Программа курса внеурочной деятельности "Я среди людей". 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества.

Задачи программы:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения программы «Я среди людей» являются:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование и инструментарий:

  • Тематические литературные и музыкальные произведения.
  • Презентации, видеофильмы по изучаемым разделам.
  • Ресурсы городского краеведческого музея, станции юных натуралистов, городской детской библиотеки, дома детского творчества.
  • Компьютер, видеопроектор.

Характеристика курса

Актуальность программы

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Методы:

  • Словесный (устное изложение материала, беседа, анализ материалов).
  • Наглядный (показ презентаций, видео).
  • Практический (обучающие игры, тренинги, работа над творческими и исследовательскими проектами, постановка и участие в различного рода мероприятиях).
  • Объяснительно-иллюстративный (выступления на конференциях и конкурсах).
  • Частично-поисковый (работа в городских учреждениях дополнительного образования, музее, библиотеке).
  • Исследовательский и проектный (самостоятельная творческая работа обучающихся).

Формы организации

  • библиотечный час
  • занятие-игра
  • занятие-сказка
  • игра с ролевым и деловым акцентом
  • час общения
  • тренинг
  • практикум
  • проекты
  • экскурсии
  • выставки
  • творческие мастерские

Виды деятельности

  • Познавательная
  • Проектно-исследовательская
  • Проблемно-ценностное общение
  • Игровая
  • Творческая
  • Общественно-полезная

Содержание программы

1 класс

Раздел 1. «Школа - маленькая страна увлеченного человека» - 9 часов

Я - первоклассник. Будем знакомы!

Знакомство со школой. Учащиеся с помощью учителя формулируют правила поведения в школе. Проигрывают проблемные ситуации и анализируют. Игры и рефлексивные круги на сплочение и на знакомство. Экскурсия по школе. Разучивание стихотворений и песен о школе. Праздник для первоклассников на городской площади

Школьный этикет

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Разыгрывание сценок-миниатюр. Составление книжки - раскладушки «Правила жизни в школьном государстве». Конкурс рисунков о школе.

«Хорошая книга ярче звездочки светит»

Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Библиотечный час. Чтение и обсуждение книг. Реклама книги. Пословицы и поговорки о книгах. Инсценирование сказок.

Посвящение в первоклассники

Разучивание песен и стихотворений о школе. Название, девиз и эмблема класса. Игры.

Раздел 2. Я гражданин России - 8 часов

Моя Россия - Родина моя.

Знакомство с символами государства - герб, флаг, гимн России. Разучивание стихотворений, песен о Родине. Фотоколлаж. Экскурсия

Родного неба милый свет

Экскурсия. Библиотечный час. Выставка рисунков.

Я - ребенок. Мои права и обязанности

Беседа. Знакомство с Конституцией. Чтение, обсуждение и анализ произведений. Рисунок.

Новый год шагает по стране

Разучивание песен, танцев. Мастерская Деда Мороза. Новогодняя открытка-поздравление для мамы (друга, бабушки и т.д.)

Раздел 3. Мама, папа, я - дружная семья - 8 часов

ДОМ - Дети, Отец, Мать

Семья - самое близкое окружение человека. Термины ближайшего родства. Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.) Притчи о семье. Схема родословного дерева. Пословицы и поговорки о семье и ее членах, в том числе из творчества народов своего края. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. Семейные династии; профессии членов семьи. Семейные традиции трудолюбия и мастерства.

Дом крепок не укладом, а ладом

Библиотечный час. Чтение и обсуждение сказок, притч, пословиц и поговорок о семье.

Семейная драгоценность

Составление родословного древа. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». Проектно-исследовательская работа «История имени». Экскурсия на предприятия. Выставка творческих семейных работ. Семейная презентация «Фамильный герб». Выставка семейных реликвий и памятных вещей.

Форма: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо». Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи». Выставка «Золотые руки моей мамы».

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 8 часов

Как много в нашем мире красоты!

Библиотечный час. Выставка рисунков. Прослушивание музыкальных произведений. Экскурсия в парк, лес.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Проект совместно со станцией юных натуралистов. Беседа, обсуждение, просмотр художественных фильмов. Помощь приюту для домашних животных. Изготовление листовок.

Голос Земли

Чтение, обсуждение, анализ произведений. Фоторепортаж «Что я могу сделать с мусором?». Изготовление поделок из вторичного сырья. Выставка. Защита индивидуальных проектов. Изготовление листовок. Экскурсия на соляной источник.

