Введение
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Актуальность данного проекта в том, что в наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить урок английского языка нужно так, чтобы ученики могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше.
Объект моего исследования: урок иностранного языка.
Предмет исследования: требования к проведению современного урока иностранного языка.
Цель данной работы: изучение современных требований к уроку английского языка и основных типов уроков с внесенными в них изменениями.
Задачи данного в проекта:
- сформулировать требования для проведения и организации современного урока английского языка
- составить технологическую карту урока и его анализ с учётом современных требований к проведению урока.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность современного урока, выявлены особенности современных уроков иностранного языка, описаны требования к их проведению, представлена модель проведения открытого урока иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин, а также студенты, готовящиеся стать преподавателями.
Глава I. Современный урок английского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Раздел I. Планирование урока
Современный урок английского языка будет интересен обучающимся, привлечет их внимание и направит их мысли в нужное русло, если он включает в себя следующие параметры:
- новизна материала,
- связь с потребностями и интересами обучающегося,
- доступность и объем материала.
Также современный урок английского языка включает в себя по возможности индивидуальный подход к каждому из обучающихся. В наши дни новые стандарты четко диктуют необходимость новых подходов к обучению, в частности и к обучению английскому языку.
Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока. Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения.
Итак, планирование - «это деятельность, направленная на определение целей и задач организации урока». Достичь успеха при планировании учитель может при соблюдении трех главных условий:
- знание того уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;
- четкое представление о том уровне, на который должна быть поднята работа до конца планируемого периода;
- выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности.
Моделируя урок, учителю необходимо придерживаться следующих правил:
- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
- определить формы контроля учебной деятельности обучающихся.
- продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- продумать форму подведения итогов урока.
- продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Одним из важных умений обучающихся на этапе планирования является целеполагание. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания - незнания и ставят цель на урок (задачи урока). На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик!!! Затем учитель и обучающиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Неплохие результаты демонстрирует работа обучающихся в сотрудничестве друг с другом. Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат.
Современный урок, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое. Ведь однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес обучающихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными.
Раздел II.Требования к современному уроку английского языка
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
На сегодняшний день требования к современному уроку английского языка таковы:
- четкое формулирование триединой дидактической цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1) уроки изучения нового учебного материала;
2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
3) уроки обобщения и систематизации;
4) комбинированные уроки;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Следует отметить, что современный урок английского языка немыслим без использования информационных компьютерных технологии, различных интернет-ресурсов и мультимедийных источников, презентации PowerPoint и т.д.
Глава II. Практическое применение современных требований новых стандартов образования на примере урока иностранного языка в 5 классе
Как учитываются современные требования к уроку иностранного языка, мне мы хотелось рассмотреть на примере урока в 5 классе. УМК для 5 класса общеобразовательных учреждений России входит в единую учебную линию для 2-11 классов УМК «Английский в фокусе»/ "Spotlight", что позволяет соблюдать преемственность подходов и методов обучения в начальных классах и среднем и старшем звене.
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению английскому языку.
Программа курса способствует осознанию идеи единства и многообразия в окружающем мире, пониманию роли и места своей культуры в контексте общемировой, позволяет получить умения и навыки пользования языком в различных речевых ситуациях, овладеть основными грамматическими структурами, навыками, связанными с социальными функциями языка.
Основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и: готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. преподавателя: Карпенко Юлия Андреевна
- Класс: 5
- Предмет: английский язык
- Тема урока: «UK souvenirs. Culture Corner». Сувениры из Великобритании. Работа над ошибками.
- Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «UK souvenirs, Culture Corner». 11 урок по разделу «That`s me!».
- Тип урока: урок первичного применения знаний.
- Дидактическая цель урока: обсудить наиболее популярные сувениры из Великобритании используя лексику урока и ранее изученный лексико-грамматический материал. Выявить и ликвидировать типичные ошибки в самостоятельной работе.
- Задачи урока: обучающие - выучить 10 новых слов по теме, научить самоконтролю и самооценке;
- Развивающие - способствовать развитию навыков во всех видах речевой деятельности, развитию социокультурной компетенции, языковой догадки, рефлексии, адекватной самооценки;
- Воспитательные - воспитывать информационную культуру, активную жизненную позицию, толерантность, умение сотрудничать и работать в группе;
- Материальное обеспечение урока: учебник «Spotlight 5», тетрадь к учебнику, словари, интерактивная доска, раздаточный материал, видеоматериал из Internet ресурсов;
- Методы работы: аудиовизуальный, наглядно-образный, практический, информационно-поисковый, контроль, репродуктивный.
- Предполагаемые результаты:
- узнавать и применять правила чтения буквы U на практике;
- знать географические особенности страны изучаемого языка;
- уметь работать с текстами прагматического характера;
- меть рассказывать о сувенирах из Великобритании.
Этапы урока
Заключение
В заключение следует сказать, что современный урок - это главная составная часть учебного процесса, сложнейшее явление, которое может рассматриваться с любой точки зрения - содержательной, структурной, функциональной. В каждом уроке отражаются требования целей и задач обучения в целом. Этими требованиями должен руководствоваться педагог при подготовке и проведении урока. Знание требований к современному уроку направляет деятельность учителя. Именно поэтому работа, посвященная требованиям и целям современного урока иностранного языка является актуальной.
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Цель моей работы считаю достигнутой в своём полном объёме, так как мной были изучены современные требования к уроку английского языка и рассмотрено их применение на конкретном уроке.
Также в ходе работы были решены поставленные задачи:
- описаны современные требования к организации и проведению урока иностранного языка;
- составлена тематическая карта урока английского языка с учётом современных требований к проведению урока.
Итоги работы имеют очевидное теоретическое и практическое значение, поскольку, во-первых, представлены теоретические основы построения, планирования современного урока в рамках ФГОС, обозначены современные требования к уроку иностранного языка. Во-вторых, материалы работы могут быть использованы при составлении и разработке современного урока.
Список использованной литературы
- Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
- Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие. М.:УЦ Перспектива, 2008.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2010 г.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народ.образование, 1998.
- Авторской программа В. Г. Апалькова к УМК «Английский в фокусе» Ю.В. Ваулиной, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: закон.-Консультант Плюс: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования [Электронный ресурс]: концепция // Федеральный государственный образовательный стандарт: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261.
- Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm