Квест-игра "Птичье царство"

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 4


Цель: создание условий для проверки и углубления полученных знаний учащихся о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей.

Задачи:

  • экологическое и духовно-нравственное развитие учащихся; развитие социально-коммуникативных качеств;
  • умения коллективно решать общие задачи;
  • решение проблемных ситуаций;
  • умение выполнять различные игровые задания;
  • расширение кругозора;
  • развитие логического мышления, фантазии, воображения;
  • обогащение словарного запаса;
  • привитие интереса к чтению;
  • воспитание чувства товарищества и взаимовыручки и бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

  • интерактивная доска и моноблок (или ноутбук);
  • плакаты с изображением птиц, маршрутные листы (по количеству команд);
  • протокол жюри;
  • предметы (реквизит на станциях);
  • таблички с названиями станций;
  • ручки; листы бумаги; призы.

Ход квест-игры

I. Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые команды и гости, собравшиеся для участия в увлекательной игре!

Мы с вами совершим путешествие в царство птиц: сложное, но интересное. Вам предстоит сделать несколько остановок на станциях, чтобы выполнить задания. Выполняя задания, вы будете получать баллы за правильные ответы. Чтобы успешно справиться с трудностями, будьте командой, будьте внимательными, дружными, смелыми, ловкими.

Выиграет та команда, которая справится со всеми заданиями и наберет наибольшее количество баллов.

Правила квеста

Ведущий объясняет командам правила игры

1. Во время игры команда должна постараться пройти все этапы, указанные в маршрутном листке.

2. Время пребывания на каждой станции - не более 5 минут. По истечении времени команды переходят на следующую станцию.

3. На станциях каждая команда должна выполнить предложенные задания.

4.На каждой станции находится судья, оценивающий работу команды.

5. В Маршрутном листе каждой команды будет отмечаться оценка, за прохождение каждой станции (в баллах). Приложение

6. По общему сигналу все команды собираются на конечной станции «Подведение итогов».

7. Победит та команда, которая наберет больше всего баллов на всех станциях.

Ведущая (девочка - старшеклассница)

Только солнышко пригрело,
Птичка в гости прилетела.
Села птичка на шесток
Свой разинула роток.
Клювиком защёлкала
Язычком зацокала.
Фьють-фьють-фьють-фьють
Пролетела длинный путь.
Фью-фью-фью-фью-
Гнёздышко я здесь совью…
И всё утро напролёт
Эта птичка нам поёт.
(Ф.Филенко)

II. Актуализация знаний. Разминка

Ведущий Уважаемые члены команд! Предлагаю начать Разминку.

1. Как называется человек, изучающий птиц? (Орнитолог)

- Он знаток жизни пернатых
Оперений их богатых.
Орнитолог - птичий друг,
Изучает птиц вокруг!
Знает всё о голосах,
И о пище, о птенцах…
Орнитолог много знает,
Путь миграций изучает.

2.Предлагаю и нам с вами в нашем путешествии в Птичье царство стать орнитологами.

Ведущая: Сейчас капитан каждой из команд приглашается к моему столу. Ему нужно взять любой из предложенных конвертов. В конверте - разрезанная на части картинка с изображением птицы. Приложение

Нужно собрать картинку, наклеить на лист. Это и будет название вашей команды. (Участники собирают картинку)

Ведущий:

Птички разные бывают,
Они это не скрывают.
Есть лентяи, тунеядцы;
есть и те, кого боятся.
Драчуны и забияки,
очень прыткие на драки
Если слышишь слово «бей»,
Это братец… (Воробей)

Мы без птичек не скучаем,
часто их не замечаем,
Но когда умолкнут вдруг,
тишина нам «режет» слух.
Лес без птичек - это ясно,
будет выглядеть опасно!
Пусть всегда среди ветвей
нам щебечет…(Соловей)

Есть ещё на свете птицы -
ими можем мы гордиться!
Птица мира и свободы,
её знают все народы.
Ей дают зерно и крошки
Даже с маленькой ладошки.
Символ жизни для людей -
В небе стайка…(голубей)!

