Проектная деятельность на тему «В мире музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: музыкальные инструменты, старшие дошкольники


«Нет немузыкальных детей.
Немузыкальные взрослые -
это те, музыкальность
которых в детстве не была
замечена и развита.»
З.Кодай

Актуальность

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современную жизненную ситуацию. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, в умении пробовать и ошибаться, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Именно поэтому творческое обучение посредством активной исполнительской музыкальной деятельности на музыкальных инструментах является актуальной задачей.

Постановка проблемы

Дети недостаточно осведомлены в разнообразии музыкальных инструментов. С детства всем знакомы погремушки, бубны, барабаны. Однако, есть целый ряд перкуссионных (погремушка - цилиндр, хлопушка, круговой ксилофон и др.) и звуковысотных (свирель, звучащая чаша, дрова и др.) детских музыкальных инструментов, которые детям не знакомы. При наглядном знакомстве с этими инструментами и способами звукоизвлечения на них у детей возникло огромное желание поиграть на новых музыкальных инструментах.

В беседах с родителями выяснилось, что родители хотят повысить уровень знаний и заинтересовать детей в области детского музицирования, ознакомления детей со звучанием инструментов народного и симфонического оркестров. Обучаясь игре на различных музыкальных инструментах, дети развивают тембровый слух, что является необходимым условием восприятия и понимания разговорной речи, речевых интонаций, музыкальных произведений, что делает слуховой анализатор необходимым средством познания мира и общения с другими людьми.

Цель проекта: Формирование навыков активного восприятия музыки, обогащение личного опыта и развитие самостоятельного творческого мышления через исполнительскую деятельность на музыкальных инструментах, расширение знаний дошкольников о музыкальных инструментах.

Задачи проекта:

  • развитие предпосылок поисковой деятельности с целью расширения и углубления знаний о музыкальных инструментах, развивать умение выделять различные качества звуков, сравнивать их;
  • формирование навыков игры на различных музыкальных инструментах и поощрение навыков интеллектуальной инициативы в творческих проявлениях детского музицирования;
  • стимулирование природного любопытства детей;
  • развитие индивидуальных творческих способностей детей, развитие тембрового и ритмического слуха;
  • создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки каждого ребенка;
  • повышение эффективности воспитательного процесса в увлекательной для детей форме;
  • развитие творческого мышления и воображения, познавательных способностей;
  • привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами в решении задач воспитания и образования детей в области музыкального искусства.

Ожидаемый результат: У детей повысится оценка собственных возможностей в области детского музыкального исполнительства.

Диагностика уровня музыкальных способностей детей даст положительную динамику: дети будут чище интонировать, улучшится ритмический и тембровый слух, дети познакомятся с новыми музыкальными инструментами, научатся выделять звучание отдельных музыкальных инструментов. Дети будут более внимательны и трудолюбивы, приобретут новые знания и обогатят свой музыкальный опыт.

Еще больше разовьется эмоциональная отзывчивость на музыку и готовность к творчеству и импровизации в игре на музыкальных инструментах.

Педагоги получат еще большее признание родителей. Детско-родительские отношения наполнятся опытом совместных музыкальных переживаний.

Участники проекта:

  • воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  • родители воспитанников;
  • педагоги детского сада.

Тип проекта: творческий.

По продолжительности: долгосрочный.

По способу реализации: работа в малых группах и коллективная деятельность детей.

Формы реализации проекта:

Игровая деятельность: музыкально-дидактические игры, самостоятельная музыкальная деятельность.

Детское экспериментирование: исследование музыкальных инструментов, творческие игры-импровизации в игре на них.

Художественно-творческая деятельность детей и родителей: изготовление шумовых музыкальных инструментов.

Познавательная деятельность: подвижные игры, песни и танцы с музыкальными инструментами.

Досуговая деятельность: выступления детей на тематических досугах.

Трансляция приобретенного опыта: выступления на утренниках, концертах, фестивалях различного уровня.

Условия реализации проектной деятельности:

  • музыкальные уголки, в которых размещены детские музыкальные инструменты;
  • музыкальный центр, наборы аудиокассет и CD-дисков с классической музыкой;
  • развивающая среда: детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, дидактические игры, иллюстрированный материал;
  • использование информационных компьютерных технологий, презентаций, образовательных фильмов, интернет-ресурсов.

План реализации проекта «В мире музыкальных инструментов»

1. Обсуждение с детьми темы проекта. Демонстрация различных музыкальных инструментов. Показ способов игры на них, формирование эмоционального отклика на происходящее и желание научиться играть на разных детских музыкальных инструментах.

2. Составление плана работы с учетом детских интересов.

