Обобщающий урок математики по теме “Натуральные числа и их свойства”. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: натуральные числа, свойства натуральных чисел


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


"Тропинка к истине сложна, 
И потому в мышленье чистом 
Отвага дерзкая нужна 
Не менее, чем альпинистам."
"Мыслители" Евг.Винокуров

Цель урока:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Натуральные числа и их свойства”.
  • Развивать умение обобщать и синтезировать знания.
  • Продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить.
  • Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.

Форма урока: урок-соревнование.

Метод: дидактическая игра.

Средства:

  • компьютер; презентация PowerPoint;
  • интерактивная доска;
  • дидактический материал (карточки).

Используемые технологии:

  • информационно-компьютерная технология с использованием презентации к уроку;
  • информационно-компьютерная технология с использованием интерактивной доски;
  • игровая технология.

Ход урока

1. Организационный момент. 3 мин.

2. Актуализация целей урока

Цель урока - повторить действия с натуральными числами и их свойства.

Класс разбивается на 4 команды (равное количество учащихся, имеющих хорошие и средние знания по предмету). Командам предлагается выполнить задания, предлагаемые учителем.

Девиз: девиз урока зашифрован (в свободное время задание командам расшифровать)

А сейчас наш девиз: «С малой удачи начинается большой успех».

I этап. «Представление команд»

1 команда - СЛОЖЕНИЕ

Девиз:

«Терпенье и труд
все перетрут»

2 команда - ВЫЧИТАНИЕ

Девиз:

Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться

3 команда - УМНОЖЕНИЕ

Девиз:

Думай быстро,
Говори дельно

4 команда - ДЕЛЕНИЕ

Девиз:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться

II этап. “Конкурс капитанов”. 10 мин

Капитаны задают друг другу и командам соперникам вопросы.

1 команда:

  1. Какие числа называются натуральными?
  2. Как называются числа в равенстве 15+20 =35?
  3. Как найти неизвестное слагаемое?

2 команда:

  1. Какой ряд называется рядом натуральных чисел?
  2. Как называются числа в равенстве 48 – 26 = 22?
  3. Как найти неизвестное уменьшаемое?

3 команда:

  1. Что называется степенью числа а с натуральным показателем n?
  2. Как называются числа в равенстве 12 х 15 =180?
  3. Как найти неизвестное множитель?

4 команда:

  1. Когда говорят, что число а делится нацело на число в?
  2. Как называются числа в равенстве 49 : 12 = 4 (остаток 1)?
  3. Как найти неизвестный делитель при делении нацело?

III этап. “Разминка”. 8 мин

Каждая команда получает лист с заданием. Выполняют по одному, передают лист дальше. Участвует каждый член команды. После выполнения последнего задания лист сдаётся на проверку учителю. Примеры карточек с заданиями:

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1.Число 5 увеличить в 7 раз
2.Уменьшить на 17
3.Увеличить на 6
4.Разделить на 4
5.Умножить на 11
6.Уменьшить в 2 раза
7.Увеличить на 7
8.Уменьшить на 20

1.Число 5 увеличить в 7 раз
2.Уменьшить на 17
3.Увеличить на 6
4.Разделить на 4
5.Умножить на 11
6.Уменьшить в 2 раза
7.Увеличить на 7
8.Уменьшить на 20

1.Число 7 увеличить в 5 раз
2. Уменьшить на 17
3.Увеличить на 6
4.Разделить на 4
5.Умножить на 11
6.Уменьшить в 2 раза
7.Увеличить на 7
8.Уменьшить на 20

1.Число 7 увеличить в 5 раз
2. Уменьшить на 17
3.Увеличить на 6
4.Разделить на 4
5.Умножить на 11
6.Уменьшить в 2 раза
7.Увеличить на 7
8.Уменьшить на 20

III этап. “Практический”. 5 мин

Решить уравнения. Каждый получает карточку с уравнением, соответствующим уровню учащегося. За каждое правильно решенное уравнение команда получает 1 балл.

х+39=85

85-х=39

х -12=34

2Х=92

138:Х=3

Х:2=23

22+х=68

99-х=53

х -25=21

3Х=138

92:Х=2

Х:2=23

100-х=54

184:Х-4

х+39=85

85-х=39

х -12=34

2Х=92

138:Х=3

Х:2=23

22+х=68

99-х=53

х -25=21

3Х=138

92:Х=2

Х:2=23

100-х=54

184:Х=4

Физкультминутка

А теперь, всем надо встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

IV этап. “Бонус”

Учащиеся, которые выполнили свое задание раньше, могут заработать дополнительные баллы, выполнив дополнительные задания.

V этап. “Головоломка”

Отгадка:

VI. Подведение итогов

Участники команды, набравшей большее количество баллов, получают оценку “5”, затем – “4”, “3” ("3" по желанию).

  1. Что было трудным на уроке?
  2. Что было интересным?
  3. Что повторили?
  4. Какие математические действия с натуральными числами мы сегодня повторили? Давайте попробуем вставить их название в это стихотворение.

Вставить

  • сложим
  • отнимем
  • умножим
  • разделим

Спасибо за хорошую работу! Молодцы!

Используемая литература

  1. В.Г.Коваленко, “Дидактические игры на уроках математики”.
  2. Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд, “Математика” 5 класс (учебник).
  3. Н.Виленкин, А.Чесноков “Дидактические материалы по математике” (5 класс).
  4. Дидактический материал “Самостоятельные и контрольные работы. математика – 5”. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова.
  5. Интернет-ресурс: http://www.math.kemsu.ru.
  6. Шаблон презентации http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC101908703.aspx.