Природа - великий учитель

Творческие задания и игры, направленные на развитие в детях ощущения взаимосвязи природы и человека. Экологические сказки, стихи. Выставка рисунков, фотографий. Изготовление буклетов.

2 класс

Раздел 1. «Школа - маленькая страна увлеченного человека» - 7 часов

Я - второклассник! Мои увлечения

Самопрезентация. Игры и рефлексивные круги на сплочение коллектива. Игра «Школа вежливости»

«Хорошая книга ярче звездочки светит»

Библиотечный час. Чтение и обсуждение книг. Реклама книги. Пословицы и поговорки о книгах. Инсценирование отрывков из произведений. Проект «Моя книжная полка».

Мой класс - мои друзья

Рефлексивные круги общения, тренинги, беседы о дружбе, взаимопомощи. Праздник «День рождения класса». Фотовыставка «Мой классный класс». Творческое задание «Поможем другу».

Раздел 2. Я гражданин России - 9 часов

Слово о русской земле

Библиотечный час. Выставка рисунков. Виртуальная экскурсия.

«Мы с тобой рожденьем усольчане»

Экскурсии по улицам города. «О чём говорят названия улиц?» Ономастика названий улиц Ленина, К.Маркса, Энгельса, Толбухина, Шевченко, Матросова, Молотовая и др. Встречи с родителями разных профессий на предприятиях «Мастер своего дела». Творческая работа «Моя улица».

Форма: встречи, экскурсии, очные и заочные путешествия, презентация, защита проекта. Творческая работа «Мой любимый город».

Я - ребенок. Мои права и обязанности

Час общения.

Новый год шагает по стране

Разучивание песен, танцев. Мастерская Деда Мороза. Новогодняя открытка-поздравление для мамы (друга, бабушки и т.д.)

Раздел 3. Мой дом - моя крепость - 7 часов

ДОМ - Дети, Отец, Мать

Культурно-просветительная программа «Дерево держится корнями, а человек семьей» в Иркутском краеведческом музее «Дом Трубецких». Знакомство с историей семьи Трубецких, осознание слов «Семья», «Род», «Фамилия», «династия», «реликвия». Составление генеалогического древа.

«Шумел на кухне самовар…»

Культурно-просветительная программа «Принимаем гостей» в Иркутском краеведческом музее. Инсценирование. Этикет за столом. Час общения «Искусство принимать и дарить подарки»

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 8 часов

Мечта заложена природой

Библиотечный час. Конкурс рисунков

Мы в ответе за тех, кого приручили

Проект совместно со станцией юных натуралистов. Беседа, обсуждение, просмотр художественных фильмов. Помощь приюту для домашних животных. Изготовление листовок.

Голос Земли

Экскурсия. Творческое задание «Спасибо природе». Выявление экологических проблем города, проведение акций по благоустройству микрорайона и создание творческих проектов». Сценка «Разговор цветов». Рисунок «Поможем деревьям»

Природа - великий учитель

Творческие задания и игры, направленные на развитие в детях ощущения взаимосвязи природы и человека. Экологические сказки, стихи. Выставка поделок из природного материала, фотографий. Изготовление буклетов. Игра «Мир природы».

Раздел 5. Я в мире с другими и с самим собой - 3 часа

Душа человека

Час общения. Психогимнастика. Упражнение «Я согреваю мир теплом своей души».

Мир человеческих отношений

Анализ ситуаций. Игра «Благодарное сердце», «Подумаем о доброте». Рисунок «Образ слова "Спасибо"». Сценка «Приветливые люди»

3 класс

Раздел 1. Народы России: Сибирь. - 9 часов

Просторов песенная ширь - святая русская Сибирь!

Богатая история Сибири. Сибирь - самая большая часть России. Уникальная сибирская природа. Байкал - жемчужина Сибири. Сибирь в творчестве поэтов и художников. Учащиеся составляют кластер занятия или оформляют творческий альбом.

В Сибирском хороводе: коренные народы Сибири

История народонаселения в Сибири. Коренные народы Сибири в современном мире.

Учащиеся работают в группах - представляют один из коренных народов в творческой форме. Составление фотоальбома «В Сибирском хороводе: коренные народы Сибири».

Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы».

Экскурсия в архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы». Исследование памятников истории, архитектуры и этнографии XVII-XX вв. Непосредственное знакомство с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья.

