Уроки Холокоста в начальной школе

Разделы: Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 2, 3, 4


От составителя

Каждый из нас, живущий на нашей маленькой планете, знает, что историческое образование является системообразующим в становлении учащихся как истинных патриотов своей страны, особенно в период социализации детей и подростков. Ведь ни для кого не секрет, что изучение вопросов прошлого - поле формирования мировоззренческих позиций, взглядов, нравственных ценностей и политического ориентира.

Огромное влияние на историческое сознание детей оказывают СМИ и Интернет. Чаще всего это воздействие бывает негативным, нанося огромный ущерб делу воспитания молодёжи. Особенно это проявилось в постсоветский период, когда под прикрытием демократических движений шёл процесс дегероизации исторического прошлого нашей страны. При этом забывалось, что история должна оставаться наукой, а не служанкой чьих-то интересов. Последствия этого периода вылились в прямые фальсификации, которые ощущаются и сегодня. Иначе в стране и на всём постсоветском пространстве не появились и не чувствовали себя вольготно националистически настроенные люди.

Когда у тех или иных представителей народов стирается историческая память, уходит и разум. И тогда рождаются эйхманы, хаттабы, ляшко, устраиваются освенцимы, холокосты, бесланы, майданы, одессы…

Летом 2013 года я была удостоена чести побывать на Международном семинаре по Холокосту в городе Москве, на который приехали преподаватели из разных городов нашей страны: от Москвы до Владивостока. Организаторы семинара затронули одну из актуальнейших проблем - проблему толерантности, которая включает в себя целый комплекс понятий: от милосердия и великой скорби до памяти.

В основном наша группа состояла из учителей средней и высшей школы: преподавателей вузов, институтов повышения квалификации работников образования, учителей истории и обществознания, русского языка и литературы. И только одна я была представителем от учителей начальных классов. Сначала мне показалось, что я случайно попала на этот семинар, так как поднимать вопросы Холокоста в начальной школе ещё рано, а представленные на обсуждение исследовательские материалы, фотографии, фильмы и презентации по теме «Холокост», могли разрушить и без того слабую детскую психику. Но постепенно, вникая в суть вопроса, я поняла, что нахожусь в нужное время и в нужном месте, потому что милосердие, сострадание и память не имеют возраста.

Окунувшись снова в страшные события 2004 г., когда вместе со своим классом я стала заложницей в период захвата боевиками нашей школы №1 г. Беслана, я задумалась о причинах такого жестокого отношения к людям, а в данном случае - к детям!

Это невероятно страшное событие тогда потрясло весь мир! Трудно понять этих людей, если их так можно назвать, которые были беспощадны к беззащитным детям. Как можно было в свои грязные политические игры ввязывать ни в чём не повинных детей, учинять расправу над ними, словно хищные звери, вышедшие на смертельную охоту?

И причина понятна. Это намерение уничтожать полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, называется геноцидом.

В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.

Таких примеров масса! Это геноцид американского народа европейцами, заселившими новый континент - Америку, после её открытия Х.Колумбом. Это геноцид племён гереро и нама кайзеровской Германией в 1904-1907 годах. Это геноцид армянского народа со стороны Турции. Это геноцид советского народа во время Второй мировой войны 1941-1945гг., тогда же полному уничтожению подлежали еврейский народ, который пострадал не только от рук фашистской Германии и получил название «Холокост», цыгане, люди с ограниченными возможностями, а также славянские народы, часть которых должна была стать рабочей силой, а остальная уничтожена. И, наконец, геноцид нашего малочисленного осетинского народа, примером которого является захват боевиками школы №1 г. Беслана и в период грузино-осетинского конфликта в 1991-1992 и 2008 гг. Мало кто знает о чудовищном расстреле осетинских беженцев (женщин и детей) на Зарской дороге 20 мая 1992 г…

Жажда власти, денег и территориального преимущества делает людей жестокими. Человечество начинает жить по законам джунглей, уничтожая друг друга. Почему нелюди начинают убивать женщин и детей? Да потому что женщины – это настоящее, а дети – будущее. Уничтожив будущее, легко овладеть настоящим. Именно поэтому о Холокосте (геноциде) надо говорить нашим детям как можно раньше. В любом возрасте надо объяснять им, что такое демократия и толерантность, уметь противопоставить их понятиям зла, нацизма и фашизма. В первом случае для того, чтобы знать историю самого вопроса и уметь защитить себя. Во втором случае - воспитывать толерантное отношение к другим народам, чтобы такие страшные события в мире не повторялись, чтобы всегда помнить о Холокосте, Беслане, Украине, о безвинных жертвах: детях и взрослых, погибших и погибающих, потому что кто-то родился осетином или русским, иудеем или мусульманином. Поэтому, уезжая с семинара, я поняла, что приехала не зря. Теперь я знала, о чём буду говорить со своими детьми и не побоюсь показать им фильм «Дети из бездны» Павла Чухрая и «Воспоминания Малки о концлагере».

