Обучающее изложение с творческим заданием по тексту И.Соколова-Микитова "Зайчата". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: развитие речи, изложение, И.Соколов-Микитовов «Зайчата»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

обучающие:

  • отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  • актуализация опорных знаний по стилистике;
  • обучение приёмам работы над творческим заданием;

развивающие:

  • закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;
  • развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;
  • формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;

воспитывающие:

  • воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, ответственности, любви к природе);
  • формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением весеннего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока «Обучающее изложение с творческим заданием по тексту И.Соколова-Микитова «Зайчата» (Слайд 1) и целей урока:

  1. отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  2. актуализация опорных знаний по стилистике;
  3. обучение приёмам работы над творческим заданием.

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа с учащимися по вопросам

1) Что такое подробное изложение текста?

Подробное изложение текста – это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.

2) Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?

Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.

Требования к подробному изложению:

  • максимальная приближенность к исходному тексту:
  • сохранность всех микротем;
  • соблюдение последовательности в развитии событий;
  • установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
  • соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.

2. Совместное определение задач на два урока

Первый урок – подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста.

Второй урок – написание подробного изложения и выполнение творческого задания к нему.

Задачи:

  • познакомиться с исходным текстом;
  • провести его комплексный анализ;
  • поработать с незнакомыми словами;
  • отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста и выполнения творческого задания. (Слайд 2)

III. Работа с исходным текстом И.Соколова-Микитова «Зайчата»

1. Первое прочтение текста учителем (Слайды 3, 4)

Ранней весной родились эти маленькие зайчата. Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег, прихватывали по утрам крепкие морозы. Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.

Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица.

Увидела зайчат суетливая пташка. Большими, страшными зверями кажутся ей робкие маленькие зайчата. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!» Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.

Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Спускается весенняя прохладная ночь. (103 слова.)
(По И.Соколову-Микитову.)

2. Второе прочтение текста

Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются четыре микротемы текста; устанавливается, что количество микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.

3. Учащиеся коллективно составляют план текста и делают записи в тетрадях. (Слайды 5–10)

Примерный план текста:

  1. Рождение зайчат ранней весной.
  2. Зайчата радуются теплу и прячутся в траве.
  3. Птичка обнаружила зайчат.
  4. Вечерняя заря.

4. Словарная работа. (Слайды 11–13)

Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.

  • Прихватывали (морозы) – наступали на короткое время.
  • Суетливая (птичка) – быстрая, шустрая, находящаяся в постоянном движении.
  • Загорается (заря) – заходящее солнце окрашивает красным цветом горизонт.
  • Кулики – водные и околоводные птицы, которые хорошо бегают, плавают и летают.
  • Потянули (кулики) – тихо, медленно полетели.
  • Макушки (леса) – верхушки высоких деревьев.
  • Спускается ночь – наступает в короткий промежуток времени.
  • Дышит, оживает земля – оттаивает днём под весенним солнцем.

5. Комплексный анализ текста. (Слайд 14)

Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально – деловому, разговорному? (Слайд 15)

Учащиеся. К художественному.

Учитель. Аргументируйте свой выбор.

Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.

Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение? (Слайд 16)

Учащиеся. Повествование с элементами описания весенней природы и зайчат.

Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст? (Слайд 17)

Учащиеся. Тема текста - зайчата и лес ранней весной

Учитель. Сформулируйте основную мысль текста. Для этого задайте вопросы: зачем автор рассказывает о зайчатах? что он хочет этим сказать? (Слайд 18)

Учащиеся. Ранней весной в лесу всё оживает, приходит в движение; зайчата всего боятся, но потихоньку приспосабливаются к лесной жизни.

Учитель. Предложите свои варианты заглавия текста, причём одни из них должны выражать его тему, а другие – основную мысль. (Слайд 19)

Учащиеся. «Ранняя весна в лесу»; «Начало новой жизни»; «Новые обитатели леса»; «Зайчата ранней весной»

6. Поиск в тексте И.Соколова-Микитова «Зайчата» языковых художественных средств и определение их функций. (Слайды 20-27)

  • Повторение языковых художественных средств и их кратких определений: эпитет (художественное определение), метафора (бессоюзное сравнение), олицетворение (уподобление неживых предметов живым), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-; -ечк-; -ат-; -еньк-), лексические повторы (повтор одних и тех же или однокоренных слов), восклицательные предложения, однородные члены предложения.
  • Эпитеты: крепкие морозы; хитрая лисица; суетливая пташка; страшные звери; робкие зайчата.
  • Метафоры: ласково пригревает солнышко; загорается вечерняя заря; спускается весенняя ночь.
  • Олицетворения. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт. Дышит, оживает земля.
  • Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленькие; зайчата, дружке, пташка, солнышко, птичка.
  • Лексические повторы: маленькие, зайчата, друг к дружке, пташка, солнышко, птичка.
  • Восклицательные предложения. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!»
  • Однородные члены предложения. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт. Слышно, как дышит, оживает земля.

IV. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания. (Слайды 28-32)

1. Определение понятия «творческое задание»

Творческое задание – это ответ на поставленный вопрос. Ответ предполагает создание небольшого по объёму (8 – 10 предложений) собственного текста на основе личных наблюдений и информации, полученной на уроке.

2. Вариативность творческого задания

Учащимся предлагается 2 варианта творческого задания: «Как меняется жизнь леса и его обитателей весной?» и «Мои наблюдения за детёнышами животных или птенцами».

3. Фронтальная беседа по содержанию творческого задания и актуализация опорных знаний

Учитель. Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Учащиеся. Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше. Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу, ищет еду.

Учитель. А как ёжики себя ведут ранней весной?

Учащиеся. Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогреваются их норки. А норки прогреваются, когда земля оттаивает. В конце марта - начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся

Учитель. Поговорим о том, как животные относятся к своему потомству. Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага. Кто из вас расскажет о ежатах?

Учащиеся. В апреле появляются ежата.  Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них. Ежата рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них выглядывают тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Ежиха-мама сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней. Ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики питаются и ими.

Учитель. Вернёмся к героям нашего текста – зайчатам. Как они подрастают?

Учащиеся. Зайчиха-мама покормит зайчат и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три-четыре дня – ждут, когда их покормит новая зайчиха-мама. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня. У зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила с зайчатами, их бы быстро нашли враги. У зайчат ведь много врагов: и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда зайчонок сидит под кустом и под себя лапки прячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что, убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка подоспеет, и начнут они питаться сами.

V. Написание подробного изложения текста и выполнение творческого задания (урок № 2)

1. Третье чтение учителем текста И.Соколова-Микитова «Зайчата»

2. Выполнение учащимися заданий

1. Напишите подробное изложение текста по плану (запись в тетради).

2. Выполните одно из творческих заданий:

  1. «Как меняется жизнь леса и его обитателей весной?»
  2. «Мои наблюдения за детёнышами животных или птенцами»

Домашнее задание:

  1. повторить план комплексного анализа текста;
  2. записать 10 предложений из любого художественного произведения;
  3. выполнить комплексный анализ записанного текста по плану.