Профессиональная направленность в изучении предмета «Технология» как основа профессиональной ориентации школьников

Разделы: Технология

Ключевые слова: профориентация


Предмет «Технология» имеет свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе, строящейся, прежде всего на учебно-практической деятельности. Технологическое образование по своей сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения и соответствующая ему программа.

Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения программы предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологическим оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему и трудовой деятельности.

На уроках реализую три взаимосвязанных ключевых направления:

  1. создание и использование современных и традиционных технологий, технологической эволюции, её закономерностей, сущности инновационной деятельности;
  2. получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения анализа потребностей человека;
  3. введение в мир профессий современных и будущих, профессиональное самоопределение.

Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Проектная деятельность устанавливает связь между образовательным и жизненным пространством. Разработка и реализация проекта связана с исследовательской деятельностью, систематическим использованием фундаментального знания и направлена на знакомство с профессиями данного производства.

Уже начиная с 5 класса, практически на каждом уроке технологии, обучающиеся нашей школы получают информацию о возможных путях продолжения образования, причём конкретно практически при изучении всех тем образовательной программы в доступной для их возраста форме. Они узнают об учебных заведениях, готовящих специалистов по разным профилям в нашем регионе и других регионах.

Основными формами профориентационной работы на уроках технологии при изучении программных тем являются:

  • беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
  • решение различного рода задач с практическим содержанием;
  • участие в олимпиадах, конкурсах;
  • просмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;
  • участие школьников в проектной деятельности;
  • участие в дистанционных экскурсиях на предприятия, выставках передового опыта;
  • оформление рефератов, коллажей, презентаций и других пропагандирующих трудовых достижений людей, успехи достижений науки и техники.

Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

Итак, какими способами я решаю профориентационные задачи в своей работе на уроках технологии:

1. С обучающимися, изучая тему урока, создаём базу данных о профессиях, интересующих их. Заполняя ее информацией, я надеюсь расширить их кругозор в мире профессий. Такая база данных содержит информацию о профессиях, их типе, личных качествах, которые необходимы людям этих профессий, в каких учебных заведениях можно получить эту специальность, какие экзамены сдаются при поступлении. Также знакомимся с информацией о востребованности данной профессии на рынке труда.

2. Метод проектов. Конечно, для получения представления о какой-то профессии метод проектов - это основной метод. Именно выполняя проект, школьник может познакомиться с профессией, почувствовать себя специалистом в той или иной области.
Работа над проектами ведётся на разных уровнях. Сначала - это работа на уроке. Затем - внеклассная работа. То есть всё идёт своим чередом: если кто-то заинтересовался или проявил особые способности в какой-то области, занимаемся дополнительно, участвуем в конкурсах.

3. Работая над буклетами, во время изучения рекламы мы тесно знакомимся с такой профессией как журналист и редактор, где все желающие могут проявить свои способности, а также с профессией рекламодатель. Этот вид работы всегда интересен обучающимся разных возрастов.

4. Широко использую комплексные задания разного характера при изучении разделов программы:

Комплексные задания «Основы предпринимательства» применяются в деловой игре: «Прибыльная идея. Создании своего предприятия.

Комплексное задание: «Семейная экономика» при оформлении дизайна помещения даёт возможность обучающимся рассчитать количество обоев, краски их стоимости и знакомит с профессиями строительства, например моляр и т.д.

Комплексное задание: «Обязательные платежи» направлены на определение подоходного налога и заработной платы работника; ссуды и кредита; и знакомит с профессией экономист банка.

Комплексные задания: «Расходы на оплату коммунальных услуг» позволяют посчитать стоимость коммунальных услуг, квартплаты и электроэнергии и знакомит с профессией «Бухгалтер».

Комплексные задания: «Здоровьесберегающие технологии в профессиональном самоопределении» нацелены на выявление здоровья и профессиональной пригодности позволяют сделать правильный выбор профессии с учётом состояния здоровья и имеющих склонность к этим профессиям.

Комплексные задания: «Познаю свои личностные качества» тесно связаны практически со всеми профессиями и нацелены на познание человеком самого себя, без чего нельзя обойтись при выборе любой профессии.

Анкетирование позволяют выявить научные направления интересные ученикам; сферу деятельности их интереса в разных отраслях народного хозяйства; профессии, востребованные на рынке труда; чьё мнение важное в выборе профессии; какую специальность планируют получить после окончания школы; какой размер заработной платы приемлем для специалиста без опыта и другое.

1. Куда пойти учиться. Информация об учебных заведениях региона и других городов.

2. Знакомство с производствами. Информация об отраслях промышленности России: Нефтехимическая и химическая промышленность; Машиностроительная отрасль; Металлургия; Топливно-энергетическая промышленность; Сельское хозяйство.

3. Практическое задание: почему ты выбрал эту профессию? Какое значение твоя возможная деятельность в будущем будет иметь для общества? Плюсы специальности, которые ты выбрал? Какие продукты труда (товары, услуги) ты будешь производить? Где можно получить образование по выбранной профессии? Какой ты ожидаешь карьерный рост по твоей выбранной профессии?

4. Презентации о профессиях.

Профориентация в нашей школе - это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Я как учитель технологии среднего и старшего звена, работаю над вопросом школьной профориентации по нескольким направлениям, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.

