Открытый урок "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: Конфуций, Китай


Тип урока

урок логического мышления

Класс

5 класс

Цель урока

познакомить учащихся с месторасположением Китая, её климатическими условиями, занятиями и обществом; с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция; обобщать и систематизировать исторические знания по теме.

Планируемые результаты

метапредметные: владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуция;
личностные: иметь мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы работы

Словесный, наглядный, практический

Оборудование

презентация, современная карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. - III в. н.э.», карточки с заданиями, отрывки исторических документов

Термины

Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, мудрец, конфуцианство, бамбук

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Учитель. Сегодня мы с вами вновь отправимся в далёкое прошлое и посетим ещё одну удивительную страну. Рассказ о ней я хочу начать с истории одной вещи.

Интрига: «Родилась она в очень уютном и приятном месте. С детских лет её окружали только заботой. Но детство, к сожалению, не было долгим. С момента своего рождения она, бесспорно, изменилась и уже совсем походила на себя маленькую. И вот вещь уже стала подростком и отправилась в далёкое путешествие. Ей довелось побывать во многих городах и странах. Но свой долгий путь приключений она, конечно, начала из этой страны» Почему? На этот вопрос я отвечу позже.

Сначала давайте определим страну, о которой идёт речь. Я включу вам музыку и картинки,по ним вы должны будете угадать в какую страну, символом которой является дракон, мы совершим путешествие.

- Кто догадался? (ответы учащихся)

- Давайте определим цели урока, используя буквы слова «урок».

У - узнаем о стране Китай, её местоположении, климатических условиях

Р - раскроем особенности занятий жителей Китая, исходя из климатических условий

О - обобщим полученные знания по теме

К - конкретизируем полученную информацию на уроке

III. Изучение новой темы

1. Географическое положение и природные условия Китая

Учитель. Что вы знаете о стране - Китай? Где он расположен?

Работа с картой.

Задание: Показать на карте местоположение древнейшего Китая.

- Где находится Китай? - (В Восточной Азии)

- По какой равнине расселились китайцы? (по всей Великой Китайской равнине)

- Какие крупные реки протекают по территории Китая? - (На севере - Желтая река Хуанхэ, на юге - Голубая река Янцзы)

Задание: Показать на карте реки Хуанхэ и Янцзы.

Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей.

- На какие реки похожи великие реки Китая? (Тигр и Ефрат)

Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин)

Земля там с незапамятных времён желтого цвета. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её живородящих рук и заселяли эту землю.

- Как вы думаете, чем стали заниматься люди, заселившие Китай?

Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.

Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».

На доске изображается (или на слайде) схема.

Учитель: Я хочу, чтобы по ходу моего рассказа вы в тетрадях записывали новые удивительные вещи, о которых сегодня будем говорить. Но прежде чем перейти к записям, мне хотелось бы снова обратиться к рассказу о загадочной вещи. Как она выглядела: «была недурна собой, на вид представляла невесомое существо с очень тонким силуэтом. Но несмотря на это, была достаточно сильной. А сила в её путешествии очень пригодилась…»Вы не догадались, о какой вещи идет речь?

Конфуций - древнекитайский мыслитель, его учение.

Учитель: Все праздники вы наверняка отмечаете со своими родителями, в кругу семьи. А что для вас семья? Как вы думаете, старших уважать необходимо? (ответы учащихся)

- Вы знаете, что в Китае жил мудрец (словарная работа: мудре́ц - мудрый человек, мыслитель, человек большого ума) Конфуций (учитель показывает портрет мудреца), который говорил, что высшая добродетель - это уважение к старшим. (Рассказ учителя о рождении, жизни и учении Конфуция. На доске по ходу рассказа появляются главные изречения философа: соблюдение давних порядков, главное в семье - это уважение, забота о стариках, правитель в Китае - сын Неба). Использование исторических источников.

Вопрос: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Конфуций и нам что-нибудь рассказал? Как вы думаете, что он сказал бы нам? (ответы учащихся).

Интересное: Заканчивая свой рассказ, учитель говорит об одной традиции Китая - встрече Нового года в кругу семьи (можно о чайной традиции) и обязательно с пельменями, которые лепят все члены семьи. Это очень давний обычай, который почитают и сейчас. Использование исторических источников.

Интрига: «Итак, опять о загадочной вещи - о ней говорил весь мир. Она была королевой. За общение с ней знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром. Она привлекала своей красотой всех».

Физкультурная минутка (1-2 мин.)

2. Книги Китая

Учитель: приобщаться к традициям в наше время, например, можно с помощью рассказов бабушек и дедушек или книг, которые вам читали в детстве.

Конфуций излагал своим ученикам содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних. (Рассказ учителя по учебнику. По ходу рассказа появляется картинка и термин - бамбук, учитель показывает «бамбуковую книгу» из коврика под горячее).

Вопрос: Чем отличались книги Китая от современных книг? (показ на слайдах древнекитайские книги)

Интересное: А знаете, раньше в Китае считались грамотными людьми не только те, кто правильно писал, но и те, кто писал красиво.

3. Этикет Китая

Учитель: сегодня, когда я зашла в класс, со ной поздоровались …(учитель называет имена учащихся). Я считаю это хорошей манерой поведения. А какие ещё вы знаете правила поведения? (ответы учащихся).

- Снова мы обращаемся к Конфуцию (учитель дополняет уже сказанное о мудреце и рассказывает о конфуцианстве - вводится новый термин).

Использование исторических источников.

Учитель продолжает рассказывать о загадочной вещи: «она была бесценна, её сопровождало много людей, в случае опасности они готовы были применить оружие. А тем временем путешествие продолжалось, и она видела много интересного на своём пути». Вы ещё не догадались, о какой вещи идёт речь?

IV. Закрепление изученного материала

1) Фронтальный опрос.

- Где расположен Китай?

- Какие главные реки Китая вы знаете?

- Как звали мудреца?

- Высшая добродетель - это…

2) Работа по группам (учащиеся получают конверты, в которых написаны задания).

  1. Назовите главные изречения Конфуция и объясните их
  2. В чём заключалась мудрость для китайца?
  3. Как должен вести себя китаец?
  4. Почему китайцы считали, что небо покровительствует правителю?
  5. Чем китайская письменность похожа на египетскую?

V. Подведение итогов урока. Раскрытие интриги

Учитель: ребята, я продолжу историю загадочной вещи, и вы наверняка догадаетесь, о чём идёт речь.

«Эту вещь очень любят девочки, она красива и может их украсить. То, из чего вещь изготавливается находится в коконе, сплетённом шелкопрядом. В наше время люди очень ценят шёлковые ткани, которые приносят красоту и радость».

- Кто догадался, о какой вещи шла речь сегодня на уроке? Это - шелковый халат. (учитель предлагает примерить одному из учеников халат).

VI. Рефлексия

Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке.

VII. Домашнее задание

Прочитать § 22; подготовить сообщения о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик), изобретения Китая (1 ученик).