3. Создание музея музыкальных инструментов в детском саду.

Обучение детей способам игры на музыкальных инструментах и создание поисковых ситуаций - какой инструмент может озвучить названного героя сказки, животного, птиц или насекомого, или какое-то природное явление (дождь, вьюга, шум моря и др.)

4. Прослушивание в записи звучания оркестра народных инструментов и инструментов симфонического оркестра. Рассматривание иллюстраций музыкальных инструментов.

5. Знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк». Изучение групп инструментов, озвучивающих героев сказки. Творческие ритмопластические задания, связанные с исполнением ролей сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

6. Творческие задания - импровизации.

7. Чтение стихотворений о музыкальных инструментах. Разучивание песни Г.Струве, Н.Соловьёвой «Гамма».

8. Беседа с родителями и педагогами на тему: «Важность развития тембрового слуха у детей дошкольного возраста - как предпосылка правильной звуковой культуры речи».

Беседа с родителями и педагогами на тему: «Развитие музыкального кругозора и слушательской культуры детей посредством знакомства со звучанием инструментов народного классического оркестров».

Консультация для родителей на тему: «Где можно послушать, как звучат народные и симфонические оркестры».

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Музыкальная аптека»

9. Приглашение учащихся и педагогов музыкальной школы для исполнения музыкальных произведений на скрипке, флейте, виолончели.

Создание музыкального стенда «В мире музыкальных инструментов».

10. Музыкальный досуг «Флейта, скрипка, виолончель».

11.Музыкальный досуг «В мире музыкальных инструментов».

12. Участие в итоговом Фестивале «С чего начинается Родина?».

13. Составление презентации проекта. Подведение итогов.

Этапы реализации проекта

Первый этап - подготовительный

1.Диагностика уровня знаний и умений детей в области детского музицирования.

2.Изучение методической литературы, новых методик и технологий по вопросам музыкального воспитания детей.

3.Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к участию в проекте, обсуждение задач проекта, роли родителей в реализации проекта.

3.Создание эмоционально-благоприятной атмосферы среди детей, игровой ситуации и специальных педагогических условий по развитию творчества детей, осмысление проблемы детьми.

4.Организация предметно-развивающей среды.

5.Составление плана работы по приобщению детей и взрослых к реализации проекта «В мире музыкальных инструментов» с учетом интересов детей, принятие детьми задач по развитию детского музицирования и формирование желания у детей приобрести знания о музыкальных инструментах, на которых играют взрослые музыканты.

Второй этап - практический

1.Непосредственно-образовательная деятельность по музыкальному музицированию, в ходе которой дети объединяются в группы по музыкальным инструментам, решают поставленные задачи, организуют свою деятельность под руководством педагога-партнера.

2. Координация деятельности детей, обучение способам игры на детских музыкальных инструментах, разучивание шумовых оркестров и простых мелодий для игры на металлофоне, звуковысотных инструментах на музыку композиторов-классиков.

3. Консультации и беседы с родителями и педагогами.

4.Знакомство со звучанием народного оркестра и симфонического в аудиозаписи, с использованием мультимедиа и интернет-ресурсов.

5.Проведение музыкальных досугов с использованием музыкальных инструментов и игр с ними.

6.Приглашение учащихся и педагогов музыкальной школы для исполнения музыкальных произведений на скрипке, флейте, виолончели.

7. Выполнение творческих заданий - импровизаций с музыкальными инструментами, ритмопластические импровизации.

Третий этап - заключительный

1.Выставка детских рисунков на тему: «Я - дирижер!»

2.Создание музыкального стенда «В мире музыкальных инструментов».

3.Создание «Музея музыкальных инструментов в детском саду».

4.Создание презентации с участием детей «В мире музыкальных инструментов»

5.Музыкальный досуг «В мире музыкальных инструментов».

6.Участие в Фестивале «С чего начинается Родина?»

Литература

  1. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» М, Просвещение, 1990.
  2. Л.Р.Меркулова «Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование» М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
  3. Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки. Система Карла Орфа» М, АСТ, 2000.
  4. Т.Э.Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри». Журнал "Музыкальная палитра" №6, 2006.
  5. Л.В.Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного», М., 2004.
  6. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры: Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста», М., 1996.
  7. О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Дубна: Феникс, 2014.
  8. А.Н.Зимина «Музыкально-дидактические игры и упражнения» М., 1999.
  9. З.Я.Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» М., 2005.
  10. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковкина «Музыка и движение» М., 1981, 1984 - Вып. 1-3.

Ссылка на интернет-ресурсы

  1. https://piccolosolo.ru/
  2. https://www.orff.ru/