Программа: УМК «Начальная школа 21 века».
Учебник: Математика. 1 класс (в 2 частях). Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.
Данный урок является первым из трех по разделу «Уменьшение числа на несколько единиц».
Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование представлений обучающихся о действии уменьшения на определенное количество единиц.
Задачи (с указанием планируемых результатов): 1. Предметные:
- формирование представления о действии вычитания;
- формирование умений отличать действия вычитания от сложения;
- формирование умений вычитать, т.е. уменьшать число на определенное количество единиц, решать учебные задания на уменьшение (перспективная задача на 3 урока).
2. Метапредметные:
- (регулятивные) развитие умения принимать учебную задачу, следовать инструкции, развитие умений самооценочной деятельности, умения осуществлять взаимопроверку;
- (познавательные) развитие умений анализировать условие задачи, анализировать, находить информацию, заданную в явном и неявном виде;
- (коммуникативные) развитие умения работать в парах, развитие умения слушать и понимать учителя и товарищей
- (личностные) формирование положительной учебной мотивации.
Форма организации: игра-путешествие.
Межпредметные связи: с окружающим миром - в преддверии Дня космонавтики (60 лет со дня первого полёта человека в космос).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный.
Средства обучения: для обучающихся: учебник 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика», 2 часть; тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь; фишки. для учителя: учебник 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика» 2 часть, мультимедийная техника, презентация, карточки с примерами.
1 этап урока. Организационный момент
Создание мотивационного успеха:
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!
2 этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задачи урока
- Ребята, скажите, какой юбилей 12 апреля будет отмечать весь мир? (День авиации и космонавтики)
Ваня П.: 12 апреля в 1961 году Ю.А.Гагарин первым в мире совершил орбитальный полет за 108 мин.
- Правильно, и в этом большая заслуга многих ученых-математиков - покорение космоса невозможно без математических расчетов. Сегодня мы совершим космическое путешествие вокруг планеты Земля прямо из кабинета.
На доске изображение ракеты с математической машиной.
- Для того чтобы совершить полет, мы должны починить космический корабль с помощью вычислений. Обратите внимание на «машину».
-6 |
||||
9 |
→ |
→ |
3 |
|
12 |
→ |
→ |
5 |
|
8 |
→ |
→ |
2 |
|
11 |
→ |
→ |
5 |
|
10 |
→ |
→ |
3 |
- Найдите ошибки.
(Исправляем ошибки у доски)
- Ребята, все ли согласны с исправлениями? Покажите с помощью сигналов. Напоминаю, зеленый цвет «согласен», красный «не согласен».
- Молодцы! С заданием справились. Теперь, приготовьтесь к нашему космическому путешествию. (Слайд, Гагарин «Поехали»)
- Как называлась машина? (-6)
- Что происходило с числами? (Увеличивались или уменьшались?)
- Правильно! Уменьшались. Давайте сформулируем тему урока. (Ответы детей: Уменьшение числа на несколько единиц)
- Какое действие будем использовать? (вычитание, а знак «-»)
- Чему мы будем учиться? (Уменьшать числа на несколько единиц)
На доске схемы
- Выберите, какой схемой мы будем пользоваться?
III. Объяснение нового материала
- Откроем тетради, запишем дату.
- Дежурные, сколько клеточек мы отступаем от предыдущей работы? (4 клеточки. На 5й пишем)
- Минутка чистописания (Пропишем чередование 1 и 2. Образец на доске).
- Наше космическое путешествие продолжается. Смотрите! Комета! Она стремительно движется в нашем направлении! Срочно нужно перестроить маршрут и облететь ее. Для этого нужно выполнить и понять задачу №1 на странице 105. Откроем наши учебники.
- Аня, прочитай задачу.
- Давайте прочитаем условие задачи. (ответы детей)
- О чем говориться в задаче? (о том, что у Пети книги и тетради).
- Мы знаем, сколько у Пети книг? (да 8 книг)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Что нам нужно найти? (Сколько тетрадей)
- Рассмотрите схему. Объясните, почему выполнено вычитание?
- Как еще можно узнать? (из 8 вычесть 3 получится 5).
Задание № 2.
Задача. Для ремонта дачи приготовили 9 досок, а брёвен на 4 меньше. Сколько бревен приготовили для ремонта?
- О чем говорится в задаче? (о том, что для ремонта дачи приготовили доски и бревна)
- Сколько приготовили досок? (9)
- Сколько бревен? (мы не знаем, но в условии сказано, что на 4 меньше, чем досок)
- Как узнать, сколько бревен приготовили для ремонта? (Надо из 9 отнять 4)
- Записываем (У доски ученик диктует: Решение: 9-4=5.
Ответ: 5 бревен).
- Умнички! Комету облетели!
Физминутка
Про космос на экране
IV. Закрепление
- Посмотрите! Впереди метеоритный дождь. Чтобы корабль не потерпел крушение, нужно выполнить следующее задание.
- Кладем учебники и тетради на край стола. Открываем тетради на печатной основе на стр. 70. Приготовили цветные карандаши.
Задание № 1.
- Посчитайте сколько красных фишек нарисовано? (8)
- Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте зеленых фишек на 3 меньше, чем красных. Сколько фишек вы нарисовали? (5).
- Какое действие выполнили? (вычитание)
- Возьмите синий карандаш и нарисуйте синих фишек на 2 больше, чем зеленых. Сколько фишек вы нарисовали (7).
- Какое действие выполнили? (сложение)
- Почему не вычитание? (Потому то сказано «больше на»)
- Возьмите желтый карандаш и нарисуйте желтых фишек на 4 меньше, чем синих. Сколько фишек вы нарисовали (3).
- Нам удалось облететь метеоритный дождь, мы молодцы!
V. Самостоятельная работа
Задание № 5.
- Для успешного приземления, нам нужно выполнить последнее задание.
Учащиеся выполняют примеры, проверяем фронтально. Используем сигналы для проверки.
- Миссия выполнена! Отлично! Приземляемся!
VI. Итог урока
- Какую тайну математики вы сегодня открыли? (Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
- Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? (поднимают руки)
- В память о нашем полете, давайте зажжем звездное небо. Если вы поняли тему, то прикрепить звездочку желтого цвета, если тема вызвала затруднение - красного.
Урок окончен. Спасибо!