Эти птицы, как всегда,
ищут хворост для гнезда.
Будут мамы-птички
там нести яички.
Чтобы птенчиков кормить,
надо мошек им ловить.
Сами знать не знают,
урожай спасают.
У растений, как врачи,
всюду трудятся… (грачи)

Кто живёт в гнезде на ветке
и не кушает конфетки?
Он летает по садам
и находит пищу там.
Те, кто деревцу вредят,
наши яблочки едят,
Знают, ждать не станет,
под землёй достанет.
Кто же этот молодец?
Мы зовём его … (скворец)!

Есть немало умных птиц,
Не все лапки мастериц.
Чёрной масти, с глазом метким,
И с проворством очень редким.
Воровата и хитра, мало делает добра.
В городах, где людям тесно,
Замечательное место!
Хлеб, котлеты, макароны-
Всё найдут себе …(вороны)!
(Г Томашевская)

Баллы за правильные ответы жюри вносит в маршрутные листы команд

Ведущая Команды выполнили задание и собрали разрезанную картинку? Предлагаю командам по очереди встать, показать собранную картинку и громко произнести своё название.

- Вот мы и познакомились с командами. Мы вручаем вам маршрутные листы.

III. Основной этап

Станция 1 «Вопросы на засыпку»

- Какую птицу называют «лесной кошкой»? ____________________________

- Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? ______________________________

- Птица-гадалка. ____________________________________________________

- Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? ____________________

- Какая лесная птица считается самой болтливой? _______________________

- Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? _________________

- Какие птицы прилетают на юг первыми? _____________________________

- Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? _________________

- Какую птицу принято считать символом мудрости? ____________________

- Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? _______________________________

- Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. _______________________________

- Какая лесная птица считается долгожительницей? (Продолжительность жизни - 120 лет и более)_____________________ __

Станция 2 «Литературная»

На этой станции потребуется ваша эрудиция. Про птиц написано много рассказов, стихотворений и сказок. Вы знакомы со многими из них. Вам предстоит вспомнить и записать их. (В названии произведения - ПТИЦА).

«Петушок - Золотой гребешок»___________________________

Станция 3 «Аукцион»

Аукцион похож на игру в города. Каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего, только вместо городов называются птицы.

(Например, зимородок-колибри-иволга…)

__АИСТ________________________________
_Т_____________________________________
_______________________________________

Станция 4 «Птицворд»

Найти все названия перелетных птиц.

л

а

с

г

у

ж

а

в

о

р

п

и

т

р

у

ж

к

о

н

о

п

т

о

а

к

у

э

ф

х

ё

а

к

ч

ч

х

к

у

ш

к

а

с

й

и

в

о

л

г

а

э

п

с

о

л

о

в

е

э

ц

а

п

ч

й

я

е

ь

й

б

щ

ъ

л

л

е

б

е

д

х

щ

л

д

я

Станция 5 «Пословицы и поговорки о птицах»

Здесь надо найти правильное продолжение поговорок и пословиц.

Старого воробья
не выбросишь в окошко
на мякине не проведёшь
свой зобок набивает

Всяк кулик -
свое зерно любит
свое болото хвалит
знает свое место

Лучше синица в руке - чем
дятел в дупле
чем утка в пруду
чем журавль в небе

Одна ласточка
весны не делает
свой праздник помнит
всем в лесу голова

Слово не воробей -
не выбросишь в окошко
вылетит, не поймаешь
упорхнет, не узнаешь

Мала синичка,
А от воды не отбывает
да коготок остёр
а от реки не отлетает

Любит кукушка -
покушать немножко
хлебные крошки
чужие гнезда считать

Спорила галка с вороном -
кто белей
кто черней
кто мудрей

Всякая птица -
к зиме улетает
пером гордится
к реке прилетает

Сорока без причины -
не пляшет
не каркает
не стрекочет

Станция 6 «Верю-не верю»

Ответь «Да» или «Нет» (поясни свой ответ)

1. Птицы населяют все экосистемы земного шара, включая Антарктиду? (Да)

2. Самая маленькая видом птица в мире - это крапивник? (Нет. Самым маленьким видом птиц в мире считается колибри-пчёлка, длина тела которой не превышает 5,7 сантиметров)

3. Колибри могут летать назад, в обратном направлении. (Да. Колибри являются единственными в мире птицами, которые могут летать назад).

