Дмитрий Сергеевич Лихачёв: человек, гражданин, учёный, публицист... 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: публицистический стиль, Дмитрий Сергеевич Лихачев


Эпиграф к уроку:

«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной…»
(Д.С.Лихачёв)

Цели урока:

  • расширение знаний о Д.С.Лихачёве как человеке, гражданине, учёном, публицисте;
  • развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения
  •  воспитание уважения к Родине, выдающимся личностям России, к русскому слову и русской культуре.

Оборудование урока: презентация «Дмитрий Сергеевич Лихачёв: человек, гражданин, учёный, публицист…», электронная доска, выставка книг Д.С.Лихачёва.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы; сообщения учащихся по отдельным аспектам темы; словарная работа; общий и фрагментарный анализ публицистических произведений автора.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Формулирование темы урока.

Определение задач урока:

  • получить полное представление о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве как человеке, гражданине, учёном, публицисте;
  • определить факторы, повлиявшие на становление Д.С.Лихачёва – гражданина и публициста;
  • обратиться к ключевым произведениям творческого наследия автора;
  • сформулировать особенности творческой манеры Д.С.Лихачёва-публициста.

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися:

  • Что вы знаете о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве?
  • С чем ассоциируется у вас это имя?
  • Какие произведения Д.С.Лихачёва вам известны?

Словарная работа (определение понятий и запись в тетради)

Гражданин – сознательный член общества, человек; подчиняющий свои личные интересы общественным (ритор.). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.» Некрасов.

Публицист – писатель, создающий произведения на общественно-политические темы. Писатели традиционно делятся на поэтов, драматургов, прозаиков, новеллистов, публицистов.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о семье и роде Лихачёвых

Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 15 ноября (по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. Его прадед и дед были почетными гражданами города. Дед по линии отца, Михаил Михайлович, был купцом и старостой Владимирского собора. Отец, Сергей Михайлович, не пошел по стопам отца и деда, он получил техническое образование, работал инженером-электриком в Главном управлении почт и телеграфов. Мать, Вера Семеновна Коняева, происходила из купеческой семьи.

2. Яркие воспоминания о детстве (сообщения учащихся)

«Я родился в 1906 г. 28 ноября по новому стилю — в день рождения Александра Блока на Английском проспекте, на котором у реки Пряжки Блок умер. Блок всегда был для меня воплощением самого несчастного человека. Стихи его мне не запоминались. На квартире, где я родился, мы прожили года два — пока я еще не говорил. Квартира была темной, и чтобы расторгнуть договор с домовладельцем, отец вызывал санитарного врача. Единственное, что мне запомнилось на той квартире, это показывавшиеся мне волшебные картинки на белой простыне. Они были цветными и появлявшийся на экране Дед Мороз имел красный нос…»

«Меня самого водили в балет с четырех лет. Сперва днем — на «Щелкунчика», а потом и на вечерние спектакли. У меня было и свое место. Наша ложа в третьем ярусе была рядом с ныне не существующим балконом, и между ложей и балконом было небольшое местечко, на которое меня и пускали капельдинеры, хорошо знавшие моих родителей. Кстати, капельдинеры носили белые чулки до колен, голубые штаны и яркие желтые фраки с позументами. Мне они казались чудом красоты…»

3. Отношение мальчика к обучению

Восьмилетним мальчиком Дмитрий Лихачев поступил в школу — гимназию Человеколюбивого общества, откуда родители его забрали через полгода. Следующей осенью он пошел уже в гимназию Карла Мая, которую всю жизнь вспоминал с большой теплотой и благодарностью. В 1917 году в связи с переездом на другую квартиру пришлось сменить и место учебы, и Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л. Д. Лентовской, или просто «Лентовке», где большое внимание уделялось становлению личности учеников, их умению мыслить самостоятельно и независимо, вырабатывая собственное мировоззрение.

4. Первые уроки несправедливости (сообщения учащихся)

«С началом войны я пошел в старший приготовительный класс школы Человеколюбивого общества, а затем в Гимназию и Реальное училище Карла Мая на Васильевском острове. Сразу кончились мои беззаботные, счастливые дни. Учиться мне было трудно. Я до смерти боялся домашних заданий — учить наизусть стихи. Я не мог учить стихи, не выходило. На переменах любил играть в «казаки-разбойники» и в пятнашки…»

Поступил Митя Лихачёв сразу в старший приготовительный класс гимназии Человеколюбивого Общества. (Какие же были Общества!) Большинство его одноклассников училось уже второй год, пройдя младший приготовительный класс. Митя Лихачев был среди них «новеньким». Более «опытные» гимназисты как-то налетели на новенького с кулаками, а он, прижавшись к стене, сначала как мог отбивался. А когда нападавшие вдруг струсили и неожиданно стали отступать, он, почувствовав себя победителем, стал на них наступать. В тот момент потасовку заметил инспектор гимназии. И в дневнике Мити появилась запись: «Бил кулаками товарищей». И подпись: «Инспектор Мамай». Как Митя был поражен этой несправедливостью!

