Урок нравственности "О силе воли, силе духа". 6–8-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 6, 7, 8

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, Костюнин Александр Викторович


Цель урока: активизация процесса самовоспитания и самопознания, формирование духовно-нравственных начал.

Задачи:

  • Развивать умение видеть социальную проблему, анализировать ее и решать, используя внутренний духовный потенциал, силу воли и духа.
  • Формировать умение анализировать литературные произведения, выявляя актуальность проблемы.
  • Развивать умения видеть глубинный смысл произведения, основываясь на символах и ассоциациях.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами коснемся очень важной темы. Какой? Вы должны сформулировать сами после того, как услышите притчу.

Медведь в вольере

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать 4 шага в одну сторону, повернуться и сделать 4 шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно.

Посетители жалели медведя и говорили: "Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе".

Время шло, зоопарк стали ремонтировать и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя — даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер.

И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные 4 шага взад-вперед.

Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал 4 шага обратно.

Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: 4 шага туда и 4 шага обратно.

Как вы думаете, почему не может выйти из воображаемой клетки? Что ему мешает? (привычка, страх, боязнь нового)

Каких качеств ему не хватает? (силы духа и воли)

Как вы понимаете словосочетание «сила духа»?

Одно из значений слова «дух» в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова:

Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чeй-н. д. (вселить бодрость, уверенность).

ВОЛЯ

ВОЛЯ, -и, ж. 1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание воли. 2. к чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. В. к победе.

Таким образом, если соединить оба эти понятия, то «сила воли» - это внутренняя моральная сила, которая позволяет осуществлять поставленные перед собой цели.

Воспитание силы воли – тема нашего урока. Именно об этом мы сегодня порассуждаем, прочитав рассказ А.В.Костюнина «Вальс под гитару».

Рассказ о писателе

Костюнин Александр Викторович

Дата рождения: 25.08.1964

Место рождения: с. Паданы, Медвежьегорский район.

Член Союза писателей России с 2007 года, автор повестей и рассказов, документальной прозы.

Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске, сельскохозяйственный и экономический факультеты ПетрГУ.

За книгу «В купели белой ночи» Александру Костюнину в 2008 году присвоено звание лауреата премии имени А.И.Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и звание лауреата премии имени С.В.Михалкова в номинации «Лучшая книга 2007 года» России. Увлекается фотографией. Персональные выставки фотографий А.Костюнина прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом – в Японии, Германии, Финляндии.

Все произведения вошли в сборник «Иноходь».

Чтение и анализ рассказа А.В.Костюнина «Вальс под гитару»

Тамаре Рейновне Ахтияйнен

…В сущности, любая человеческая душа
представляет собою зыбкий огонёк,
бредущий к неведомой божественной обители,
которую она предчувствует, ищет и не видит.

Андре Моруа

На открытой автобусной остановке нас было двое.

Редкие апрельские сумерки перебивал холодный свет уличного фонаря. Он выхватывал из серой дымки мальчишку лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза. В руках у него была гитара.

Маршрутный автобус подкатил к стоянке. Мальчишка купил билет, небрежно засунул его в боковой карман и поднялся в салон. Я следом. Свободных мест было много, но отчего-то я сел ближе к нему.

– Чего это гитара без струн? – не утерпел я.

Он ответил не сразу. Сначала уложил своё затихшее «музыкальное орудие» на колени, стащил с головы шапочку, освободив белокурые неприбранные вихры, и только потом обстоятельно поведал:

– Ездил в город, думал можно починить. В этом году я музыкальную школу по классу баяна заканчиваю, но хочу ещё и на гитаре научиться. Чужую брал на неделю, вроде получалось. Это отцова гитара. Он погиб, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна».

Он задумчиво провёл пальцами по грифу, разделённому порожками на лады, и повернул голову в сторону запотевшего окна.

– Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь?

– Настоящий‑ненастоящий, а в концертах участвую.

– Когда талант есть – дивьё! У тебя, по всему чувствуется – есть.

Похвала не показалась ему наигранной. Он заметно оттаял. Грустно и притом благодарно улыбнулся. Сел ко мне вполоборота. Взгляд его лучился добротой.

– А ведь свою «музыкалку» я один раз чуть не бросил…

– Что так?

– Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо… очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не прилипало. То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка – хоть ты что… Дома мать исходит на крик – и за двойки, и за баян.

Я даже ножик брал, приставлял к руке, но потом думаю…

Встал однажды рано. Первый урок – русский. Домашку не сделал. Блин! Мне двойка выходит. Опять на меня наорут все. Ой… По остальным предметам тоже. Ну, может, там по рисованию «хорошо», наверное. Ещё и на баян идти. Господи! Вернусь усталый – уроки делать. Когда же этот день кончится? А он ещё и не начался…

Сижу раздетый, в темноте, кровать разложена, постель тёплая; потрогаю деревянную спинку кровати, этот лак на фанере, эту родную щербинку. И когда ненавистный день пройдёт, коснусь снова. Впереди уже будет только желанная ночь. (Он говорил это, забыв обо мне. Я мысленно вторил ему.)

Пусть между прикосновениями быстро пролетит день.
Чтобы не видеть ничего.
Чтобы не слышать никого.
Чтобы скорее окутал сон – мой рай.
Чтобы, как свободный будто бы.
За этим прикосновением темнота…
Хорошо. Это – точно награда.
Но день не даёт дотянуться, отделяет начало от конца.
Зачем промежуток между ними?
Чем такой «свет» – лучше всегда «тьма».
Каждое моё утро теперь начиналось одинаково…

Никому раньше я об этом не рассказывал. Не знаю, почему с вами разговорился?

В музыкальной школе я тогда учился третий год. Елена Степановна, учительница по баяну, постоянно придиралась, как ни приду. Мне казалось, что она так орёт и цепляется только ко мне.

Стол у неё деревянный, чем‑то гремучим набит. Когда я играю, она задаёт постукиванием руки по столу верный ритм, но при этом от злости ударяет по нему так, что в столе всё подпрыгивает и громыхает. Я играю в другом темпе, она стучит изо всех сил, вроде бы подсказывает, хочет помочь, только я всё равно сбиваюсь.

Домой каждый раз тащусь в слезах. Приду. Дома никого. Мать ещё на работе. Сяду один в темноте и плачу.

Один раз пришёл из школы… Мы как раз новое произведение разучивали. У меня ни в какую не получалось. Притопал и реву себе. Не могу успокоиться. Сам думаю: «И зачем это надо? Эти “сольфеджио”, “интервалы”, “гаммы”, “мажоры”, “миноры” – всё. Зачем? Мне ещё два года учиться, и ещё целых два года она на меня будет так орать».

Я вырвал чистый листочек из тетрадки по алгебре и сам, никто меня не учил, начал писать, что хочу уйти и прошу вычеркнуть меня из третьего класса музыкальной школы. Ни от лица мамы, ни от кого‑то ещё, от себя. Поставил месяц, число, год, расписался. И сразу, как только решение принял, успокоился. Подумал: «Ну, всё!»

Решил, что пока заявление отдавать не буду. Схожу ещё один разок на баян, и, если только она на меня заорёт, вот тогда я листок и достану.

Письмо будет вроде отмычки от неё.

Буду свободен. Буду спокойно ходить себе по улице, как все. Пацаны вон смеются: «Да на фиг тебе этот баян? Такую гробину таскать! Играть на нём? Давай лучше в карты сыграем». Для них баян, что гармошка, на которой только старые дедушки до войны играли.

Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу.

Я поднял голову и мне бросилась в глаза не одна, не две, а сразу четыре берёзы. «Ага, – думаю, – хорошо!» Не то, чтобы я был уверен в такой оценке, просто стал сильно желать её.

Прихожу на урок. Здороваюсь. Беру инструмент. Пододвигаю ногой стул. Сажусь.

Она всё не орёт и не орёт…

Достаю нотную тетрадь. Открываю нужную страницу. Этюд без названия. Одни сплошные шестнадцатые ноты.

Пробую исполнять. Не дрожу. Спокойно на клавиши нажимаю. Плавно, не рывками, растягиваю меха. И музыка полилась совсем другая. Я сперва‑то просто, ради того, чтобы размяться, попробовал. Идёт. Потом, уже не останавливаясь, прямо от начала до конца повёл.

