Об опыте, проблемах и перспективах дистанционного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дистанционное обучение


Еще в начале прошедшего учебного года я наткнулась в Интернете на интересную статью в «Учительской газете», на страницах которой развернулась дискуссия по поводу того, что Павел Астахов предложил запретить школьникам пользоваться гаджетами на уроках, объясняя это необходимостью защитить детей от опасной информации…

Так вот дети в ней практически в один голос заявили ‒ без гаджетов в современном мире прожить невозможно, в том числе и на уроках.

Как они были правы в тот момент!

И как бы с вами не сопротивлялись, коллеги, цифровизация стала сегодня одним из трендов современного образования, а ФГОС поставил информационную грамотность подрастающего поколения во главу угла.

И вот это "прогрессивное будущее" наступило!

В прошедшем учебном году мы с вами все оказались в ситуации, когда из-за введения режима самоизоляции традиционное образование вынуждено было перейти в онлайн-формат, который в той или иной форме, безусловно, будет продолжаться и в году наступающем...

Я провела опрос среди коллег о том, как уважаемая аудитория оценивает совсем недавнее прошлое. Большинство были недовольны.

Увы, это вполне ожидаемо, поскольку «из огня, да в пóлымя» ‒ это, как правило, не всегда хороший результат… Уверена, коллеги, что каждый из вас на основе собственного опыта может рассказать и преимуществах, и о проблемах дистанта.

По данным ЮНЕСКО, около 1,5 млрд школьников по всему миру были переведены в режим самоизоляции из-за пандемии COVID-19. И наша школа не стала исключением.

Как показывает мировая практика, для качественного и позитивного результата ДО необходимы конкретные условия.

Первое условие для перехода на дистанционное обучение – это наличие Интернета и гаджетов. Уже в апреле Высшая школа экономики опубликовала доклад, в котором отмечалось, что около 25% школьников живут в малообеспеченных семьях и из-за отсутствия нормального Интернета и персональных компьютеров дома не имеют возможности обучаться в дистанционном режиме.

В нашей начальной школе практически у всех обучающихся не было проблем с техническим оснащением.

Однако для перехода на «цифру» в начальной школе наблюдался недостаточный уровень цифровой компетенции наших ребят, а также отсутствие у них навыков самоорганизации. Это, в свою очередь, требовало присутствия взрослых при их обучении, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, неадекватность оценивания выполненных работ…и отрицательные условия для воспитательного процесса: ребенок понимает, что можно легко получить «пятерку», используя помощь родителей…

Второе условие дистанта – это цифровая грамотность учителей. К сожалению, по данным ВШЭ цифровую неготовность демонстрирует каждый пятый педагог в стране. Наши педагоги сумели в этой непростой ситуации в кратчайшие сроки очень сплоченно и оперативно включиться в подготовку к переходу на дистанционное образование: освоили платформы ДжитсиМит и Зум прослушали вебинары, регулярно проводили онлайн-встречи, где делились проблемами, опытом и просто поддерживали друг друга.

Но, как и всегда, нам еще есть над чем работать и главное ‒ многому еще предстоит научиться…

Третье условие для качественного дистанционного образования – это наличие полноценных, качественных образовательных платформ. Как вы знаете, их было предложено множество. И все они имели свои преимущества, и серьезные, на наш взгляд, недостатки, которые и не позволили использовать их в полной мере. Приведу примеры из личного опыта:

1. Очень хорошая платформа ЯКласс, главным преимуществом которой, являлось то, что она имела функцию привязки к нашему электронному журналу. Это позволяло экономить время учителя, за счет автоматического оценивания проверочных работ по нужной теме.

Но в нашем случае, оказалось, что по математике база ЯКласс не соответствовала нашим учебникам, по русскому языку она была просто недоработана (даны несколько тем и дальше пустота). И только по окружающему миру была полноценная база, соответствующая нашему УМК, чем я и пользовалась в полной мере.

2. Яндекс-Учебник. Удобная платформа, которая позволяет учителю собрать свою проверочную работу из заданных карточек.

Не редко использовала по русскому языку. По математике не получалось использовать в полной мере, так как задания которые предлагала платформа не соответствовали нашей программе. Но можно было «вручную» (меняя настройки фильтра) выбирать какие-то задания на отработку вычислительных навыков.

