Урок русского языка по теме "Слова с удвоенными согласными"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, слова с удвоенными согласными в корне слова


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Раздел: русский язык.

Класс: 2.

Ключевые слова: русский язык, слова с удвоенными согласными в корне слова.

Тип урока:открытие нового знания.

Цель: знакомство с правилом написания удвоенных согласных в корне.

Задачи:

  • Обучающая: формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне, умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных.
  • Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; обогащать лексический запас.
  • Воспитывающая: воспитать аккуратность при работе в тетради, культуру поведения на уроке; формировать коммуникативную компетентность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умения, принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

  • наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.
  • формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
  • тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.
  • развивать умения видеть орфограммы.
  • развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные:

  • формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник Канакина «Русского языка», 2 класс, рабочая тетрадь Канакина «Русский язык» 2 класс, карточки-задания, листы самооценки.

Конспект урока

Этапы урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:
формирование способности к организации своей деятельности
Личностные УУД:
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!

Дети организуют свое рабочее место, проверяют
готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

2. Минутка чистописания.

Словарная работа

Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

1. Открываем тетради, записываем число, классная работа

Назовите главные опасности письма в слове декабря?

2. Минутка чистописания.

На уроке не спешу
Букву к буковке пишу…
РР ПП СС ЛЛ КК ЖЖ ББ

Дети прописывают в тетради, списывая с доски

Декабря - проверяемый безударный гласный.
(Декабря - декабрь)

Какие буквы мы будем писать?
Что их объединяет? (согласные)
На какие две группы мы их можем разделить? (звонкие, глухие)
Какая буква здесь лишняя? (буквой ж - обозначаем всегда твердый согласный звук)
Повторяем написание букв.

Учащиеся объясняют свой выбор

Запишите строчные буквы парами:

1 строчка буквы, которыми обозначаются звонкие согласные звуки
2 строчка буквы, которыми обозначаются глухие согласные звуки

Проверка и самооценивание
- Цель этого этапа урока? Повторить знания о парности согласных звуков

Словарик нам принес новое слово.
Как называется шестой день недели?
(Учитель вывешивает слово суббота)
- Что необычного в записи этого слова?

- Произнесите слово.
- Что вы заметили?
(Звук произносится более долго)
К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только не знали - как? Всегда с большой буквы - место занято. Непроизносимых согласных у них также нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными, а лишь некоторые. Долгие согласные звуки в отдельных словах с тех пор обозначаются двумя буквами.
Запишите слово суббота.
Выделим удвоенный согласный в слове суббота. Удвоенный согласный будет орфограмма.

Учащиеся отвечают на вопросы

3. Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

Регулятивные УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи
Познавательные УУД:
- доказательство,
- структурирование знаний

Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение включаться на урок. Принятие целей урока, готовность к работе

Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Слова с удвоенными согласными»
Что хотели бы узнать на уроке?

Задачи урока
1.Учиться правильно писать слова с удвоенным согласными.
2.Правильно переносить слова с удвоенными согласными.

Дети называют тему урока, ставят задачи

4. Динамическая пауза

- Молодцы, а теперь отдохнем!

выполняют музыкальную физминутку «Дед Мороз»

5. Первичное усвоение новых знаний

Регулятивные:
- умение оценивать свою работу на уроке;
- умение работать индивидуально

Вы любите отгадывать загадки. Сейчас мы отгадаем загадки, а отгадки запишем в тетрадь и выделим орфограмму - удвоенный согласный.

Плещет тёплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)

Стою на крыше
Всех труб выше.
Телевизор без меня
Не посмотрите ни дня! (антенна)

Что за твердая река,
К нам течет издалека?
Лодки здесь не проплывают,
А машины проезжают! (шоссе)

Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «Р» содержит он
И называется ... (перрон)

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два с,
Называется ... (экспресс)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ... (хоккей)

Учащиеся отгадывают загадки, выделяют в словах орфограмму

Проверка и самооценивание

6.
Динамическая
пуаза

- Молодцы, а теперь отдохнем!

Музыкальная физкультминутка «Снежинки»

7. Первичное закрепление Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД:
умение контролировать процесс и результаты своей деятельностиРегулятивные УУД: знаково-символические
Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов.
Регулятивные:
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Поиграем в игру «Найди снежинке свое место»
Снежинки должны занять свое место в слове (слова на доске)
Класс, теннис, троллейбус, дрожжи, грипп, орфограмма.
Мы научились писать слова с удвоенным согласным?
А теперь подумайте и ответьте.
Как правильно перенести слово с удвоенным согласным с одной строки на другую?

Дети вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют которую вставляли.

Сигнальные карточки с буквами

Эти буквы-близнецы,
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.
Ван-на, рас-сказ, ил-люстрация.

Дети устно отвечают на вопросы учителя

Работа в рабочей тетради:
с. 54 упр. 116
Прочитайте задание, выполните.

Один ученик выполняет задание на доске

Индивидуальная работа на карточках. Выбираем задание по силам.
(Красная карточка: составьте из слов предложения, запишите их, разделяя слова с удвоенным согласным знаком переноса.
Ехали, по, шоссе, автобусы.
Растёт, лесу, в, можжевельник.

Синяя карточка: выпишите из словосочетаний слова с удвоенным согласным, разделяя их для переноса.
Широкое шоссе, хорошая коллекция, интересный рассказ, срочная телеграмма, русский язык.

Зелёная карточка: спиши слова, разделяя их знаком переноса.
Группа, теннис, программа, тонна, касса, пассажир.

Проверка и самооценивание

8. Домашнее задание

- Домашнее задание.
С. 117 правило, с. 118 упр. 190

Дети слушают учителя и записывают задание в дневник.

9. Итог урока. Рефлексия

Личностные УУД:
оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания

Оцените свою работу. Сосчитайте на карточке самооценки + и -.
«5» - 5б.
«4» - 4-3б.
Мне надо еще поработать
Продолжите предложения.
Я научился …
Я затруднялся…

Лист самооценки

Номер задания

самооценка

Минутка чистописания

Слова-отгадки

«Игра-снежинки»

Задание в рабочей тетради

Индивидуальные задания на карточках