Мне представился бег муравья: «Ты‑ды‑ды‑ды‑ды! Ты‑ды‑ды‑ды‑ды. Ты‑дыд‑тын‑ты». Он сюда забежал: «Ты‑дыды‑дын! Тырылим‑тым‑тым!» Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы – будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь: «Ты‑ды‑ды‑ды‑ды». Это не тарантул какой‑то, который еле ползёт: «Тууу‑туууу».

Елена Степановна глядит на меня молча, только головой одобрительно кивает. Прямо волшебство какое-то… «Молодец!» – похвалила.

Красивую четвёрку в дневник и в музыкальный журнал поставила! Видно, училка сама-то по себе ничего…

Вышел из клуба. Не могу поверить. Стою на крыльце. Дышится легко. Гляжу по сторонам. Такой обалдевший. Думаю: что если бы я увидел не четыре берёзы, а две? Мне бы опять двойку вкатили?

У меня теперь с баяном всё хорошо. Хочу теперь на гитаре научиться, как папка. Мама его за гитару и полюбила. Он лучше всех играл. Душа компании.

Иногда подумаю: «Каким бы я дураком был, если бы письмо сдал тогда». Берёзки мне помогли. Я их уже не раз мысленно целовал.

Я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни.

Ну, например, поступит сейчас кто-нибудь учиться на агронома, инженера или военного. Кому они нужны?! А музыка – она везде. Машина гудит – музыка. Мы с вами говорим – музыка. Да вот, – он два раза озорно притопнул ногой, – и это музыка.

– Уж прямо и музыка?!

– Да – музыка.

Перед первым моим выступлением на концерте Елена Степановна наставляла: «Будет в зале кто-то из близких, мама или кто‑нибудь ещё, ты не смотри на них, не маши им, не улыбайся. Иначе собьёшься. Ты смотри поверх в одну точку. Играй для этой точки. Скажи: “Смотри, точка, как я играю”. Разговаривай с ней. Пускай даже будут светить всякими фонариками в глаза, пулять в тебя. Если спутаешься, всё равно доигрывай».

Прослушивание аудиофрагмента из рассказа (аудиозапись с 10.43 и до конца произведения)

http://kostjunin.ru/file/f_48e35e1f06dee.mp3

Выхожу на сцену. Боюсь. Сел на стул и с ходу заиграл. Колени дрожат… Сжал их сильно-сильно, как мог, всё равно трясутся. Нажимаю на клавиши – слышно: «Ды‑ды‑ды». Всем слышно. Дрожь с музыкой. Взгляд бегает по залу. Народу‑то… Пацаны наши. Они же обсмеять меня могут. А я один, такой маленький. Играю, играю. Хоп! Ошибся. Сам уже хочу заплакать и убежать за кулисы.

И тут я вспомнил про слова учительницы, поднял голову и посмотрел поверх всех. Но только я уставился не в точку. Я вдруг увидел вдали папу. Он смотрел прямо на меня. Я стал играть для него… Лица всех людей сделались расплывчатыми, незаметными. Всё вокруг исчезло. Только я и он.

Чувствую, перестал дрожать. Играю по-настоящему. Не просто бездумно нажимаю на клавиши и тяну меха. Уже думаю о том, как у меня пальцы расположены. Громче, тише играю. Когда форте, когда пиано – слежу.

Исполнял я вальс «На сопках Маньчжурии». Вы слышали его?

– Хороший вальс.

– Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не лейтенант, как на строгой фотографии в документах. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки – он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть. Это – радость евонная. Одна часть: «Тын‑тын‑тын. Туу‑туд‑туду‑та‑датататам‑тада». Они танцуют счастливые, улыбаются. Музыка громче: «Туу‑тут‑туду!» Вот они посмотрели друг другу в глаза – пауза такая. На миг всё остановилось, затем опять начинают кружиться, и ты крещендо, с усилением звука, начинаешь играть.

Я полгода разучивал пьесу, и теперь то, над чем трудился, сжалось до двух минут выступления. Не каждый так сможет. А я научился.

Мне кажется, папе понравилось.

Это приятно и даже немного волнительно.

Я доиграл, низко опустил голову и заплакал от счастья. Убежал со сцены. Не мог никого видеть в этот момент. Зал долго хлопал вслед. Потом говорили, что получилось здорово.

Однажды я взял гитару у приятеля. Мама заглянула, смотрит – подбираю аккорды. Говорит: «Знакомое что-то. Вроде, папа играл».