Творческая работа: оформление архитектурно-ландшафтной экспозиции

Раздел 2. Праздничный калейдоскоп - 10 часов

Праздник Белого месяца

Второй Новый год - Саалган (праздник Белого месяца). История национального праздника бурятов. Традиционные особенности праздника. Духовные ценности в истории праздника.

Инсценирование отдельных моментов праздника. Разучивание народных бурятских песен. Проведение праздничных состязаний.

На пороге Наадым!

Тысячелетняя история тувинского национального праздника животноводов. Ярмарка в программе Наадыма. Национальная борьба «хуреш».

Инсценирование отдельных моментов праздника. Конкурс-дефиле на лучшие костюмы и изделия из войлока. Проведение праздничных состязаний.

Тун-пайрам - праздник первого айрана

Древняя история праздника. Праздничные традиции и ритуалы. Состязания борцов - курес. Конные скачки - чарыс. Поднятие камня - хапчан, тас. Стрельба из лука.

Инсценирование отдельных моментов праздника. Проведение праздничных состязаний.

Бакалдын с эвенками

Праздник новой жизни, радости встреч. Традиции, передаваемые из глубины веков. Эстафета проведения праздника. Народное творчество в программе праздника.

Инсценирование отдельных моментов праздника. Проведение праздничных состязаний.

Новый год шагает по стране

Разучивание песен, танцев. Мастерская Деда Мороза. Новогодняя открытка-поздравление для мамы (друга, бабушки и т.д.)

Раздел 3. Культура и обычаи народов России: Сибирь - 6 часов

Культ природы у коренных народов Сибири. Обычаи и семейные ценности разных народов: сходство и отличительные черты. Свадебный обряд - прошлое и настоящее. Народное творчество. История национального костюма.

Составление презентаций, кластеров по теме занятия. Дефиле национальных костюмов. Подготовка творческих номеров.

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 5 часов

Мы в ответе за тех, кого приручили

Проект совместно со станцией юных натуралистов. Беседа, обсуждение, просмотр художественных фильмов. Помощь приюту для домашних животных. Изготовление листовок.

Моя Сибирь - зелёный дом!

Проведение акций по благоустройству школьного двора и создание творческих проектов.

Раздел 5. Я в мире с другими и самим собой - 2 часа

Мои друзья - Сибиряки!

Рефлексивные круги общения, тренинги, беседы о дружбе между разными народами, взаимопомощи. Творческое задание «Поможем другу». Составление фотоколлажа «У дружбы нет границ».

Мы разные, мы вместе!

Час общения. Тренинг.

4 класс

Раздел 1. Народы России: культура общения - 9 часов

Традиции общения в семье разных народов России. «Домострой».

Семья, роль каждого члена семьи. Внутрисемейные отношения и ценности. Семейные традиции. Семья в далёком прошлом и настоящем. Пословицы и поговорки о семье.

Культура общения в современной семье

Час общения. Правила и стиль общения в современной семье. Проблемы семейных взаимоотношений. Семейный этикет. Обыгрывание ситуаций по теме.

О терпимости к ближним

Рефлексивные круги общения, тренинги, беседы о понимании другого человека, взаимопомощи. Польза терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Творческое задание «Я в семье не один».

Культура спора

Что такое спор? Виды спора. Почему мы спорим? Когда не надо спорить. Элемент игры в споре. Положительное и негативное значения спора. Ролевые игры. Тренинги.

Этикетные ситуации

Этикет и этикетные ситуации. Этикет в отношениях между мальчиками и девочками. Игра и этикет. Обыгрывание ситуаций по теме.

В мире мудрых мыслей

Источники мудрости. Что такое быть мудрым? Мудрость на страницах книг. Афоризмы о мудрости.

Раздел 2. Праздничный калейдоскоп - 13 часов

Религиозные праздники коренных народов Сибири

Библиотечный час. Когда и как появились праздники. Сходство и различие религиозных праздников коренных народов Сибири. Праздничные традиции. Творческий проект «Календарь религиозных праздников коренных народов Сибири.

Национальные особенности Пасхи у народов России

Экскурсия в краеведческий музей г. Иркутск. Весна в доме. «Зелёная горка» якутов. Покрашено, размалевано, сплетено. Приглашаем к столу. Пасхальный разгуляй.

Новый год шагает по стране

Разучивание песен, танцев. Мастерская Деда Мороза. Новогодняя открытка-поздравление для мамы (друга, бабушки и т.д.)

