Возможности использования авторского сайта (блога) в образовательном процессе

Разделы: Информатика

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: Интернет, авторский сайт


Сайт от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети» — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

История

Первый в мире сайт info.cern.ch появился в 1990 году. Его создатель, Тим Бернерс-Ли, опубликовал на нём описание новой технологии World Wide Web, основанной на протоколе передачи данных HTTP, системе адресации URI и языке гипертекстовой разметки HTML. Также на сайте были описаны принципы установки и работы серверов и браузеров. Сайт стал и первым в мире интернет-каталогом, так как позже Тим Бернерс-Ли разместил на нём список ссылок на другие сайты.

Все инструменты, необходимые для работы первого сайта, Бернерс-Ли подготовил ещё раньше — в конце 1990 года появились первый гипертекстовый браузер WorldWideWeb с функционалом веб-редактора, первый сервер на базе NeXTcube и первые веб-страницы. Сегодня IT-технологий занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании Интернет в образовательном процессе. Интернет-технология в современной школе - это не только наличие выхода в Интернет с его огромными возможностями, но и умение применять ресурсы сети Интернет в образовательном процессе. Сегодня в педагогике существует огромное количество новых направлений. Интернет в целом и сайт в частности являются очень востребованными инструментами обучающей и развивающей деятельности. Широкое применение в образовательном процессе находят такие формы использования ИКТ как презентационное сопровождение урока, дидактические игры, тестирование, использование интернет-ресурсов.

Современные средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса. Одной из таких форм может выступать образовательный сайт. Образовательный сайт - это целостная, концептуально обоснованная, структурно выстроенная система, объединяющая в себе взаимосвязанные между собой веб-страницы, содержание которых подчинено общей идее и выражено в конкретных целях и задачах каждой из них .(Хуторской А.В) «В современном мире сайт становится визитной карточкой, как организации, так и частного лица». Персональный сайт учителя - это тот инструмент, который позволит сделать процесс интеграции знаний более эффективным. Сайт может не только передавать официальную информацию о школе или демонстрировать достижения учителей и учеников. Сайт может стать полезным инструментом при организации проектной деятельности, активизации познавательной активности. Все разработанные мной материалы помещены на личном сайте http://zhanna-info.ucoz.ru/.

Международный опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов учителей школ (сайты школ), так и отдельных учителей и учащихся. Создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом учителя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности для проведения опросов и телекоммуникационных мероприятий, при организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей и пр.

Зачем нужен учителю сайт?

Создание сайта позволит педагогу:

  • презентовать свой педагогический опыт большой аудитории коллег;
  • получить навыки использования дистанционных форм обучения учащихся;
  • получить навыки интерактивного взаимодействия;
  • повысить уровень ИКТ компетенций;

Создание сайта решает задачи:

  • использование сайта для представления портфолио учителя;
  • использование сайта для представления педагогическому сообществу своих материалов, с целью получения независимой оценки и советов;
  • использование сайта для поиска методов взаимодействия с учащимися;
  • организация дистанционного обучения учащихся;
  • организация проектной деятельности на сайте педагога;
  • использование сайта для помощи начинающим педагогам;
  • использование сайта для обсуждения проблем образования.

Для ученика:

  • задания;
  • дополнительная литература (что прочитать к уроку);
  • если пропустил занятие;
  • рекомендации по подготовке к экзаменам;
  • дистанционное обучение
  • вопрос-ответ (в виде гостевой книги).

Персональный сайт педагога также можно эффективно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. Размещение для учеников оригинальных и занимательных задач, логических головоломок, тренажеров способствует повышению интереса к учебе. Любознательность и интерес влекут прочное усвоение и запоминание новых знаний. Однако, надо помнить, что все вышесказанное является только частью многогранного и многоликого процесса обучения детей и должно проходить в рамках здоровьесбережения.

Список использованных ресурсов

  1. http://миролимпиад.рф/
  2. http://www.infoznaika.ru/
  3. http://www.mir-konkursov.ru/
  4. http://portfolio.1september.ru/
  5. http://rosolymp.ru/

В.Долматов, президент Открытого Форума интернет-сервис Провайдеров ОФИСП, отметил важную проблему: просмотр сотен сайтов учеников и учителей показал, что они ничем не отличаются между собой. Он писал, что для того чтобы понять, как в будущем следует использовать тот или другой сайт в учебном процессе, необходимо ответить на вопросы:

  • в каком объёме учащиеся будут использовать материалы сайта;
  • на каком этапе урока учителю можно будет использовать сайт;
  • и по какому принципу выделять из его объёма нужный нам материал, так как сам сайт представляет собой ресурс, подобный справочнику, в котором надо найти необходимую информацию.