Однако на этом его испытания не закончились. В другой раз мальчишки, кидая в него снежки, ловко сумели подвести его под окна наблюдавшего за детьми инспектора. И в дневнике новичка Лихачева появляется вторая запись: «Шалил на улице. Инспектор Мамай». «И родителей вызвали к директору, — вспоминал Дмитрий Сергеевич. — Как я не хотел ходить в школу! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять вслед за матерью слова молитв, я еще прибавлял от себя, утыкаясь в подушку: «Боженька, сделай так, чтобы я заболел…» И я заболел: у меня стала подниматься каждый день температура? — на две-три десятых градуса выше 37. Меня взяли из школы, а чтобы не пропустить год, наняли репетитора».

5. Путешествие по Волге

В мае 1914 года, то есть еще до первого поступления в школу, Митя Лихачев вместе с родителями и старшим братом Михаилом путешествовал на пароходе по Волге. В «Воспоминаниях» Д.С. Лихачёв приводит названия пароходов того времени, плававших по Волге: «Князь Серебряный», «Князь Юрий Суздальский», «Князь Мстислав Удалой», «Князь Пожарский», «Козьма Минин», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич», «Кутузов», «1812 год». «Даже по названиям пароходов мы могли учиться русской истории», — вспоминал ученый, так любивший Волгу и Россию.

6. Голодный и холодный послереволюционный Петроград (сообщения учащихся)

«Ужасно жилось в 1918—1920-х годах. Петроград голодал, а зимой еще к тому же мучился от холода. Одно время не было электричества. Долгие зимние дни коротали с ночниками, которые я научился делать наподобие лампадок, но с «ламповым стеклом» из бесцветной бутылки, ибо снова зажигать ночник было нечем: самодельные спички стоили очень дорого и были плохи. Одну зиму мы ночевали в своеобразных палатках. Делали их в бывшей гостиной из ковров и согревались в них «надышанным воздухом» или горячими чайниками. Деньги настолько упали в цене, что бумага, шедшая на их печатание, дороже. Поэтому власти перешли на почтовые марки, На марках печаталась их цена в миллионах («лимонах» по тогдашнему выражению). Единственный источник продовольствия была деревня, куда ходили пешком и ездили в переполненных товарных вагонах обменивать на муку, крупу, молоко, творог и пр. драгоценности, серебряные ложки, белье, посуду и прочее…»

В Петроградский государственный университет Дмитрий Лихачев поступил, не имея еще полных 17 лет. «В 1923 г. я окончил школу и поступил в Университет на Этнолого-лиигвистическое отделение Факультета общественных наук вопреки воле отца, хотевшего сделать из меня инженера. Поступил я на год моложе допускаемого возраста и сразу оказался в среде людей старше и опытнее меня, людей лучше подготовленных. Дело в том, что в Университете училось много людей по многу лет. Стипендий не платили, и поэтому многие работали и оставались на одном и том же курсе несколько лет…»

 7. Интерес к древнерусской литературе

Особенно важным периодом в формировании своих научных интересов Дмитрий Сергеевич называл учебу в Петроградском университете. Здесь он занимался на этнолого-лингвистическом отделении одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской. Пребывание в Университете не ограничивалось занятиями. Разнообразные диспуты, лекции и разговоры в коридорах, общение с блестящими учеными оказали не меньшее влияние на академические предпочтения Лихачева, чем собственно учебный процесс. Тогда же он обратился к древнерусской литературе, так как понял, что это великое художественное явление, незаслуженно обойденное вниманием литературоведов. Дипломные работы молодой филолог написал в обеих секциях: одна была посвящена «Повестям о патриархе Никоне», другая — Шекспиру в России в XVIII веке

8. Арест и жизнь в лагере

8 февраля 1928 года Д.С.Лихачева арестовали. Формальный повод был поистине смехотворный. Несколько молодых людей объединились в кружок — «Космическую академию наук» со своим «уставом», в котором было заявлено о верности дружбе, юмору и оптимизму. Они занимались «веселой наукой», делали доклады и в шутку «раздавали» друг другу «кафедры». Когда кружку исполнился год, один из «академиков» прислал поздравительную телеграмму якобы от папы римского, которая, однако, привлекла внимание НДВД. Молодых людей обвинили в «связи с папой римским», и дело обернулось нешуточно — все они оказались в лагерях. Лагерь на Соловках оказался «государством в государстве», где была власть «не советская, а соловецкая». Здесь Д.С.Лихачеву пришлось освоить множество «специальностей»: он работал пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами в Сельхозе. В 1931 году Дмитрий Лихачев в числе других заключенных был вывезен с Соловков: начиналось строительство Беломоро-Балтийского канала, для которого требовалась рабочая сила. Тут ему пришлось стать «счетным работником», потом железнодорожным диспетчером. Долгожданное освобождение состоялось летом 1932 года — на полгода раньше срока благодаря полученному званию «Ударник ББК».

