Методическая разработка урока по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: главные члены предложения


Класс: 3.

Цель:

  • закреплять понятие «главные члены предложения», отрабатывать навык их поиска в предложениях;
  • развивать диалогическую и монологическую устную речь, мышление, память, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку, сплочение детского коллектива.

Формирование УУД

Личностные УУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие чувства сопричастности своей истории;
  • развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто больше всего в ней нуждается.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения ставить учебную задачу, добиваться ее решения;
  • развитие умения определения последовательности своих действий;
  • формирование умения выявлять уровень усвоения учебного материала.

Познавательные УУД:

  • формирование умения определять необходимую информацию, извлекать ее из текста;
  • формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • формирование умения слушать и вступать в диалог.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку;
  • карточки, содержащие по 3 слова с изученными орфограммами;
  • толковый словарь С.И.Ожегова;
  • карточки для работы в группах;
  • игра на нахождение главных членов предложения на электронном сервисе Learning Apps (раздел «Русский язык»).

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивирование на учебную деятельность

- Доброе утро, ребята! Перед началом нашей работы подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста! Проверьте готовность к работе: все ли учебные пособия и принадлежности лежат на парте? Молодцы!

II. Чистописание

Слайд № 2 - На минутке чистописания поиграем в игру «Кот в мешке». (У каждого ребенка на парте лежит карточка с 3 словами, в которых есть изученные орфограммы. Все карточки пронумерованы.)

- Переверните карточки. В тетради запишите дату, а в следующей строке, посередине, укажите номер карточки. Грамотно и аккуратно спишите, пожалуйста, слова и обозначьте в них орфограммы. Устно определите, какой частью речи эти слова являются. (На работу - 3-4 минуты. Далее учитель наугад называет номер карточки. Этот ученик выходит с нею к доске, записывает свои слова, подчеркивает орфограммы, называя проверочные слова устно (если они необходимы), определяет части речи. Дети дублируют эту работу в своих тетрадях.)

III. Актуализация знаний. Целеполагание

- Чтобы узнать тему урока, предлагаю выполнить интересное задание. Найдите лишнюю запись и объясните свой выбор: (Слайд № 3)

Пошла за покупками, золотая осень, барсук убежал, письмо другу.

- А теперь попробуйте определить тему урока и, пользуясь опорными словами, сформулировать цель. (Дети самостоятельно называют тему и цель урока.)

Слайд № 4 - тема «Главные члены предложения».

Слайд № 5 - Повторить, какие члены предложения называются главными;

упражняться в нахождении их в предложениях.

IV. Повторение

- Знакома ли вам тема урока? Предлагаю заполнить опорную схему по данной теме:

Слайд 6

(Учитель задает вопросы, по мере ответов на них, появляются записи на схеме.)

- На какие две группы делятся все члены предложения?

- Как называются главные члены предложения?

- На какие вопросы они отвечают?

- Как обозначаются в предложении?

- Каким образом данная опорная схема может помочь ученику в работе? Для чего нужно правильно находить главные члены в предложениях? (Далее предлагается с помощью опоры составить полный рассказ о главных членах предложения 1 ученику. А затем дети проговаривают его друг другу, работая в парах.)

- А знаете ли вы, что эти термины «подлежащее» и «сказуемое» были известны уже давно. Хотите узнать, что говорил о них М.Ломоносов? (Слайд 7)

Физкультминутка

V. Систематизация знаний

- Предлагаю поупражняться в нахождении главных членов в предложениях. Прочитайте, пожалуйста, первое предложение (учебник с. 88 упр. 145). Все ли слова в нем вам понятны?

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

(Если обучающиеся затрудняются в определении значения слова «караван», учитель предлагает работу с толковым словарём). Слайд 8

- Запишите предложение и выделите в нем главные члены предложения. Вспомним, по какому алгоритму мы действуем? (Обучающиеся повторяют алгоритм нахождения главных членов предложения.)

- Проверим, как вы справились с заданием? Молодцы, все получилось!

- А сейчас продолжаем тренировку в нахождении главных членов предложения и поиграем в игру на электронном сервисе Learning Apps. (По очереди дети выделяют главные члены предложения на интерактивной доске, объясняя свой выбор.)

- Отлично! На что вы опирались, выполняя данное задание?

Физкультминутка для глаз

- Настало время для творческого задания. Работая в группах, в предложения вместо пропусков надо вставить подходящие по смыслу подлежащие или сказуемые, подчеркнуть грамматическую основу. Слайд 9 , Приложение № 1.

(После работы дети выбирают по 1 представителю каждой группы, который будет читать записи команды.) Слайд 10

- Вы дружно поработали в командах и прекрасно справились с заданием! Что же помогло вам безошибочно определить главные члены в предложениях?

VI. Самостоятельная работа, оценивание

- Проверьте себя - насколько хорошо вы знаете материал урока? Учебник с. 88 упр. 144 (2). Слайд 11

(Если часть детей быстро справиться с работой, им можно предложить отгадать ребус - слайд 12.)

- Проверим самостоятельную работу. Кто выполнил ее без затруднений и ошибок? Кто допустил ошибки? Как вы думаете, почему появились ошибки? Что надо сделать, чтобы в дальнейшем такие работы выполнять безошибочно? Кто отгадал ребус? (Как вы это сделали? - вопрос уместен, если были такие ученики.)

(Учитель оценивает устные ответы учеников с обоснованием.)

VI. Объяснение домашнего задания

- Учебник с. 88 упр. 145 (до конца). Прочитайте внимательно задание. Задайте вопросы по содержанию? Для желающих предлагаю дома выполнить дополнительное задание: придумать и записать 2 повествовательных невосклицательных предложения и выделить в них главные члены предложения.

VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности

- Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собою? Как вы считаете, достигли ли вы цели урока? Что вам в этом помогло?

- Выберите предложение на слайде и продолжите его, оценивая результат вашей работы. Слайд 14

- Мы с вами прекрасно потрудились сегодня на уроке. Благодарю вас за совместный труд!

Приложение № 1

Карточки для работы в группах:

Трудолюбивый …………… выполнял домашнее задание по русскому языку.

Завтра утром папа …………….. в командировку.

Воробьи …………….. в лужах перед жарой.

При нагревании …………….. расширяется.