Сборник методических разработок "Развитие физкультурно-спортивных основ циркового искусства"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: цирковая студия


Введение

Искусство цирка волнует, удивляет и восхищает. В нем обаяние молодости и мудрость веков, красота и отвага, смелость и задор, в нем мысль и фантазия. Цирк открывает перед зрителем сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья.

Искусство цирка многогранно. Чтобы познать его природу, особенности, нужно прежде всего ознакомиться с цирковыми жанрами и их разновидностями.

Многие современные цирковые жанры возникли в глубокой древности, когда цирка как такового еще не было. Художественные изображения на храмовых фресках, барельефах и старинных вазах не только подтверждают древность происхождения многих цирковых жанров, но и свидетельствуют о тех изменениях, которые с ними произошли под влиянием общественно-исторических условий. Одни жанры цирка возникли на основе трудовых навыков, другие обязаны своим происхождением народным игрищам, праздничным и религиозным обрядам, третьи пришли на манеж из спортивных залов.

Искусство цирка — это прославление человека, демонстрация его физических и духовных сил: ловкости, выносливости, чувство баланса, гибкости, меткости, а также воли, отваги, остроумия, находчивости. Какое бы действие не выполнялось цирковым артистом – акробатическая стойка или жонглирование, прыжки на батуте или баланс на катушках, любое из них – это результат борьбы за расширение возможностей человека.

Тема 1: О цирковом искусстве

Цель: Введение воспитанников в мир циркового искусства.

Задачи:

  • освоение необходимых навыков по обеспечению безопасности на занятиях;
  • разучивание подготовительных упражнений;
  • воспитание высоких нравственных качеств и коммуникабельности;
  • достижение высокого профессионального уровня.

Цирк – один из любимейших видов искусства не только детей, но и взрослых. Цирковое представление включает акробатику, конную езду, эквилибристику, дрессировку животных, жонглирование, иллюзион и клоунаду. История цирка насчитывает несколько тысячелетий. Еще в Древнем Египте и Древней Греции существовали фокусники, акробаты и дрессировщики животных. Но самый первый цирк появился в Древнем Риме и назывался он Circus Maximus («большой цирк»).

Цирковое искусство держится на трех китах:

  • трюк - «язык цирка»;
  • личность артиста;
  • взаимодействие со зрителем.

Цирковое искусство сформировалось на народных площадных представлениях и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка — артист, который преодолевает препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает определенный обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается при помощи специфических цирковых упражнений — трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задачи создания образа. Комбинация трюков, дополненная другими актерскими действиями, составляет номер — отдельное законченное произведение. Сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.

Одна из привлекательных форм циркового искусства — это площадность, когда зритель является не пассивным созерцателем происходящего, а его участником. Вовлекаясь в происходящее действие, он сопереживает и совместно с артистом участвует в творчестве.

Направленность циркового искусства обуславливает его движение вперед по пути утверждения общечеловеческого идеала и именно благодаря своему гуманизму цирк имеет притягательную силу. Искусство цирка всегда было атрибутом развлечения. Одна из форм артистического существования в цирке является карнавальность, где гибкая форма художественного видения позволяет открывать новое, представляя это с пафосом гиперболой, шаржем, гротеском, где сходятся друг с другом противоположности. Все жанры, воплощающие в себе понятия прекрасного, возвышенного, всегда имеют альтернативу в лице антипода — клоуна.

Задания по теме 1

1. Разгадайте загадки:

Он тебя веселит,
Его шутки, как магнит.
Юмор у него колкий и ловкий,
Смеются, когда он на арене,
и Славка, и Вовка. (Клоун)

Есть такие в нем артисты,
Трюкачи и акробаты,
Что хвостаты и пушисты,
Острозубы и рогаты. (Цирк)

2. Выполните тест, выберите один или несколько правильных вариантов.

Цирковое искусство держится на трех китах:

1. артистичность

4. танцы на сцене

2. выступление на сцене

5. трюк «язык цирка»*

3. личность артиста*

6. взаимодействие со зрителем*

 

Главный герой цирка:

1. клоун

3. циркач

2. артист*

4. акробат

 

Одна из привлекательных форм циркового искусства:

1. площадность*

3. поля

2. дорога

4. сцена

Тема 2: Цирковые жанры

Цель: Развитие способностей и усвоение основ базовой подготовки.

Задачи:

  • освоение подводящих упражнений и основных, базовых упражнений по жанру;
  • развитие физических и скоростно-силовых качеств;
  • умения концентрировать внимание;
  • воспитание коммуникативности, трудолюбия и ответственности.

«Жанр» - слово французское, в переводе означает «род», «вид». Такого разнообразия жанров, как в цирке, пожалуй, не встретишь в других искусствах цирка. Каждому цирковому жанру присущи свои выразительные средства – трюки, снаряды, специфические художественные приемы, стилевые признаки, характер исполнения. Все это, вместе взятое, служит раскрытию содержания циркового представления. Но основой любого жанра является действие – активное, ярко выраженное, требующее от актера высокого профессионального мастерства.

Прекрасное в цирке изумляет такой приспособленностью, что невозможно догадаться, в чем состоит и как достигается столь совершенное искусство. Цирк — это неисчерпаемый источник познания вечности и человека, в частности.

