Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для 3-го класса

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Коррекционная педагогика

Класс: 3

Ключевые слова: программа


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); авторской программы «В мире книг» Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2011 г.)

Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • содействие в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
  • принятие норм нравственного поведения, стремление к выполнению этих норм;
  • раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми на основе прочитанного;
  • создание условий для овладения основами самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • создание условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, испытывающие трудности в обучении. Проблемы обучающихся могут быть связаны с педагогической и социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению, учебной мотивации. Также у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются поражения центральной нервной системы, особенно перинатального характера. Самыми характерными признаками детей с подобными нарушениями являются такие изменения в поведении ребёнка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональная неустойчивость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Категорию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризует недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов.

Обучение ребенка с ОВЗ проходит с учетом ЗБР. При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Оценивается реально присутствующий опыт деятельности.

Планируемые результаты освоения курса «В мире книг»

Планируемые личностные результаты:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • овладение социо-культурным опытом, осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении.

Планируемые предметные результаты:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • умение видеть красоту в окружающем мире;
  • умение видеть красоту в поведении, поступках людей.
Метапредметные результаты

Формирование следующих базовых универсальных действий (БУД):

Регулятивные учебные действия

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные учебные действия

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные действия

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
  • формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
  • формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Содержание учебного курса

Учебный курс «В мире книг» в третьем классе скорректирован в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа-интернат №1» и рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель) и предусматривает включение в рабочую программу следующих разделов:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Книга, здравствуй!

4

 

Книгочей — любитель чтения

4

 

Книги о твоих ровесниках

12

 

Крупицы народной мудрости

5

 

Писатели-сказочники

10

 

Книги о детях

10

 

Старые добрые сказки

14

 

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

5

 

Защитникам Отечества посвящается

3

 

По страницам любимых книг

3

 

Итого:

70 часов

Основное содержание программы

Книга, здравствуй!

Роль книги в жизни человека. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Книгочей — любитель чтения

Классификация книг по темам и жанрам. Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник», В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Писатели-сказочники

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Книги о детях

Книги-сборники о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.). Книги о животных (В.Бианки, Г.Скребицкий, Н.Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).

Старые добрые сказки

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.).

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга «Моя семья».

Защитникам Отечества посвящается

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

По страницам любимых книг

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Проектная деятельность: презентация любимых книг. (Оформление «Дневник читателя» на лето.

Формы подведения итогов

Основной формой подведения итогов после прохождения программы является проверка техники чтения и проверка читательского кругозора.

Поурочно-тематический план

№ п/п

Наименования разделов и тем

Планируемая дата

Фактическая дата

Книга, здравствуй! (4 часа)

 

Роль книги в жизни человека.
Правила работы с книгой.

 

 

 

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

 

 

 

Структура книги (элементы книги).
Оформление рукописной книги.

 

 

 

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

 

 

Книгочей — любитель чтения (4 часа)

 

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

 

 

 

Алфавитный каталог.
Викторина «Что вы знаете о книге?».

 

 

 

Игра «Я — библиотекарь».

 

 

 

Домашняя библиотека.

 

 

Книги о твоих ровесниках (12 часов)

 

Книги В. Осеевой.

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги Е. Пермяка.

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги Н. Носова

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги В. Драгунского

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

В. Железников «Таня и Юсник»

 

 

 

В. Крапивин «Брат, которому семь лет».

 

 

 

Выставка книг о детях.

 

 

 

Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Творческая работа.

 

 

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (5 часов)

 

Потешки, скороговорки, считалки, небылицы.

 

 

 

Загадки. Конкурс «Отгадай загадку».

 

 

 

Творческая работа «Сочини загадку».

 

 

 

Пословицы. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

 

 

 

Конкурс скороговорок «Чистоговорщики».

 

 

Писатели – сказочники (10 часов)

 

Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники

 

 

 

По страницам сказок Х.К.Андерсена.

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

По страницам сказок Александра Сергеевича Пушкина

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

По страницам сказок Братьев Гримм

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

По страницам сказок Шарля Перро

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Викторина «Путешествие в страну сказок»

 

 

Книги о детях (10 часов)

 

Герои книг В. Осеевой

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги о братьях наших меньших. (В.Бианки, Г.Скребицкий, Н.Сладков).

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).

 

 

 

Творческая работа

 

 

Старые добрые сказки (14 часов)

 

Книги-сборники сказок народов мира.

 

 

 

Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок.

 

 

 

Японская народная сказка «Журушка»

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Болгарские народные сказки

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Венгерские народные сказки

   
 

Творческая работа

   
 

Румынские народные сказки

   
 

Творческая работа

   
 

Индийские народные сказки

   
 

Творческая работа

   
 

Монгольские народные сказки

   
 

Творческая работа

   

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (5 часов)

 

Книги о семье, маме, детях.

 

 

 

Колыбельные песни.

 

 

 

Пословицы о семье.

 

 

 

Стихотворения о семье.

 

 

 

Творческая работа. Рукописная книга «Моя семья».

 

 

Защитникам Отечества посвящается (3 часа)

 

Былины и сказы о защитниках Отечества.

 

 

 

Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

 

 

 

Творческая работа.

 

 

По страницам любимых книг (3 часа)

  1.  

Презентация любимой книги.

 

 

  1.  

Конкурс чтецов.

 

 

  1.  

Оформление «Дневник читателя» на лето.

 

 

 

Итого: 70 часов

 

 

Примечание:

Дата

Причина расхождения с планом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методические средства обучения

Список литературы

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.