Жизнь в новых условиях выдвигает повышенные требования и в области обучения иностранному языку, прежде всего к коммуникационному взаимодействию, групповому и коллективному сотрудничеству, толерантности. Решение этой проблемы при обучении английскому языку становится сегодня действительным приоритетом.
Уроки домашнего чтения — важная составная часть процесса формирования основных умений и навыков владения иностранным языком, позволяющих решать многие учебные, развивающие и воспитательные задачи.
Особенности уроков домашнего чтения способствуют развитию мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, знакомя с культурой страны изучаемого языка и учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Именно эти уроки дают возможность интенсивно формировать навыки всех видов чтения: просмотрового, с извлечением определенной информации, и чтения с полным пониманием; они способствуют расширению лексического запаса, знакомят с новыми грамматическими структурами, позволяют использовать ранее изученные лексические единицы и грамматические структуры в новой ситуации. Самой главной особенностью уроков домашнего чтения является возможность создания условий для дискуссий и коммуникации.
Профессионализм педагога, эффективность выбранных им средств, форм, приемов и методов обучения, на мой взгляд, зависят, с одной стороны, от уровня качества образования обучающихся и, с другой стороны, от социальной, познавательной и творческой активности обучающихся. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать на иностранном языке — практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.
Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его — извлечение информации — имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-адаптированного человека. Это и является основной моей задачей как учителя на уроке английского языка.
Существует множество технологий работы с текстом, однако технология «Reading circle» («чтение по кругу») выделяется среди инновационных едагогических идей удачным сочетанием ролей и продуктивностью обучения с технологичностью урока и эффективными методами на уроке английского языка. Поэтому на уроках домашнего чтения я использую технологию «Reading circle» при работе с текстом.
Что такое «чтение по кругу»?
— это маленькие группы учеников, которые встретились, чтобы обсудить предложенную «историю» (текст);
— это атмосфера, в которой каждый ученик играет свою роль в обсуждении;
— это организация дискуссии по принципу цепочки: читай — думай — сопоставляй — спрашивай — сопоставляй.
Обычно обучающимся дается шесть ролей: директор обсуждения («discussion director»), обобщитель («summary director»), соединитель («connector»), мастер слова («word master»), художественный директор («art director»), культурный обозреватель («culture collector»).
Директор обсуждения продумывает вопросы для дискуссии. Составляет 4–6 вопросов о том, что только что прочитали. Эти вопросы будут использоваться группой для обсуждения. Вопросы составляются при помощи слов, данных в рамочке. Это такие слова, как: Who? What? Where? When? Why? How?
Обобщитель готовит краткое содержание (читает текст («историю») и елает заметки о героях, событиях и идеях).
Соединитель сравнивает события из текста с реальным миром (может равнить их со своим опытом).
Мастер слова отвечает за ключевые слова (ищет важные слова и фразы).
Художественный Директор находит в прочитанном самый интересный пизод и изображает его в рисунке.
Культурный обозреватель ищет культурные заметки для обсуждения в группе (читает «историю» и знакомится с культурологическими аспектами, традициями, реалиями и культурой в странах изучаемого языка, а также знакомит с ними членов группы).
В качестве примера рассмотрим урок домашнего чтения по теме «Школы в Англии». Детям предлагается текст, который они читают и переводят (см. приложение в конце статьи).
К этому тексту «директор обсуждения» придумал вопросы:
— Education is class-divided in England, isn't it?
— When do English children begin to до to school?
— What kinds of schools are there in England?
— Do English children до to schools оп Saturdays?
«Обобщитель» приготовил краткое содержание текста: «Schools in Епgland аге not the same as in our country. Children begin to до to school when they are five years old. From five to seven they аге in infant schools. From seven to eleven children in England gо to а junior school. Then they take their examinations and enter the secondary schools. From eleven to sixteen, boys and girls in England gо to а secondary school».
«Соединитель» сравнил школы Англии со школами России: «All state chools in Britain are free. Education is compulsory from 5 till 16 years. Children start primary school at 5. At 11 pupils gо to secondary schools. At 16 pupils take аn ехаm and then they саn leave school if they wish. Then they gо to а college оr university. All state schools in Russia аге free. Children start going to school at 6 or 7. They study till 9th form. After 9th form pupils have to sit for examinations. They саn gо to the 10th grade of а general school or gо to professional school. After school pupils gо to colleges and universities».
«Мастер слова» нашел важные слова из текста: School, education,infant chools, junior schools, secondary schools, learn, schoolchildren.
«Художественный директор», используя воображение, нарисовал такую школу.
После того, как все ученики выполнили задание по своей роли, начинается обсуждение в группе. При чтении обращаю внимание на произношение, умение читать с целью извлечения конкретной информации, а также умения переводить с английского на русский язык. Проверяю знание лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, правильность составления вопросов и ответов обучающихся на эти вопросы, что позволяет определить, насколько хорошо обучающиеся ориентируются в тексте и понимают его содержание.
Технология «чтение по кругу» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, участники имеют возможность пофантазировать, высказать свое мнение. Все имеющиеся лексико-грамматические навыки востребованы, поскольку от обучающихся в результате требуется связное монологическое высказывание.
Следовательно, ценность описанной технологии заключается в следующем:
- широкие возможности транслирования в калассе полученной в ходе чтения текста информации;
- групповая работа (над текстом работает группа обучающихся);
- индивидуализация и дифференциация обучения(каждый обучающийся имеет индивидуальное задание).
Наш опыт работы по данной технологии на уроке английского языка поеказывает, что также обучающиеся:
- описывают события с опорой на зрительную наглядность;
- передают основное содержаниепрочитанного текста с опорой или без опоры на него;
- читают и находят нужную запрашиваемую информацию;
- пищут небольшое письменное высказывание с опрой на абзац.
В результате мы наблюдаем, что у них происходит формирование навыка монологической и диалогической речи.
Кроме того, использование технологии "Чтение по кругу" на уроках английского языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться освоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель же в свою очередь становится консультантом самостоятельной учебно-познавательной, творческой деятельности обучающихся, у него появляются возможности для совершенствоввания процесса обучения, развития коммуникативной компетенции обучающихся, целостного развития их личности.
Schools in England
Schools in England are not the same as in our country. Education is class-divided in England. There are some state schools in England. They are infant schools, junior schools and secondary schools. All state schools in Britain are free.
Children begin to go to school when they are five years old. From five to seven they are in infant schools. An infant school is like a kindergarten. The children draw and paint, they sing and listen to stories which the teacher reads to them. They also play games. In these schools they begin to learn to read and write.
From seven to eleven children in England go to a junior school. Here they all learn to read and write and do mathematics. When the pupils enter the junior schools, they have a special test. Boys and girls study at junior schools for four years.
Then they take their examinations and enter the secondary schools. There are some types of secondary schools in England. They are: grammar schools, modem schools and comprehensive schools.
From eleven to sixteen, boys and girls in England go to a secondary school. They begin to learn in form one. The sixth form is the last form in this school.
They have many subjects in their time-table. In England schoolchildren do not go to schools on Saturdays and Sundays. Then they go to a college or university.