Урок-практикум по русскому языку в 9-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сочинение-рассуждение


Пояснительная записка

В настоящей работе представлена разработка урока-практикума по русскому языку в 9 классе. Тема - написание сочинения-рассуждения на основном государственном экзамене по русскому языку, связанная с анализом текста (толкование значения слова).

В начале урока ребята знакомятся со стихотворением Э.Асадова «Две красоты», которое подводит к теме сочинения и создает определенный эмоциональный настрой. Затем ученики вспоминают композицию сочинения-рассуждения (4-5 абзацев). Далее ставится проблемный вопрос: «Какого человека можно назвать красивым?». Учитель читает текст П.Васильева «Уродина» и организовывает беседу по нему. Затем учащиеся анализируют 3 текста уже написанных сочинений-рассуждений по этому отрывку. Класс делится на 2(3) группы, которые оценивают написанные сочинения. По итогам урока ребята пишут синквейн.

На уроке использованы разные формы работы: групповая, индивидуальная; системно-деятельностный подход. Большое внимание уделено воспитательному аспекту: рассматриваются понятия внешней и внутренней красоты человека. Задается домашнее задание, проводится рефлексия по итогам урока.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией, а также раздаточным материалом (приложениями 1-6) Огромную благодарность хочется выразить авторам пособия «Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2015», так как практически весь урок строится на материале данной книги.

Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: научить создавать текст-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

Образовательные задачи:

  • развивать умение формулировать значение слова;
  • научиться правильно понимать исходный текст;
  • уметь отбирать материал, необходимый для написания сочинения;

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • Умение создавать внутреннюю мотивацию к учению.
  • Умение использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме.
  • Умение понимать нравственные идеи текста.
  • Умение понимать значимость приобретенных знаний и умений.
  • Умение воспитывать в себе целеустремленность, необходимость самовоспитания, самокритичности;

Познавательные УУД:

  • Умение строить речевое высказывание.
  • Умение выдвигать гипотезу (формулировка тезиса).
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.
  • Умение формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.
  • Умения и навыки отбирать нужный материал из текста для аргументации;

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других.
  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Умение определять цель учебной деятельности.
  • Умение развивать логику мышления, внимание к слову.

Регулятивные УУД:

  • Умение самостоятельно и в группе работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы и приёмы: Наблюдение, беседа, создание проблемной ситуации, сравнение учебных объектов, , постановка целей и задач, презентация, рефлексия

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться создавать текст-рассуждение по модели: тезис, аргументы, вывод.
  • Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.
  • Научиться формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.
  • Научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

Личностные:

  • Научиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Научиться создавать внутреннюю мотивацию к учению
  • Научиться выражать свое отношение к поставленной проблеме
  • Научиться понимать нравственные идеи текста.
  • Научиться осознавать необходимость самовоспитания, самокритичности.

Метапредметные:

  • Понимать прочитанный текст.
  • Выдвигать гипотезу, формулировать тезис.
  • Аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста.
  • Выстраивать логическую цепочку доказательства.

Конспект урока

1. Приветствие (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на своем уроке! Сегодня предстоит серьёзная и интересная работа- работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту: учиться понимать текст, извлекать необходимую информацию, необходимую для написания сочинения-рассуждения 9.3 в рамках подготовки к ОГЭ. Кроме того, мы попробуем выработать алгоритмы работы, которые помогут вам справиться с написанием сочинения.

2. Слово учителя

- Прежде чем приступить к нашему занятию, мне бы очень хотелось познакомить вас со стихотворением Э.Асадова «Две красоты», которое будет своеобразным эпиграфом к уроку. СЛАЙД 2 (Приложение 1)

- Что вы знаете об этом поэте?

- О чем это стихотворение?

- Какую проблему ставит автор?

- Найдите авторскую позицию. Согласны ли вы с ней? Объясните почему

3. Основная часть

1. Последнее задание экзаменационной работы - самое сложное задание - подразумевает написание сочинения-рассуждения, темой которого является какое-либо слово - определение его значения. Но для того, чтобы написать сочинение - хорошее сочинение, нужно знать, как его будут оценивать эксперты. Потому что в критериях заложен алгоритм написания вашего сочинения.

- Давайте взглянем на критерии оценивания сочинения 9.3. (Приложение 2)

- Как вы думаете, сколько абзацев должно быть в такой работе? Какие именно? (5 абзацев или как минимум 4 (определение и комментарий можно объединить в 1 абзац)

- С чего же начать работу над заданием 9.3? (Читаем задание, соотносим слово и тему, данную в формулировке задания) СЛАЙД 4

- Обратите внимание, в задании 9.3 можно увидеть несколько разных формулировок. Давайте посмотрим на них1. СЛАЙД 5

______________

1 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015.- С.75.

2. Шаг 2

Читаем внимательно текст второй части. Ищем в нем героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них, для того чтобы полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его.

- Читаем текст П.Васильева «Уродина» (читает учитель)2 Приложение 3

______________

2 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015.- С.77.

- Каково ваше мнение о тексте? Заинтересовал? На какие вывел размышления?

- О чем этот текст?

- Актуальна ли тема? В чем ее актуальность?

- Какие вопросы волнуют автора?

- Имеют ли место быть эти вопросы сегодня?

- С какой целью написан автором текст?

3. - Каким будет третий шаг к написанию работы? (Формируем определение слова и комментируем его)

- Итак, вы прочитали текст «Уродина». Теперь сформулируем определение слова КРАСОТА. Многим, наверное, покажется сложным справиться с заданием. Конечно, оно не является легким, однако вам ведь и не нужно давать точное определение, как, например, в толковых словарях. Вы должны представить СВОЕ понимание этого слова.

- Сейчас мы сравним несколько определений слова красота из толкового словаря3. СЛАЙД 6

______________

3 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - С.79.

- Какое из представленных определений употреблено в нашем тексте?

- Какие самые распространенные ошибки могут встретиться в этой части работы? 4 СЛАЙД 7

______________

4 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. - С.80.

- Итак, если вы даете в сочинении определение без комментария, то теряете 1 балл. Таким образом, комментируйте тезис-определение, используя текст второй части работы.

- В задании 9.3 написано, что вы должны привести два аргумента. Какие?

- В критериях оценивания сказано, что вы получаете такой же балл, если оба аргумента будут из текста. НО! Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте. Какой пример может служить аргументом из жизненного опыта? 5 СЛАЙД 8

______________

5 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. - С.83.

- А теперь переходим к вопросу оценивания работ. Что же проверяет эксперт? 6 СЛАЙД 9

______________

6 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. - С.84.

- Прямо сейчас вы попробуете себя в необычной роли- в роли эксперта. Перед вами на столах тексты, попробуйте расставить баллы. (Ребята в группах оценивают работу, объясняют свое решение, сравнивают с оцениванием эксперта)

Текст 17 (приложение 4)

Текст 28 (приложение 5)

Текст 39 (приложение 6)

______________

7–9 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. - С.84–86.

4. Рефлексия

- Сейчас каждый из вас, в качестве итога урока, напишет стихотворение-синквейн на тему «Красота».

5. Домашнее задание

Напишите сочинение по тексту П.Васильева «Уродина» (9.3)

Заключение

- Ребята, в конце нашего урока мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках. СЛАЙД 10

- Я думаю, сегодняшний урок дал вам представление о значимости жизненных ориентиров и стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. Спасибо за урок!

СЛАЙД 11