Первое направление: профориентация школьников в среднем звене:

Средняя школа, 5-6 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии: «инженер-технолог», «инженер-конструктор», «повар-кондитер». Своё видение этих профессий.

Средняя школа, 7-8 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8 классах начинается активная диагностическая работа, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. В книге В.Д.Симоненко «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения» приводится схема профессиональной ориентации молодежи.

Система профессиональной ориентации школьников

  1. Профессиональное просвещение
  2. Профессиональное воспитание
  3. Профессиограмма
  4. Профессиональная диагностика
  5. Профессиональная консультация
  6. Профессиональный подбор
  7. Профессиональная адаптация

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

Второе направление:

На протяжении ряда лет ведётся элективный курс в 9 классах «Твоя профессиональная карьера» Задача учителя - помочь подростку на элективных курсах выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Ситуацию выбора профессии можно представить в виде схемы:

  • «Хочу»
  • «Могу»
  • «Надо»

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

На занятиях курса учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свои профессиональные интересы, склонности и способности. Значительную помощь ученикам в осознании образа профессии и своих психологических возможностей могут оказать специальные диагностические методики, прежде всего тесты интеллекта, специальных способностей и опросники, благодаря которым учащиеся лучше понимают самих себя и свои возможности. Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. В дальнейшем они начинают связывать свои психофизиологические особенности с профессиональными намерениями и образами профессии.

Чаще всего применяются следующие методики:

  1. «Карта интересов» А.Е.Голомштока;
  2. Опросник профессиональных склонностей Л.А.Йовайши;
  3. Школьный тест умственного развития (под ред. К.М.Гуревича);
  4. Методика определения типа мышления;
  5. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова;
  6. Тест по определению типа личности Д.Голланда;
  7. Анкета по изучению профессиональных намерений (Л.М.Фридман, И.Я.Каплунович);
  8. Тест механической понятливости Беннета;
  9. Диагностика способности Айзенка;
  10. Тест на выявление мотивов выбора профессии;
  11. Анкета по выявлению уровня профессионального самоопределения;
  12. «Ценностные ориентации» М. Рокича;
  13. Тест-опросник по определению самооценки Г.Н.Казанцевой;

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Так ученики 9 -ых классов МБОУ СОШ №3, 15 мая 2019 года посетили 2-й профориентационный форум для молодёжи «Первые шаги в будущее» в рамках ежегодной краевой ярмарки вакансий и учебных рабочих. Ребята с увлечением участвовали в различных играх, побывали на выставке образовательных услуг «Мир профессий» -профориентационной площадке для будущих студентов, участие в которой приняли ведущие организации высшего и профессионального образования Алтайского края. С огромным интересом команда ребят приняла участие в квест - игре «В мире профессий», где заняли 2-ое место и получили призы. С большим интересом учащиеся работали на дискуссионной площадке с лидерами общественного мнения «Будущее начинается сегодня».

Многие участники изменили мнение о своём профессиональном будущем. Учащиеся познакомились с разными профессиями ближе, а также узнали о возможных трудностях некоторых из них. В целом ребята остались довольны поездкой и в дальнейшем хотят активно принимать участие в таких мероприятиях и занимать призовые места призовые места.


Третье направление:

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе.

На протяжении ряда лет я веду до профессиональную подготовку в 10 и 11 классах. Ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов края, организуются экскурсии на дни открытых дверей
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Каждый год проводиться неделя профориентации, которая приносит положительные результаты, помогает многим учащимся найти ответы на интересующиеся их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий, о популярных и не очень на сегодняшний день видах труда, о сложностях, которые таят в себе многие профессии. Были озвучены и даны определения таким важным понятиям, как «ПРОФПРИГОДНОСТЬ» и «ПРИЗВАНИЕ». Были использованы ресурсы профориентационного навигатора Алтайского края «Первые шаги в будущее». В апреле 2019 г. Для учащихся 9 классов мною как преподавателем элективного курса «Моя проф. Карьера» был организован и проведен тренинг-игра «Моя будущая профессия» Ребята закрепили представление о профессиях, развивали навыки социального общения, рассуждали о выборе той или иной профессии. В мае 2019 года мы с ребятами 10-11 классов будем принимать активное участие в ярмарке профессий.

Четвертое, не менее важное направление: Уже с 14 лет школьники могут начать свою трудовую деятельность прямо в стенах родной школы. Трудоустройством учеников занимается центр занятости населения. Школьники знакомятся со специальностями озеленителя, вожатого, инструктора по физкультуре, с профессией швеи. На протяжении ряда лет практиковалось благоустройство родной школы силами учеников во время прохождения летней трудовой практики. Так, например, выполнения долгосрочный проекта «Школа - мой дом родной» были изготовлены шторы в школьную столовую и рекреации школы. Для этого сначала на уроках технологии и на кружке «Умелые руки» девочки знакомятся с профессией закройщик, швея. Изучают основы художественного проектирования, предпринимательства, дизайна, интерьера жилого дома растениеводства.

Наши ученики приносят пользу родной школе уже не один год, работая на пришкольном участке озеленителями во время летней трудовой практики. Поэтому территория нашей школы всегда радует глаз прохожих и уже не один год одна из лучших среди школ города.

Привлечение к данному виду трудовой деятельности, несомненно, помогает росту и становлению современной личности, развитию предпринимательской жилки, построению правильных деловых отношений в коллективе, а в дальнейшем возможно открытия своего собственного дела.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.