Она ушла. Я отложил чужую гитару и взял папину. Поглаживаю её, трогаю. Когда-то до неё дотрагивался мой папа. И ещё мысль: у него, когда не брился, щетина росла, он тёрся об мою щеку, щека делалась красной. Мне становилось весело, приятно, счастливо даже. Это помню. И вот теперь я касаюсь гитары, которая помнит его прикосновения. Мне так захотелось исполнить вальс «На сопках Маньчжурии» для папы, но уже под гитару. Чтобы он порадовался и за меня, и за маму. Если бы он был с нами, то сам бы для мамы играл.

В городе просил отремонтировать её – не взяли. «Нет, – ответили,– слишком старая. Гриф треснул, так что новые струны не помогут. Чудес не бывает!»

Мальчишка замолчал, и я молчал. До самой остановки.

Самое главное было сказано.

Перед тем, как выходить, он крепко, по‑мужски, пожал мне руку и сказал на прощанье:

– Завтра у нас в клубе праздничный концерт. Я тоже выступаю. Приезжайте.

Парнишка вышел на ледяную обочину и, прижав к груди заветную гитару, зашагал в темноту. Даже имени его я не узнал.

Дверь захлопнулась. Автобус двинулся дальше.

* * *

Концерт в клубе закончился. Выступление на баяне отметили все. Он играл сегодня как‑то особенно хорошо. Зрители потихоньку расходились, и только музыка незримыми волнами ещё широко плыла по свободному залу.

Пошёл одеваться и мальчишка. И тут вахтёр, пожилая знакомая женщина, вынесла из боковой комнатушки упакованную в полиэтилен новую акустическую гитару:

– Это тебе просили передать. Кто – не знаю.

Ошиблись мастера. Чудеса случаются!

Был день Светлого Христова Воскресения.

Обсуждение рассказа

  • Из какой семьи герой? (из неполной, мама много работает)
  • Удается ли мальчику успешно учиться по музыке? (Сначала ничего не получается)
  • Преодолел ли главный герой трудности? (Да)
  • Какие качества характера ему помогли в этом? (сила воли и духа).
  • Какой момент в рассказе является кульминационным? (выступление перед залом).
  • Как понимаете смысл эпиграфа?

…В сущности, любая человеческая душа представляет
собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой
божественной обители, которую она предчувствует,
ищет и не видит.

Андре Моруа

(У каждого человека есть свое предназначение, которое надо реализовать)

Какой жизненный урок можно извлечь из рассказа? (Нельзя пасовать перед трудностями).

Рефлексия

Закончите фразу:

  • Сегодня я понял, чтобы достичь поставленной цели, необходимо воспитывать в себе…. (силу духа, силу воли)

Какой из афоризмов выражает суть нашего урока?

  • Слабые духом всегда все видят через траурную вуаль. (Александр Дюма (отец))
  • Что такое воля, как не мысль, преходящая в дело? (Александр Бестужев)
  • Главная сила в человеке — это сила духа. (Юрий Гагарин)
  • При несчастье сильный ищет выхода, слабый — виноватого. (Жильбер Сесброн)

Напишите сочинение-миниатюру на тему: Зачем тренировать силу воли и духа?

Напишите о собственном преодолении. Вспомните известных людей, которых в начале их жизненного пути преследовали трудности, но они их преодолели и достигли успеха)

Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4-е издание, дополненное. - Москва: А ТЕМП, 2013. – 874 с.

Интернет-ресурсы

1. Медведь в вольере / Текст: электронный// Resheto.net. – Раздел сайта: «Притчи». – URL: https://resheto.net/pritchi/553-medved-v-volere

2. Костюнин Александр Викторович// Электронная библиотека авторов Карелии. – URL: http://avtor.karelia.ru/about/kostyunin_aleksandr_viktorovich_.html?ord=202&ukazatel=1

3. Александр Костюнин. Творческая лаборатория. – URL: http://kostjunin.ru

4. Костюнин А.В. Вальс под гитару / А.В.Костюнин. - Текст: электронный// В купели белой ночи. – Петрозаводск, 2007. – С. 81-86 - URL: http://kostjunin.ru/file/f_553948f59af2c.pdf

5. Цитатница.ру. – URL: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-o-sile-duha-100-tsitat