Раскрывая жанры можно сказать, что  для жанра клоунада характерно наличие комедийных образов. Клоуны — творцы смеха, а искусство вызывать смех — дело серьезное. Слово «клоун» произошло от латинского «colonus”- человек из простонародья. Клоун всегда человечен, остроумен, находчив, весел и всегда симпатичен. Одни клоуны выступают с веселыми сценками, построенными на приемах буффонады (термин «буффонада» принят во всех цирках мира как условное определение характера исполняемой клоунады. Буффонадная клоунада породила и актерские амплуа - клоун-буфф), другие исполняют сатирический репертуар, третьи — на комическом музицировании, четвертые клоуны участвуют с дрессированными животными.

Виртуозное умение человека удерживать равновесие в необычном положении стало одной из зрелищных форм, получив название эквилибристики (от латин. «aeguilibris» - находящийся в равновесии). Эквилибристика — сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности. Малейшее замедление реакции исполнителя — и равновесие нарушено. Поэтому в эквилибристике каждый трюк, каждый прием балансирования доводится до филигранной отделки. Работа эквилибриста — это непрерывная, незаметная для зрителя напряженная борьба за сохранение «мертвой точки». Эквилибристика исполняется только с реквизитом или на снарядах. В зависимости от задачи, выполняемой артистом, разнятся и условия, в которых он действует. Нижний в одних видах эквилибристики балансирует верхнего (или снаряд с верхним на вершине), стоя на твердой опоре (на манеже, на пьедестале); в других — на неустойчивой опоре (на шаре, катушках, проволоке); в третьих — находится в движении (на переходной лестнице, на велосипеде). Такое положение эквилибриста-нижнего. Верхний же — стоит ли на голове нижнего, или исполняет стойку на голове на перше, или венчает пирамиду на плечах канатоходца-нижнего — всегда находится на неустойчивой опоре.

Искусство жонглирования, то есть умение подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов, было известно еще в древности. Французский термин «жонглер» произошел от латинского слова «joculator» - шутник, забавник, остряк. Большое место в их выступлениях отводилось умению вертеть мяч на ножах, ловко подбрасывать и ловить оружие, искусству балансирования. От жонглера требуется предельная ловкость, мгновенная реакция, быстрота движений и развитое чувство ритма. Выдержка и терпение. Эти качества артист вырабатывает упорной тренировкой, которая не прекращается всю его творческую жизнь. Жонглер должен быть всегда в форме. Жонглирование как жанр делится на четыре разновидности: соло-жонглирование, групповое жонглирование, жонглирование на лошадях, антипод. Соло-жонглер выступает один на протяжении всего номера. Групповое жонглирование основано на приемах перекидки предметов друг другу. Чем больше число исполнителей занято в номере, тем большее количество комбинаций перекидок предметов возникает. Жонглирование на лошади довольно трудно, выполняется при постоянном перемещении точки опоры артиста. Антиподисты жонглируют ногами, распространенный реквизит — сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный).

Искусство фокусников (от нем. «Hokus-Pokus» - ловкий прием, ловкая проделка) — трюк, поражающий зрителя своей сверхъестественностью. Создающих иллюзию чудодейственных превращений, иногда называют «честным обманом». При показе фокусов манипуляторы, оперируют преимущественно небольшими предметами: картами, шарами, монетами, часами и т.п. Искусство фокусников — тонкое и сложное. Овладение им требует очень большого труда. Успех выступления фокусника зависит не только от изобретательности и оригинальности его трюков, но и насколько он их изящно, легко, артистично преподносит. Ведь фокус — это интересная головоломка, и малейшая погрешность при демонстрации фокусов может обернуться провалом. Поэтому артист должен обладать находчивостью, чтобы уметь вовремя скрыть ошибку, завуалировать ее или превратить в «преднамеренную» шутку. Иллюзионисты, как и манипуляторы, широко используются отвлекающими приемами.  В нужный момент ассистенты могут незаметно загородить иллюзиониста от глаз публики, невидимо передать ему или забрать от него нужный предмет.

Задания по теме 2

1. Разгадайте загадки:

В этом месте всегда интересно,
Тигры здесь по струнке сидят,
Собачонки на лапках ходят,
И слоны свои трюки показать хотят.
Акробаты к куполу взлетают,
Фокусники чудеса в жизнь воплощают.
(Цирк)

В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь. То нет, то есть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять…
Из твоего кармана!
(Фокусник)

2. Введите соответствия основных жанров циркового искусства.

1. Клоунада

1.Буффонадная, сатирическая, музыкальная, клоуны-дрессировщики.

2.Эквилибристика

2.С першами и лестницами, на канате, на проволке, на шарах, на катушках, на тугой проволке, велофигуристы.

3.Жонглирование

3.Сольное, групповое, на лошади, антипод.

4.Фокусы

4.Манипуляция, иллюзия.

 

«Жанр» - в переводе с французского?

1. род*

4. склонение

2. вид*

5. специализация

3. падеж

 

Все жанры, воплощающие в себе понятия прекрасного, возвышенного, всегда имеют альтернативу в лице антипода:

1. Клоуна*

3. гиревики

2. акробата

4. эквилибрист

    3. Вставьте пропущенные слова в предложения.

    1. Клоуны – творцы смеха, а искусство вызывать смех – дело серьезное.
    2. Эквилибристика – сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности.
    3. Жонглирование как жанр делится на четыре разновидности: соло-жонглирование, групповое жонглирование, жонглирование на лошадях, антипод.
    4. Искусство фокусников – тонкое и сложное.

    См. продолжение разработки

    Приложение