Преподавание темы «Холокост» в начальной школе»

В начальной школе, к сожалению, тема Холокоста вообще не рассматривается. Два-три детских произведения по литературному чтению, пара обзорных уроков и внеклассных мероприятий о второй мировой войне, где можно вкратце рассказать о фашистских зверствах и о лагерях смерти. Вот и всё! Тема толерантности, правда, включается на протяжении нескольких лет в план воспитательной работы и обсуждается на классных часах. Можно её проследить и на уроках литературного чтения. Но это капля в море…

Единственно, что помогает работать в данном направлении вплотную в нашей школе, так это наша собственная беда. С первого класса дети посещают школьный музей «Память», основателем и руководителем которого является Цалоева Надежда Ильинична, которая сама потеряла в теракте двоих детей. Постоянные гости как из России, так и из-за рубежа помогают реабилитировать наших детей, увести их от мрачных мыслей. А, мы в свою очередь, пользуясь ситуацией, приучаем детей гостеприимству, изучаем народные традиции тех, кого принимаем в гости. Наши дети очень полюбили «Детей Марии» (так называется организация из г. Москвы), которые проводят для наших детей творческие мастер-классы, совместные
познавательные и развлекательные мероприятия, устраивают путешествия по странам мира.

Не забывают наши дети и о своих погибших одноклассниках. Минута молчания на каждом мероприятии и посещение кладбища «Город Ангелов» не только в траурные дни стали «школьной традицией Памяти».

Благодаря профессионалу-директору школы Касумовой Елене Сулидиновне в школе проходит, ставший уже традиционным, «Фестиваль народов России и Мира», к которому дети готовят интересные сведения из истории той или иной республики или страны, национальные блюда и танцы.

Но всему этому, к сожалению, противостоит телевидение и компьютеризация. Жестокость, насилие, разбой, ужасы – вот, что впитывают наши дети, просматривая зарубежные художественные фильмы и мульт-фильмы, в которых зачастую даже нет смысла… Такими сейчас становятся наши дети. И кто, как не мы с вами, видим эти страшные перевоплощения: дети сейчас очень жестоки.

Все мы знаем, что учитель – инженер человеческих душ. Если врач лечит человеческую боль, то учитель лечит душу. Но сколько бы мы не говорили детям о милосердии и доброте, о толерантном отношении друг к другу, результата не будет. Надо работать не только с детьми, но и с родителями. Надо донести до них важность данного вопроса, убедить их, что надо думать не только о сегодняшнем дне (лишь бы было, что хорошо поесть и «богато надеть»), но и о завтрашнем, в котором отразится будущее их собственных детей и всего поколения.

Я думаю, что надо давно от слов переходить к делу. Нам всем надо объединиться и начать бороться с вселенским злом, от которого страдает всё че-ловечество, но особенно дети. Поэтому и семья, и школа, учитывая особые каналы социализации личности, должны сделать многое для исторического образования учащихся.

Конечно, этим вопросом должна заниматься не только школа и семья, но и государство в целом. Надо отдать должное фонду «Холокост», с которым в последнее время сотрудничает наша школа, только потому, что они первыми, я так думаю, привлекли научное сообщество, как в России, так и за рубежом к работе по предупреждению террора против детей.

Израильский Центр «Яд-Вашем» и московский Фонд «Холокост» де-лают многое в данном направлении. Всю информацию о работе этих Центров можно увидеть на сайте Фонда «Холокост».

Но надо идти дальше, надо требовать от государства хотя бы пока малое: ввести цензуру в средствах массовой информации, выступать против зомбирования иностранной продукцией детских душ. Если мы будем только говорить, то это всё останется на уровне агитационных лозунгов.

Давно известна истина: земной путь есть или восхождение духа или его разрушение. Отсутствие исторической памяти чревато негативными послед-ствиями. Прошлое нельзя забывать. Жизнь учит, что её героическими тради-циями нужно гордиться и дорожить, а из печальных – извлекать уроки…

Надеюсь, что мои уроки, проведённые для детей младшего школьного возраста, помогут и вам в нашем общем деле – в воспитании Человека, любящего свою Родину и с уважением относящегося ко всем жителям нашей маленькой и хрупкой планеты - Земля.

Урок Мира в 1 классе (20 минут)

«Чтобы мир наш чудный добрым был…

Цель: воспитывать любовь к своей Родине и толерантное отношение к народам, проживающим на её территории.

Оборудование:

  • Оформление доски по теме «День Знаний» (осенние листья, ветви рябины, поле подсолнухов, школьный звонок,);
  • Презентация «Урок Мира»;
  • Выставка картин художника Б.Есельсона (Израиль), посвящённая гибели
  • мальчика Даниэля Трегермана в возрасте 4,5 лет из-за обстрела.
  • Музыкальный ряд: В.Я.Шаинский «Чему учат в школе», А.Островский и Л.Ошанин «Солнечный круг».

