Февральская революция 1917 г. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: Февральская революция 1917 г.


10 класс, 1 час.

Цели урока: подвести обучающихся к осознанию предпосылок революции 1917 г., оценить характеристику революционных событий в феврале 1917 г.

Тип урока: комбинированный.

Формы проведения урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос.

Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный.

Основные понятия: революция, временное правительство, двоевластие, учредительное собрание.

Межпредметные связи: искусство (музыка, архитектура), литература.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
владеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
оценивать различные исторические версии;
характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернет;
презентовать историческую информацию в виде ментальных карт.

определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
навыки сотрудничества со сверстниками, уметь работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

ТСО (оборудование) урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедиаколонки, маркерная/меловая доска, планшеты/ноутбуки для каждого обучающегося.

Средства ИКТ (программы, приложения, ресурсы сети Интернет): презентация PowerPoint по теме «Февральская революция», фрагмент фильма, тестовые задания на сайте https://onlinetestpad.com/hmue52bxpvmye (или распечатанные листы), приложение для создания ментальных карт https://www.mindmeister.com/folders.

Список используемой литературы: История России 10 кл. под ред. Торкуновой 1 часть, Т.П.Андреевская. Поурочные рекомендации 10 кл. к учебнику под ред. Торкуновой, Г.М.Плоткин. Методическое пособие. История XX-XIX вв. и др.

Предварительная подготовка к уроку: обучающиеся в ходе изучения данной темы делятся на три группы и готовят ментальные карты "Причины революции", "Ход революции", "Итоги революции"; подготовка 4 чел.к мини-сценке на начало урока.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Длит.этапа (мин)

1. Орг.момент

Доклад зам.ком.взвода. Приветствие учителя.

1

2. Мотивационный

Слайд 1. Наступал 1917 г.
Учитель (трое учеников обыгрывают ситуацию):
В начале 1917 г. в зимнем дворце собралась вся элита общества. К Председателю Государственной Думы М.Родзянко подошел министр внутренних дел А.Протопопов. Он протянул руку М.Родзянко, чтобы поздравить с Новым годом, но тот прокричал: "Вон! Не прикасайтесь ко мне!" Скандал во дворце. Этот случай обсуждал весь Петроград, когда Родзянко вступил в открытый конфликт с царским министром. А.Протопопов вызвал М.Родзянко на дуэль, только Николаю II удалось решить этот конфликт, он вмешался и запретил А.Протопопову дуэль.
- Представьте, сейчас министр МВД В.Колокольцев вызывает на дуэль В.Вологдина. На заседаниях Гос.думы ситуация была ещё напряженней. На заседании Гос.думы депутат А.Керенский выступил с речью (обучающийся выходит за трибуну): ....
- Представьте, в настоящее время на заседании Гос.думы выступит один из депутатов с такими призывами... Становится понятно как накалилась ситуация до предела... Может произойти страшное... Что мы будем сегодня обсуждать на уроке? Что такое революция? Дайте определение термину. Революция мы изучаем по памтке-алгоритму. Какие задачи с вами поставить? Что должны сегодня изучить, какие вопросы рассмотреть?
На доску записывает тему урока.
Слайд 2. Эпиграф к уроку.

Слушают, отвечают, определяют тему и цели урока.

5

3. Изучение материла

Обучающиеся с начала урока разделены на три группы.
1 группа. Ментальная карта "Причины революции". Учитель показывает по ссылке карту, на доске вывешивает цветную распечатанную карту. Обсуждает вместе с обучающимися основные аспекты.

Группа показывает, объясняет свою карту.
Записывают в тетрадь основные моменты.
Слушают, отвечают, комментируют выступления

5

2 группа. Ментальная карта "Ход революции". Учитель показывает по ссылке карту, на доске вывешивает цветную распечатанную карту. Обсуждает вместе с обучающимися основные аспекты.

Отвечают, записывают в тетрадь, комментируют выступления

5

Показывает слайды с историческими памятниками архитектуры захваченными революцией 1917 г. Таврический дворец, Мариинский дворец, Адмиралтейство и др. Обучающиеся должны их узнать. Проверяется работа с историческими иллюстрациями.

Отвечают

1

1 минутка перерыв для отдыха наших глаз и восстановления внимания. Закрыть глаза, немного расслабится, представить под музыку события 1917 г. Звучит "Интернацонал" (в обработке).

Используют 1 мин. как физкультминутку для расслабления

1

3 группа. Ментальная карта "Итоги революции" Учитель показывает по ссылке карту, на доске вывешивает цветную распечатанную карту. Обсуждает вместе с обучающимися основные аспекты данного вопроса.

Отвечают, обсуждают, записывают в тетрадь.

5

4. Закрепление материала

Проводит тестирование на планшетах. Заходят на почту заранее перед уроком. На этапе закрепления обучающиеся открывает письмо от учителя и по ссылке проходят тестирование.
Критерии оценивания на маркерной/меловой доске: 9б. и ниже - 2, 10 б. - 3 , 11 б. - 4, 12 б. - 5.
Анализирует ответы обучающихся. Ответы на доске.
Выставление отметок за устные ответы на уроке и тестовые задания.

Отвечают на тестовые задания. Проверяют себя. Обсуждают правильные ответы.

5

5. Рефлексия

Составить синквейн на тему «Февральская революция»

Записывают ответ в тетради. Обсуждают.

5

6. Домашнее задание

1."Февральская революция в лицах" - мини-проект Титов С.
2. Музыкальное эхо 1917 г. мини-проект
3. Чита 1917 г. мини-проект фотографии + доклад

Получают распечатку творческими заданиями по данной теме.

1

В конце урока звучит музыка "Вальс юнкеров". Учитель подводит обучающихся к основному итогу Фёвральской революции, проблемы она не решила и начнется Октябрьская революция, в ходе которой будет непринятие власти большевиков, что далее приведет к страшной трагедии гражданской войне. В декабре 1917 г. воспитанники военного училища, мальчишки ещё совсем встанут на путь защиты монархической власти в стране, они давали присягу... Хорошее эмоциональное окончание урока, одновременно мотивирует обучающихся на дальнейшую заинтересованность событиями Истории России начала XX в.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2