Раздел 3. Культура и обычаи народов России: общечеловеческие нормы нравственности - 3 часа

Об источниках наших нравственных знаний. Заветы предков

Источники наших нравственных знаний. Совесть как основа нравственности. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха. Обыгрывание ситуаций по теме.

Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей

Что значит быть приветливым? Истинная и суррогатная приветливость. Всегда ли нужно быть приветливым? Игры. Тренинги.

Сибирский друг, мой друг бес­ценный

Рефлексивные круги общения, тренинги, беседы о дружбе в классе между детьми разных национальностей. Толерантность и взаимопомощь. Творческое задание «Я учусь у друга». Составление фотоальбома «Когда мои друзья со мной».

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 6 часов

Мы в ответе за тех, кого приручили

Проект совместно со станцией юных натуралистов. Беседа, обсуждение, просмотр художественных фильмов. Помощь приюту для домашних животных. Изготовление листовок.

Моя Сибирь - зелёный дом!

Проведение акций по благоустройству школьного двора и создание творческих проектов.

Раздел 5. Я в мире с другими и с самим собой - 3 часа

Что влияет на меня и что я хочу изменить

Час общения. Написание эссе «Кто я? Какой я? Что для меня важно в жизни?» Чтение и обсуждение рассказа Р. Погодина «Что у Сеньки было». Заполнение таблицы. Закончи предложения.

Счастье понимать других

Что такое эмпатия? Неразрывная связь с разнообразными окружающими социальными группами. Анализ ситуаций. Выставка рисунков «Цветок взаимопонимания».

От добрых мыслей к добрым поступкам

Богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны. Чтение и обсуждение притчи. Анализ пословиц. Работа в паре.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я среди людей»

1 класс

№ п/п

Тема

Форма

Количество часов

Раздел 1. «Школа - маленькая страна увлеченного человека» - 9 часов

1

Я - первоклассник. Будем знакомы!

Тренинг-знакомство Экскурсия по школе
Праздник для первоклассников на городской площади

3

2

Школьный этикет

Беседа, презентация

2

3

«Хорошая книга ярче звездочки светит»

Экскурсия в библиотеку

2

4

Посвящение в первоклассники

Праздник

2

Раздел 2. Я гражданин России - 8 часов

5

Моя Россия - Родина моя.

презентация

2

6

Родного неба милый свет

Библиотечный час. Выставка рисунков

2

7

Я - ребенок. Мои права и обязанности

Час общения

1

8

Новый год шагает по стране

Мастерская деда Мороза, проект-праздник

3

Раздел 3. Мама, папа, я - дружная семья - 8 часов

9

ДОМ - Дети, Отец, Мать

Проект

5

10

Дом крепок не укладом, а ладом

Библиотечный час

2

11

Семейная драгоценность

Час общения

1

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 5 часов

12

Как много в нашем мире красоты!

Мастерская в библиотеке

2

13

Мы в ответе за тех, ко

го приручили

Проект-акция

2

14

Голос Земли

Экологический десант

2

15

Природа - великий учитель

Экскурсия

2

2 класс

№ п/п

Тема

Форма

Количество часов

Раздел 1. «Школа - маленькая страна увлеченного человека» - 7 часов

1

Я - второклассник! Мои увлечения

самопрезентация

3

2

«Хорошая книга ярче звездочки светит»

Экскурсия в библиотеку

2

3

Мой класс - мои друзья

тренинг

2

Раздел 2. Я гражданин России - 9 часов

4

Слово о русской земле

Библиотечный час. Выставка рисунков

2

5

«Мы с тобой рожденьем усольчане»

Проект/экскурсия

3

6

Я - ребенок. Мои права и обязанности

Час общения

1

Новый год шагает по стране

Мастерская деда Мороза, проект-праздник

3

Раздел 3. Мой дом - моя крепость - 7 часов

7

ДОМ - Дети, Отец, Мать

Проект/ экскурсия в краеведческий музей г. Иркутск

5

8

«Шумел на кухне самовар…»

Библиотечный час

2

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 8 часов

9

Мечта заложена природой

Тренинг, библиотечный час

2

10

Мы в ответе за тех, кого приручили

Проект-акция

2

11

Голос Земли

Экологический десант

2

12

Природа - великий учитель

Экскурсия

2

Раздел 5. Я в мире с другими и с самим собой - 3 часа

13

Душа человека

Час общения, встреча с духовным наставником

1

14

Мир человеческих отношений

Проект

2

3 класс

№ п/п

Тема

Форма

Количество часов

Раздел1. Народы России: Сибирь - 11 часов

1

Просторов песенная ширь -
Святая русская Сибирь!

Урок-презентация

1

2

В Сибирском хороводе: коренные народы Сибири.

Проект (совместно с детской городской библиотекой)

3

3

Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы».

экскурсия

7

Раздел 2. Праздничный калейдоскоп - 10 часов

4

Праздник Белого месяца.

Проект/экскурсия

2

5

На пороге Наадым!

Проект/экскурсия

2

6

Тун-пайрам - праздник первого айрана.

Проект/экскурсия

2

7

Бакалдын с эвенками.

Проект/экскурсия

2

8

Новый год шагает по стране.

Проект-праздник

2

Раздел 3. Культура и обычаи народов России: Сибирь - 6 часов

9

Буряты - яркое сплетение традиций Азии и Европы.

Библиотечный час

1

10

Прогулка с тувинцами.

Виртуальная экскурсия

1

11

Хакасы - забытые истории!

Историческая панорама

1

12

Эвенки: из прошлого в настоящее!

Библиотечный час

1

13

В Сибирском хороводе: национальные костюмы народов Сибири.

Проект-концерт

2

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 5 часов

14

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Проект-акция (совместно со СЮН)

2

15

Моя Сибирь - зелёный дом!

Проект/акция по озеленению школьного двора (совместно со СЮН)

3

Раздел 5. Я в мире с другими и самим собой - 2 часа

16

Мои друзья - Сибиряки!

Час общения

1

17

Мы разные, мы вместе!

тренинги

1

4 класс

№ п/п

Тема

Форма

Количество часов

Раздел 1. Народы России: культура общения - 9 часов

1

Традиции общения в семье разных народов России.

Час общения

1

2

Культура общения в современной семье.

Библиотечный час. Тренинг.

2

3

О терпимости к ближним.

Дискуссия.

1

4

Культура спора.

Игровой тренинг.

2

5

Этикетные ситуации.

Час общения

1

6

В мире мудрых мыслей.

Библиотечный час

2

Раздел 2. Праздничный калейдоскоп - 13 часов

7

Религиозные праздники коренных народов Сибири.

Проект-экскурсия в библиотеку

3

8

Национальные особенности Пасхи у народов России.

Выезд в краеведческий музей г.Иркутск.

7

9

Новый год шагает по стране.

Проект-концерт

3

Раздел 3. Культура и обычаи народов России: общечеловеческие нормы нравственности - 3 часа

10

Об источниках наших нравственных знаний. Заветы предков.

Библиотечный час

1

11

Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей.

1

12

Сибирский друг, мой друг бес­ценный.

Час общения

1

Раздел 4. Великая школа природы - главная школа жизни - 6 часов

13

Мы в ответе за тех, кого приручили!

Проект-акция (совместно со СЮН)

3

14

Моя Сибирь - зелёный дом!

Проект-акция по озеленению школьного двора (совместно со СЮН)

3

Раздел 5. Я в мире с другими и самим собой - 3 часа.

15

Что влияет на меня и что я хочу изменить.

час общения

1

16

Счастье понимать других.

тренинг

1

17

От добрых мыслей к добрым поступкам.

Дискуссия, тренинг

1

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.
  2. Вакуленко Ю.А., Г.П.Попова, Р.Ш.Энсани. Семейные праздники в воспитании школьников: родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Логтинова А.А., А.Я. Данилюк Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов 1-4 класс. М: «Просвещение», 2013.
  4. Лопатина А., М.Скребцова Беседы и сказки о семье. М: "Амрита-Русь", 2009.
  5. Е.И.Николаева Воспитание толерантности. М: "Мой учебник", 2007.
  6. Лопатина А., М.Скребцова Вечная мудрость сказок. Москва:Амрита-Русь, 2010.
  7. Маханева М.Д., С.В.Рещикова. Мы с друзьями целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Н.Б.Говоркова, Г.Г.Кукушкина. Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги, игры. Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / Пер. с нем. Р.С.Эйвадиса. - СПб.: «Светлячок»; «Речь», 2001 - 128 с.
  10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Москва:АСТ ФОЛИО, 2000.
  11. Цукерман Г.А., Н.К.Поливанова. Введение в школьную жизнь. Томск: "Пеленг", 1996.
  12. Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М: ТЦ Сфера, 2005.