Обучение в малых группах (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5


Обычно легче изменить индивидов собранных в группу,
Чем изменить любого из них по отдельности.
Курт Левин

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началось лишь в 1970-е годы в Великобритании, Канаде, Западной Германии и т.д.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но и дополнительные разъяснения.

Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в группе в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важным, за результат всей группы.

А если от ученика зависит успех всей группы, то он не может не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи всей группы.

Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше.

Как это сделать - дело методики!

Преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща. Вследствие этого улучшается академическая успеваемость, воспитывается самоуважение, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Технология группового обучения:

  • установить правила и обучить им;
  • назначить каждому свою роль;
  • распределить задания и каждому указать время его выполнения;
  • дать классу ответный комментарий.

При закреплении материала использую пары статического и динамического состава. Парную работу строю на базе взаимопроверки проделанной работы, последовательной передачи друг другу определенной части учебного материала, работы в режиме интервью.

Я считаю, что именно работа в паре сменного состава стимулирует развитие общения между учащимися.

Одна из форм работы в динамической паре, которую я использую - «хоровод».

Две равные группы образуют два круга. После каждого мини-диалога учащиеся внешнего круга делают шаг влево и вступают в диалог с новым собеседником.

Таким образом, один и тот же усваиваемый материал после многократного проговаривания и прослушивания лучше запоминается. Темы для такой формы работы использую самые разные.

Работа в паре помогает выработать навыки сотрудничества в других формах групповой работы. Вот, например, как я организую работу в группах из четырех и более человек. На первом этапе организации работы провожу индивидуальную работу по заданию. На втором и третьем этапах ученики работают в постоянных и вариационных парах по одному и тому же заданию. Затем члены группы собираются вместе для окончательного принятия решения.

После завершения заданий всеми группами я организую общее обсуждение работы над заданиями разными группами (если задания одинаковые для всех групп) либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда материал усвоен всеми учащимися, я даю тест на проверку понимания и усвоения материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Задания подбираю дифференцированно для сильных и слабых. Отметка за индивидуальную работу суммируется и ставится общая оценка группе. В период взаимодействия учащихся в группах важно оценивать не только знания, но и усилия учащихся.

В то время, когда ученики работают в группах, у меня есть возможность поработать индивидуально с отдельными учениками, которые требуют внимания в силу разных причин (болезнь и т.д.).

Формируя группы, учитываю не только задачи урока, но и желание учащихся, их индивидуальные особенности, интересы (с учетом изучаемой темы). В ином случае у ребят не получится заинтересованного обсуждения. И что очень важно, содержание учебного задания должно содержать проблему, которая побуждала бы учащихся искать помощи друг у друга, обмениваться мнениями.

Группе можно давать задание, которое делится либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой. И сильный и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.

Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

Технология обучения в сотрудничестве органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивает содержание обучения.

Учитывая особенности предмета иностранного языка, обеспечиваю необходимые условия для активной познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Внедряя групповые формы работы в учебный процесс, конечно же я столкнулась с некоторыми трудностями. Общение в группе еще зачастую происходит на родном языке, вместо отведенного на задание времени требуется много больше, организационная работа иногда занимает много времени, но я терпеливо приучаю учащихся к особенностям совместной работы.

Я использую социально-педагогические игры, которые помогают ученикам развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового в групповом взаимодействии, помогают лучше узнать самого себя, найти и укрепить способы для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии (поддерживающие слова и невербальные формы общения, предложение ситуаций, в которых люди не боятся проявить себя.)

Игра «Прогулка с компасом» - игра «на доверие»

Группа разбивается на пары, где есть ведомый (турист) и ведущий (компас). Ведомый стоит впереди с завязанными глазами, а ведущий сзади, положив руки на плечи ведомого.

Задание: пройти все игровое поле вперед и назад, при этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне.

Ведущий движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствия - других туристов с компасами.

Обсуждение: описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Игра «Полный комплект»

Для игры готовлю карточки с названиями литературных героев и названиями произведений.

Задание: каждый участник получает одну карточку и по знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках.

Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением.

Обсуждение: легко ли найти «своего человека»? Что или кто мешает «воссоединению»?

Итак, групповое взаимодействие на уроке ИЯ – это реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Групповое взаимодействие на уроке ИЯ – интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание учащихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом, взаимное обогащение.