Урок русского языка в 1-м классе по теме «Особенности проверяемых и проверочных слов»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», проверочные слова


Цель:

  • создать условия для ознакомления с понятиями проверяемое слово и проверочное слово;
  • способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой безударного звука в корне.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые предметные результаты: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умениями использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты: Проявляют познавательный интерес и ученые мотивы.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные:
      учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
    • определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Познавательные:
  • общеучебные:
      владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
    • логические – осуществляют сравнение, анализ.
  • Коммуникативные: умеют задавать вопросы

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

– «Мяч будет», – сказал товарищам Саша.

«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).

– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши? (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? (Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

– Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – мячом

– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Сообщение темы урока.

Сегодня вы познакомитесь с новыми словами: проверяемым и проверочным.

5. Минутка чистописания

Уч уг, ма ла, лама, лучший друг.

6. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)

– Что общего у всех этих слов?

(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)

– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова? Какие группы у вас получились?

(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)

(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)

Записать слова, подчеркнуть.

7. Работа с учебником. Объяснение новой темы

с. 95 – правила, упражнения 145.

8. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.

– Какой тип текста?

– Придумайте заголовок.

9. Итог урока. Рефлексия

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

– Стали вы мудрее? В чем?

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

– Чему научились на уроке?

– Что было трудным на уроке?

– Что было для вас самым интересным на уроке?

– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?