Ход урока

Вход в класс под музыку В.Я.Шаинского «Чему учат в школе».

Приветствие:

Здравствуй, школа!

/Автор: Александр Марюхин /

1 ученик:

Здравствуй, школа! Снова осень.
Вновь зовёт учебный класс.
Мы учителя попросим
Увести в мир знаний нас.

2 ученик:

Мы за лето отдохнули,
Подросли, набрались сил.
— Дети, вы готовы к школе?
— Наш учитель нас спросил.

3 ученик:

— Мы пришли сегодня в школу,
Чтобы научиться жить,
Быть помощниками дома,
Крепко дружбой дорожить.

4 ученик:

Мы без знаний жить не сможем,
Очень нам нужны они.
Станем мы полезны людям,
Мы — хозяева Земли!

5 ученик:

Чтоб над нашею планетой
Вечно солнышко светило,
Чтоб всегда смеялись дети,
Мы пришли к тебе, УЧИТЕЛЬ!

Учитель: Первое сентября. Самый торжественный день для каждого школьника. Первый звонок, первый урок в новом учебном году.

Это праздник знаний: приятные волнения, красивые цветы, белые банты. А для кого-то это и самый долгожданный день, ведь он впервые переступит школьный порог. Он еще даже и не представляет, что такое школа и ему только предстоит окунуться в эту новую и неизведанную для него жизнь. В этот день вы из простых мальчишек и девчонок станете настоящими учениками!

Вот поэтому в этот день проходят торжественные линейки, выступают с поздравительными речами, читают стихи, посвященные Дню Знаний.

- Кто скажет, ребята, какое сегодня число? (5 сентября)

- Почему же наша Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний, проходит именно сегодня, а не 1 Сентября? (1-3 сентября в нашем городе Беслане произошёл теракт, в котором погибло 334 человека, из них 186 детей)

- Почтим их память Минутой молчания…

Слайд №1

- Рассказы детей о погибших родственниках, соседях (по рассказам взрослых).

- Рассказ учителя о девочке – Аиде Сидаковой. Её выбросило взрывной волной из окна спортзала, она с трудом поднялась, медленно пошла вдоль стены и… стала лезть обратно в пылающий огнём зал через разбитое окно. Ей кричали: «Куда лезешь? Погибнешь!» А она лезла в окно, чтобы найти маму, не могла её оставить… Она осталась жива. Подвигу девочки известный осетинский поэт Феликс Цаликов посвятил стихи, а по ним написали песню.

Слайд №2

Учитель: - К сожалению, убийства детей продолжаются. Сейчас, в мирное время, идёт Гражданская война в Украине. Это государство является нашим соседом, поэтому нам не безразлична судьба людей, проживающих там. У многих россиян родственники проживают в Украине.

В городе Снежном вытаскивают из-под завалов чудом выжившего 4-летнего Богдана. К сожалению, он умирает в больнице. И этот случай не единичный….

Первыми жертвами террора становятся дети…

Слайд №3

Учитель: - В Израиле, в поселении Нахаль Оз, находящемся на границе с Палестинской Автономией в секторе Газа, в результате ракетно-минометного обстрела был убит четырёхлетний мальчик Даниэль Трегерман - маленький ангел, жертва войны с арабонацистским террором.

Слайды №4, 5

Учитель: - Известного израильского художника Б.Есельсона, проживающего в г.Ашдоде, потрясло это событие. Он тут же написал несколько картин, рассказывающих об ужасах войны, о гибнущих людях. - С творчеством этого замечательного художника-самоучки мы с вами познакомимся на следующих наших уроках. А сейчас давайте посмотрим его картины, которые потрясают любого неравнодушного к происходящим страшным событиям человека…

Слайд № 6, 7

Учитель: - Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы в Мире был мир??? (разные мнения детей)

- Во время таких войн, терактов гибнут целые народы. И человечеству надо задуматься над тем, чтобы на нашей планете Земля не гибли дети, чтобы наконец-то воцарился МИР!

Запись на доске: Худой мир лучше всякой войны!

(Читающие дети читают и объясняют смысл пословицы)

Исполнение песни «Солнечный круг».

Дети зажигают свечи.

Учитель:

Знай, когда над сонною землей
Звезды зажигают свои свечи,
Катится роса с цветов слезой
В память тех, кто от живых далече.

Спаси и сохрани невинные души…

Слайд № 8

Ученик:

Мечта моя, моя и всей моей планеты,
Чтобы с неба, синего холста,
Падал солнца луч, а не ракеты. 
Чтобы мир наш чудный добрым был,
И, как дети, люди все смеялись,
И цветы не холмикам могил,
А влюбленным лишь предназначались.
(Феликс Цаликов - поэт Осетии)

Cм. продолжение работы