Урок математики "Уменьшение числа на несколько единиц"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Программа: УМК «Начальная школа 21 века».

Учебник: Математика. 1 класс (в 2 частях). Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.

Данный урок является первым из трех по разделу «Уменьшение числа на несколько единиц».

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование представлений обучающихся о действии уменьшения на определенное количество единиц.

Задачи (с указанием планируемых результатов): 1. Предметные:

  • формирование представления о действии вычитания;
  • формирование умений отличать действия вычитания от сложения;
  • формирование умений вычитать, т.е. уменьшать число на определенное количество единиц, решать учебные задания на уменьшение (перспективная задача на 3 урока).

2. Метапредметные:

  • (регулятивные) развитие умения принимать учебную задачу, следовать инструкции, развитие умений самооценочной деятельности, умения осуществлять взаимопроверку;
  • (познавательные) развитие умений анализировать условие задачи, анализировать, находить информацию, заданную в явном и неявном виде;
  • (коммуникативные) развитие умения работать в парах, развитие умения слушать и понимать учителя и товарищей
  • (личностные) формирование положительной учебной мотивации.

Форма организации: игра-путешествие.

Межпредметные связи: с окружающим миром - в преддверии Дня космонавтики (60 лет со дня первого полёта человека в космос).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Средства обучения: для обучающихся: учебник 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика», 2 часть; тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь; фишки. для учителя: учебник 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика» 2 часть, мультимедийная техника, презентация, карточки с примерами.

1 этап урока. Организационный момент

Создание мотивационного успеха:

Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!

2 этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задачи урока

- Ребята, скажите, какой юбилей 12 апреля будет отмечать весь мир? (День авиации и космонавтики)

Ваня П.: 12 апреля в 1961 году Ю.А.Гагарин первым в мире совершил орбитальный полет за 108 мин.

- Правильно, и в этом большая заслуга многих ученых-математиков - покорение космоса невозможно без математических расчетов. Сегодня мы совершим космическое путешествие вокруг планеты Земля прямо из кабинета.

На доске изображение ракеты с математической машиной.

- Для того чтобы совершить полет, мы должны починить космический корабль с помощью вычислений. Обратите внимание на «машину».

-6

9

3

12

5

8

2

11

5

10

3

- Найдите ошибки.

(Исправляем ошибки у доски)

- Ребята, все ли согласны с исправлениями? Покажите с помощью сигналов. Напоминаю, зеленый цвет «согласен», красный «не согласен».

- Молодцы! С заданием справились. Теперь, приготовьтесь к нашему космическому путешествию. (Слайд, Гагарин «Поехали»)

- Как называлась машина? (-6)

- Что происходило с числами? (Увеличивались или уменьшались?)

- Правильно! Уменьшались. Давайте сформулируем тему урока. (Ответы детей: Уменьшение числа на несколько единиц)

- Какое действие будем использовать? (вычитание, а знак «-»)

- Чему мы будем учиться? (Уменьшать числа на несколько единиц)

На доске схемы

- Выберите, какой схемой мы будем пользоваться?

III. Объяснение нового материала

- Откроем тетради, запишем дату.

- Дежурные, сколько клеточек мы отступаем от предыдущей работы? (4 клеточки. На 5й пишем)

- Минутка чистописания (Пропишем чередование 1 и 2. Образец на доске).

- Наше космическое путешествие продолжается. Смотрите! Комета! Она стремительно движется в нашем направлении! Срочно нужно перестроить маршрут и облететь ее. Для этого нужно выполнить и понять задачу №1 на странице 105. Откроем наши учебники.

- Аня, прочитай задачу.

- Давайте прочитаем условие задачи. (ответы детей)

- О чем говориться в задаче? (о том, что у Пети книги и тетради).

- Мы знаем, сколько у Пети книг? (да 8 книг)

- Прочитайте вопрос задачи.

- Что нам нужно найти? (Сколько тетрадей)

- Рассмотрите схему. Объясните, почему выполнено вычитание?

- Как еще можно узнать? (из 8 вычесть 3 получится 5).

Задание № 2.

Задача. Для ремонта дачи приготовили 9 досок, а брёвен на 4 меньше. Сколько бревен приготовили для ремонта?

- О чем говорится в задаче? (о том, что для ремонта дачи приготовили доски и бревна)

- Сколько приготовили досок? (9)

- Сколько бревен? (мы не знаем, но в условии сказано, что на 4 меньше, чем досок)

- Как узнать, сколько бревен приготовили для ремонта? (Надо из 9 отнять 4)

- Записываем (У доски ученик диктует: Решение: 9-4=5.

Ответ: 5 бревен).

- Умнички! Комету облетели!

Физминутка

Про космос на экране

IV. Закрепление

- Посмотрите! Впереди метеоритный дождь. Чтобы корабль не потерпел крушение, нужно выполнить следующее задание.

- Кладем учебники и тетради на край стола. Открываем тетради на печатной основе на стр. 70. Приготовили цветные карандаши.

Задание № 1.

- Посчитайте сколько красных фишек нарисовано? (8)

- Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте зеленых фишек на 3 меньше, чем красных. Сколько фишек вы нарисовали? (5).

- Какое действие выполнили? (вычитание)

- Возьмите синий карандаш и нарисуйте синих фишек на 2 больше, чем зеленых. Сколько фишек вы нарисовали (7).

- Какое действие выполнили? (сложение)

- Почему не вычитание? (Потому то сказано «больше на»)

- Возьмите желтый карандаш и нарисуйте желтых фишек на 4 меньше, чем синих. Сколько фишек вы нарисовали (3).

- Нам удалось облететь метеоритный дождь, мы молодцы!

V. Самостоятельная работа

Задание № 5.

- Для успешного приземления, нам нужно выполнить последнее задание.

Учащиеся выполняют примеры, проверяем фронтально. Используем сигналы для проверки.

- Миссия выполнена! Отлично! Приземляемся!

VI. Итог урока

- Какую тайну математики вы сегодня открыли? (Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)

- Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? (поднимают руки)

- В память о нашем полете, давайте зажжем звездное небо. Если вы поняли тему, то прикрепить звездочку желтого цвета, если тема вызвала затруднение - красного.

Урок окончен. Спасибо!