«Каждый день как подарок» (сообщение учащегося). Главное, что он вынес из этого страшного периода, — восприятие каждого прожитого дня как подарка. А также понимание, что каждый человек — человек: ему спасали жизнь самые разные люди, в том числе вор-домушник и бандит. Самому Дмитрию Сергеевичу тоже удалось прожить этот период, сделав много добра, — он организовывал колонию для малолетних преступников, разыскивал подростков по острову и спасал их от смерти. Дмитрий Сергеевич научился воспринимать каждый день своей жизни как новый дар Божий. Отсюда его удивительно бережное отношение ко времени, к своим обязанностям, к окружающим людям. Поэтому, описывая свою поездку на Соловки в 1966 году, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев подытожил: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни». Недаром Соловки он воспринял не как лагерь, а как святое место.

9. Блокадный Ленинград

19 июня 1941 семья Лихачевых отправилась на дачу в Вырицу и вернулась в Ленинград уже после начала войны. В городе шла запись в добровольцы. Дмитрий Сергеевич в числе прочих «белобилетчиков» был зачислен в институтский отряд самообороны и дежурил в Пушкинском Доме во время бомбежек. В 1942 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В это тяжелое время Лихачев не прекращал научную деятельность. В блокадном Ленинграде он написал книгу «Оборона древнерусских городов», увидевшую свет в 1942 году. Позднее, в 1945 году, вышла еще одна его книга, написанная в годы войны, — «Национальное самосознание Древней Руси»

10. Изучение культуры Древней Руси

Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: “Национальное самосознание Древней Руси”(1945), “Возникновение русской литературы” (1952), “Человек в литературе Древней Руси” (1958), “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого” (1962), “Поэтика древнерусской литературы” (1967), эссе “Заметки о русском” (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник “Прошлое – будущему” (1985). В 1953 году ученый был избран членом-корреспондентом, а в 1970 — действительным членом Академии наук СССР.

Размышления над «Письмом Мономаха»… Особенно поражало и удивляло Дмитрия Сергеевича письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу («Гориславичу», как называет его автор «Слова о полку Игореве», за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Мономах пишет письмо убийце своего сына. А убитый приходился Олегу крестным сыном. Может быть, он ставит какие-то условия или требует явиться с повинной? «Нет! — пишет Д.С.Лихачев. — Письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды». «Письмо…» написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана». Недаром Дмитрия Сергеевича именовали «совестью нации».

11. Память о Человеке, гражданине, учёном и публицисте

Скончался Дмитрий Сергеевич 30 сентября 1999 года, его запомнили как человека, который хотел сделать этот мир лучше. Похоронен на кладбище в Комарово, под Ленинградом (Петербургом).

IV. Представление учащимися публицистических произведений Д.С.Лихачёва

1. «Письма о добром и прекрасном»

Чтобы лучше понять духовный мир и духовный путь академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, хорошо также прочесть его «Письма о добром и прекрасном», выходившие в свет в 1985 и 1988 годах. В письме 25-м «По велению совести» он пишет: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость — она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке».

А в 7-м письме «Что объединяет людей?» Д.С.Лихачев раскрывает содержание нравственности: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие страдания требует своего полного возрождения и развития».

2. Очерк «Земля родная»

«Земля родная» — это очерк, размышления автора о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности свои делом. Книга «Земля родная» является одним из многих трудов Дмитрия Лихачева. Он не считал себя писателем, однако его книги, очерки и огромное количество статей переведены на многие языки мира. Автор был довольно эрудированным, талантливым и трудолюбивым человеком. Особенно он запомнился тем, что мог говорить о сложных, серьезных вещах самым простым, доходчивым языком. Любые важные, многогранные вопросы он призывал решать с позиции нравственности и честности.

V. Рефлексия

  • Какие события жизни Д.С.Лихачёва вам запомнились?
  • Как выдумаете, что более всего повлияло на формирование личности Д.С.Лихачёва?
  • Почему Д.С.Лихачёва называли «совестью нации»?

VI. Домашнее задание

  • прочитать очерк Д.С.Лихачёва «Земля родная»;
  • законспектировать «Слово к молодым»;
  • выполнить индивидуальные задания по очерку «Земля родная».