4. Самым большим размахом крыльев среди ныне живущих птиц обладает странствующий альбатрос? (Да. Размах крыльев - до 3,25 метров).

5. Совы не могут двигать глазами - вместо этого они поворачивают голову до 270°? (Да. Совы поворачивают голову без вреда для здоровья).

6. Самой болтливой птицей считается воробей? (Нет. Самой болтливой птицей считается жако (серый попугай). В среднем он может запомнить более 1500 слов).

7. Горловые мешки пеликанов вмещают только до 2 литров воды? (Нет. Мешки пеликанов вмещают только до 5 литров воды)

8. Перья у птиц весят больше, чем их скелет. (Да)

9. Существует мнение, что при испуге страус закапывает голову в песок. Правда ли это? (Нет. В действительности они склоняют свою голову к земле и глотают песок или гравий. Страусы отбирают из земли твёрдые камушки гравия, которые улучшают их пищеварительный процесс. Также страусы просто роняют голову на землю после продолжительной погони за ними, когда у них уже не остается сил ни бежать, ни даже держать голову поднятой).

10. Фламинго выбирают себе партнёра на всю жизнь. (Да)

Станция 7 «Птичий кроссворд»

Разгадайте кроссворд

1)

Пышный хвостик этой птицы
Цветами радуги искрится (Павлин)

2)

Над просторами парит,
В око зоркое глядит.
Если кто-то зазевался,
Камнем вниз с небес сорвётся.
Он царём средь птиц зовётся
На скале гнездо им вьётся. (Орёл)

3)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

4)

Жители добрых еловых лесов
Даже в морозы выводят птенцов. (Клёст)

5)

Поёт эта птичка в таёжных просторах
Хоть мал золотник, да для леса он дорог,
Кто бабочек, слепней и мух ловит ловко,
Как птичку-малышку зовут? (Мухоловка)

6)

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт,
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)

7)

Эта птица-великан
Что живёт среди саванн
По равнине может мчаться
Быстро так, что не угнаться. (Страус)

8)

«Сотру, сотру» - кричит.
В кору стучит, стучит.
Живёт в глуши лесной.
И летом и зимой-
Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)

Станция 8 «Творческая»

Придумайте и запишите рассказ о птице-названии своей команды.

Баллы за правильные ответы жюри вносит в маршрутные листы команд

IV. Подведение итогов квест-игры. Рефлексия

Ведущая: Ребята! Я очень рада видеть вас на завершающем наше путешествие испытании «Подведение итогов».

- Можете ли вы теперь назвать себя «орнитологами»?

Ведущий: Хочу выразить командам благодарность за участие в игре. Члены жюри подводят итоги нашего квеста.

Победители игры получают медали и призы.

Ведущий: Проведём рефлексию. Сожмите руку в кулак и:

  • кому было интересно - разогните большой палец,
  • кто считает, что знания пригодятся в жизни, - указательный,
  • кто хорошо потрудился - средний,
  • кто помогал работе в группах - безымянный,
  • кому игра-квест понравилась - мизинец.

Всем спасибо за работу на квесте!

Список литературы

  1. Болотова С.А., Довгий Т.П., Сибиченков А.В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Часть 1. Мир природы - Смоленск, 2000.
  2. В.В.Бианки. Все самые. - М: «Облака», 2014 год.
  3. А.В.Васильева. Птицы в городе. Где найти и как узнать.- «Манн, Иванов и Фербер», 2020.
  4. Птицы России. Начальная школа. Школьный словарик.- «Вако», 2019.
  5. Сборник загадок: Пособия для учителя/ Сост. М.Т.Карпенко. М.: Просвещение, 2019.
  6. Сокол И.Н. Квест: метод или технология? / И.Н.Сокол // Компьютер в школе и семье. - 2014. - № 2.