3,75*3
6,25+x=11,25
x=5 - III число, тогда B=(II+III)/2=(2,5+5)/2=3,75

3>3,75, нет

11х=7у, х=7, у=11,
тогда С:=(11-7)/(11+7)=2/9

N:=2*A/C-3*A=6/2/9-3*3=27-9=18

4

См. стр.1

4>3,75, да

x=НОК(6,14)=42;
у=НОД(6,14)=2.
С:=2х+7у=2*42+7*2=98
С:=98-7=91
С:=91-7=84

98 кратно 4, нет
91 кратно 4, нет
84 кратно 4, да

N=84/4+4=25

5

В=3,75

5>3,75, да

С:=98
С:=91
С:=84
С:=77
С:=70

98 кратно 5, нет
91 кратно 5, нет
84 кратно 5, нет
77 кратно 5, нет
70 кратно 5, да

N=70/5+5=19

6

В=3,75

6>3,75, да

С:=98
С:=91
С:=84

98 кратно 6, нет,
91 кратно 6, нет
84 кратно 6, да

N=84/6+6=20

7

В=3,75

7>3,75, да

С:=98

98 кратно 7, да

N=98/7+7=18

8

В=3,75

8>3,75, да

С:=98
С:=91
С:=84
С:=77
С:=70
С:=63
С:=56

98 кратно 8, нет
91 кратно 8, нет
84 кратно 8, нет
77 кратно 8, нет
70 кратно 8, нет
63 кратно 8, нет
56 кратно 8, да

N=56/8+8=15

9

В=3,75

9>3,75, да

С:=98

N-не считать!

10

В=3,75

10>3,75, да

С:=98
С:=91
С:=84
С:=77
С:=70

98 кратно 10, нет
91 кратно 10, нет
84 кратно 10, нет
77 кратно 10, нет
70 кратно 10, да

N=70/10+10=17

1

В=3,75

1>3,75, нет

С:=2/9

2*1/2/9-3*1=6

2

В=3,75

2>3,75, нет

С:=2/9

2*2/2/9-3*2=12

Слайд 19. Ответы: Топ-10 «Самые редкие и удивительные птицы в мире»

Название каждой птицы является ссылкой на слайд с изображением птицы, с текущего слайда можно вернуться на слайд 19, кликнув на значок «Возврат»

  • Слайд 20: №10. Дивный Шпательтэил - 12
  • Слайд 21: №9. Великий индийский Дрофа - нельзя получить ответ по этому алгоритму, требует внесения дополнений
  • Слайд 22: №8. Бразильский Крохаль - 15
  • Слайд 23: №7. Птицы фрегаты с острова Рождества - 18
  • Слайд 24: №6. Палила - 20
  • Слайд 25: №5. Гондурасский изумруд - 19
  • Слайд 26: №4. Какапо - 25
  • Слайд 27: №3. Оранжево-пузатый попугай - 18
  • Слайд 28: №2. Японский журавль - 12
  • Слайд 29: №1. Азиатский ибис - 6
  • Слайд 30. 10 птиц Республики Марий Эл, находящихся под угрозой исчезновения. Задание «Определите какой из птиц соответствует данный рисунок»

Познакомимся с другими птицами, занесенными в Красную книгу Республики Марий Эл

1.Чернозубая гагара - 33
3.Беркут - 39
4.Могильник - 40
5.Змееяд - 35
7.Сокол-кречет - 37

Слайд 31. Алгоритм 4 «Определите какой из птиц соответствует данный рисунок». Рисунок 4. Алгоритм 4

Рисунок 4

Слайд 32. Трассировочная таблица «Птицы Республики Марий Эл, находящиеся под угрозой исчезновения».

Ввод А

В=

Усл.1
В<A

С=

Усл.2
С=А

N=

1

2x-a=7,
2x-(x-3)=7,
x=4, B:=4

4<1, нет

1=1, да

+1 =33

3
А:=3+6 =9

См.стр.1

4<3, нет
4<9, да

См.стр.1

1=3, нет

240/2*4+9=39

4
А:=4+6=10

См.стр.1

4<4, нет
4<10, да

См.стр.1
См.стр.2

1=4, нет

240/2*4+10=40

5

См.стр.1

4<5, да

См.стр.2

240/2*4+5=35

7

См.стр.1

4<7, да

См.стр.2

240/2*4+7=37

Слайд 33. 10 птиц Республики Марий Эл, находящихся под угрозой исчезновения. Задание «Определите какой из птиц соответствует данный рисунок»

А сейчас продолжим знакомство с птицами, занесенными в Красную книгу Республики Марий Эл
1.Сокол-сапсан - 4
2.Черный аист - 12
4.Малая крачка - 8
5.Филин - 7
6.Овсянка-дубровник -6

Слайд 34. Алгоритм 5 «Определите какой из птиц соответствует данный рисунок». Рисунок 5. Алгоритм 5

Рисунок 5

Слайд 35. Трассировочная таблица «Птицы Республики Марий Эл, находящиеся под угрозой исчезновения».

Ввод А

В=

Условие

С=

N=

1

ax-7=1,
2x-7=1,
x=4

1<4, да

4(1+1)1-1 =4*20=4

2

См.стр.1

2<4, да

4(2+1) 2-1 =4*3=12

4

См.стр.1

4<4, нет

I-x, II-¾x, ¾* ¾x, I+II+III=18,5р, 37х=296, х=8, II-8*¾=6

2*6-4=8

5

См.стр.1

5<4, нет

См.стр.3

2*6-5=7

6

См.стр.1

6<4, нет

См.стр.3

2*6-6=6

  • Слайд 36. Колибри- самая маленькая птица мира
  • Слайд 37. Страус - самая большая птица мира
  • Слайд 38. Будущее земли зависит от тебя.

Список литературы

  1. Математика для любознательных. А.Г.Гайштут, Л.И.Брудман, Йошкар-Ола, 1992.
  2. 10 самых красивых и интересных птиц в мире. Режим доступа: http://brjunetka.ru/10-samyih-krasivyih-i-interesnyih-ptits-v-mire/
  3. Красная книга Республики Марий Эл. Редкие и исчезающие виды животных/ Автор-составитель Х.Ф.Балдаев. - Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002.
  4. Красная книга России. Режим доступа: http://biodat.ru/db/rb/rb.php?src=1&vid=357
  5. Красная книга России/ Оксана Скалдина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Эксмо, 2014.
  6. Красная книга. Режим доступа: https://cicon.ru/sutora.html
  7. Рейтинги мира. Режим доступа: http://top10r.ru/128-top-10-samye-krasivye-pticy-mira-foto-reyting.html
  8. Топ-10 Самые редкие и удивительные птицы в мире. Режим доступа: http://top10x.ru/top-10-samyie-redkie-i-udivitelnyie-ptitsyi-v-mire/