Этот процесс ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения учёных, учителей, работников образования, связывающих обучение в школе с активным использованием информационных технологий и с созданием единого информационного образовательного пространства, способствующего развитию и самореализации учащихся.

Поэтому считаем, что сегодня тема об эффективности создаваемого сайта с точки зрения организации учебного процесса, о его согласованности со сложившейся системой работы учителя, о его возможностях является актуальной.

Цель работы: создать персональный сайт и выяснить, как будет влиять его внедрение в систему работы на организацию процесса обучения, на экономию времени учителя и учащихся. Если создать сайт с учётом сложившейся системы работы учителя и эффективно использовать его возможности в образовательном процессе, то можно добиться:

  • эффективной организации труда учителя и учащихся;
  • повышения интереса к предмету;
  • экономии времени.

Как эффективно использовать сайт в образовательном процессе?

При проектировании образовательного сайта в поддержку учебного курса необходимо учитывать следующие факторы:

1. Аудитория пользователей:

  • форма обучения (очная, заочная)
  • возрастная категория (психологические особенности)

Для каждой категории определяются конкретные дидактические задачи и функции образовательного сайта, а также технология его использования в процессе освоения дисциплины.

2. Структура и содержание изучаемой дисциплины:

  • линейный характер
  • модульное построение

В зависимости от логики построения учебного курса будет определяться концепция построения сайта и технология его использования.

3. Обеспеченность курса традиционными печатными информационными материалами:

  • учебник
  • хрестоматия
  • практикум
  • методические указания и рекомендации

От их наличия или отсутствия будет зависеть содержание материалов, размещаемых на сайте. Иногда полезно дублировать на сайте некоторые печатные материалы для удобства их использования с обучающимися.

4. Этапы освоения учебного содержания:

  • подготовка к изучению нового материала
  • актуализация информации по теме
  • освоение нового материала
  • первичное закрепление
  • обобщение, систематизация

Целесообразно продумать варианты использования материалов сайта на разных этапах обучения. В зависимости от этого можно применять разные варианты заполнения страниц сайта: до урока выложить информацию для предварительного ознакомления, заполнять страницы постепенно по мере продвижения по курсу, прикреплять материалы урока после его проведения для тех обучающихся, которые пропустили занятие.

5. Планируемые методы использования сайта в образовательном процессе и формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальная или индивидуальная аудиторная работа под руководством преподавателя
  • самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа (групповая, индивидуальная)
  • контрольные мероприятия (опрос, тестирование)

В каждом из вариантов имеется своя специфика, определяющая функции преподавателя в образовательном процессе.

6. Уровень готовности пользователей к применению сетевого ресурса:

  • рекомендации
  • печатные материалы
  • обучающие занятия

Все это может потребоваться, если обучающиеся не владеют основами работы в среде образовательного сайта.

7. Технические возможности доступа пользователей в Интернет:

  • он-лайн режим
  • он-лайн режим
  • локально (на диске)

8. Организация обратной связи

  • журнал продвижения по курсу, интегрированный в сайт
  • объявления, комментарии
  • загрузка файлов выполненных работ

Для реализации некоторых функций потребуется изменять настройки доступа к сайту и назначать определенные роли участникам образовательного процесса.

Заключение

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования.

Можно утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных на интернет-технологиях.

Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьёзно усиливается интенсивность учебного процесса.

Эти преимущества обусловили активизацию работы по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.

Наш опыт показал, что использование информационных технологий привносит принципиально новые возможности в учебный процесс, как для учителя, так и для ученика.

Создание сайта и исследование его внедрения в систему работы учителя на начальном этапе не может полностью раскрыть всех возможностей такой интеграции. Важно другое - как он впоследствии будет влиять на эффективность учебного процесса. Станет ли связующим звеном между разными темами? Эти вопросы, думается, заслуживают внимания.

В заключение следует отметить, что процесс информатизации, независимо от нашего отношения к нему, затрагивает и обучение. Мы, учителя - предметники, должны повернуть этот процесс во благо ученику. Этому поможет стремление к повышению нашего профессионализма, творчества, самосовершенствование и самообразование. Современным детям нужны современно образованные педагоги. Методические находки и наработки каждого из работающих учителей становятся общим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег.

Список использованной литературы

  1. http://nika-fizika.narod.ru/31_12.htm
  2. http://www.libertarium.ru/i-openletter19jan
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E9%F2
  4. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=2217&showentry=18691

Мои сайты:

  1. http://zhanna-info.ucoz.ru/
  2. http://sh11.ucoz.ru/