3. Учи.ру. Интересная платформа. Детям очень нравится из-за красочного интерфейса. На Учи.ру проходит очень много олимпиад, марафонов, различных конкурсов, на которых дети с удовольствием участвуют и получают поощрения в виде красочных дипломов и грамот. Удобно использовать, как дополнение к учебной программе для разнообразия.

Виртуальная комната с виртуальной доской, которая была организована очень оперативно на Учи.ру, имела ограничение по количеству участников (до 25 человек) и не могла функционировать полноценно, ввиду загруженности интернета.
Но мне очень понравились ежедневные готовые онлайн-уроки для начальной школы, которые выкладывались на платформе в течение недели по определенному расписанию на протяжении всего дистанционного обучения и совершенно бесплатно. Причем все эти уроки можно было посмотреть позже в записи в любое удобное время.

4. CERM.RU – образовательная онлайн-платформа, которой наша начальная школа пользуется уже много лет для проведения мониторинговых исследований по учебным предметам.

В рамках дистанта очень удобно было использовать на данной платформе онлайн-тренажеры по математике и по русскому языку для отработки вычислительных навыков и орфографической грамотности соответственно.

5. Личный сайт педагога – использовала, как платформу для электронных кейсов по урокам Технологии и ИЗО. Удобство было в том, что сайт выдерживал большой вес файлов и можно было скачивать их в любое время.

6. РЭШ - информационно-образовательная среда с полным курсом школьной программы. Замечательная платформа, но мы не смогли ее использовать по назначению из-за перегруженности Интернета. Это как раз вариант кейс-технологий, когда ученик дома самостоятельно может посмотреть готовый видеоурок, выполнить задания и отправить их учителю на проверку. Но так как сервера были перегружены, видеоурок можно было скачать только поздно вечером, поэтому терялась актуальность данной платформы.

Учитывая вышесказанное, я пришла к выводу, что в частности начальной школе такие уроки как математика и русский язык эффективнее вести в режиме онлайн в виртуальной комнате на знакомых нам платформах (Джитси Мит или Зум). Так как вариант кейс-технологий потребует помощи родителей и создаст дополнительную нагрузку для детей, в связи со сложностью скачивания видеоуроков и т.д. Качество онлайн-уроков по математике и русскому языку повышается в разы, если использовать не только презентации, но и виртуальную доску с применением графического планшета. На практике я поняла, что во время нашего дистанта использование виртуальной доски Вин-борд было затруднительным. Она «зависала» из-за перегруженности интернета. Поэтому я использовала чистый Вордовский документ, на котором работала как на обычной школьной доске с помощью графического планшета.

Уроки окружающего мира и литературы, на мой взгляд, можно проводить комбинированно: в виде онлайн-уроков в виртуальной комнате и кейс-технологий, в зависимости от поставленных учебных задач. Например, чат на платформе Джитси Мит можно использовать для онлайн-тестирований или для блиц-опроса.

Таким образом, мы не смогли использовать функции автоматического оценивания проверочных работ учащихся на вышеуказанных платформах. Поэтому легла колоссальная нагрузка на учителей. Нам приходилось ежедневно проверять десятки письменных работ с экранов смартфона, что отрицательно сказалось на нашем здоровье. И, как следствие, у многих испортилось зрение и усугубились различные другие заболевания...

И наш вывод таков: если бы технические возможности Интернета были на более качественном уровне, то многих проблем можно было бы избежать и дистанционное обучение не казалось бы столь негативным для большинства вовлеченных в него.

Но были, безусловно, и положительные стороны дистанта

  1. Никто не будет отрицать, что дистанционное образование было единственной возможностью продолжить образовательный процесс в условиях изоляции в связи с пандемией. В подобных форс-мажорных ситуациях мы можем использовать этот опыт.
  2. При наличии требуемых технических возможностей, школа легко «может войти» в любой дом. Это актуально для временно болеющих детей и для маломобильных детей из категории ОВЗ.
  3. Стоит отметить и то, что из-за сложившейся ситуации, расширились компетенции у всех участников образовательного процесса.

Мы стали универсальные: можем вести уроки и в очном формате, и в дистанционном.

И в заключение хочу высказать нашу общую уверенность, которую подтвердил и министр просвещения России Сергей Кравцов, что «дистанционные технологии, все же, никогда не заменят традиционную систему обучения» и мы с вами, коллеги, будем по-прежнему получать эмоциональное удовольствие от общения с теми, кого учим и воспитываем...

Ну а дистант мы будем использовать только как дополнительный инструмент в образовательном процессе.