Методическая мастер-класса по русскому языку в 9-м классе "Использование активных методов обучения при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ (задание 15.3)"

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока: формировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по небольшому по объёму тесту в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 части 3).

Задачи:

  • образовательные: расширение и углубление знаний по стилям языка и типам речи;
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе впечатлений и языкового анализа, формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе составлять собственный текст публицистического характера;
  • воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание чувства ответственности за себя при выборе жизненного пути.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы
передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы,
детский шепот и шорох морского гравия. 
К.Г.Паустовский

Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин


Ход урока

I. Организационный момент. (Объявление тему урока, постановка цели и задач)

II. Актуализация знаний.

1. Повторение типов речи, их характерных признаков.

(Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли).

  • Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
  • Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события). (речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?)
  • Рассуждение - это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? Зачем?».

Композиция сочинения-рассуждения.

1) тезис – мысль, которую нужно доказать;

2) обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;  

3) резюме – итоги, выводы.

2. Повторение стилей речи.

А теперь попробуем в группах решить задачи продуктивного уровня. Для этого вспомним стили речи.

Стили речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой разговорный.

Каждый из стилей имеет свои языковые черты и стилистические особенности (смотрим на таблицу) (Приложение №1)

Название стиля

Стилевые черты

Языковые особенности

Научный стиль

Строгая логичность изложения, смысловая точность, отвлечённость и высокая степень обобщения, объективность.

- употребление слов в прямом значении, терминология, абстрактная лексика;
- отсутствие форм 1-го и 2-го лица, что также связано с устранением конкретности;
- употребление причастий и деепричастий;
- сложные синтаксические конструкции;
- неупотребление восклицательных предложений;
-  четкое построение абзацев.

Официально-деловой стиль

Точность, стандартность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля, широкое употребление клише и штампов; полнота информации, почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств.

- особая официальная и канцелярская лексика;
- употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении;
- полное отсутствие жаргонных, просторечных слов, диалектизмов, слов с эмоциональной и экспрессивной окраской;
- использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными;
- использование распространённых предложений с развёрнутой синтаксической связью (длинные предложения).

Публицистический стиль

Логичность; образность;
эмоциональность; оценочность; призывность; лаконичность; доступность; жанровое разнообразие.

- общественно-политическая лексика и фразеология, частотны заимствованные слова;
- эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика;
- разнообразие средств выразительности (эпитеты, сравнения, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, парцелляция (короткие предложения);
- восклицательные предложения, вводные конструкции

Художественный стиль

Широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

- лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная;
- широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии, повторы и др.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это стиль речи, служащий для непосредственного общения людей между собой. Его основная функция – коммуникативная (обмен информацией). Разговорный стиль представлен не только в устной речи, но и в письменной – в виде писем, записок. Но преимущественно этот стиль используется в устной речи – диалогах, полилогах.

Для него характерны непринужденность, неподготовленность речи (отсутствие обдумывания предложения перед высказыванием и предварительного отбора необходимого языкового материала), неофициальность, непосредственность общения, обязательная передача отношения автора к собеседнику или предмету речи, экономия речевых усилий ("Маш", "Саш", "Сан Саныч" и др.). Большую роль в разговорном стиле играет контекст определенной ситуации и использование невербальных средств (реакция собеседника, жесты, мимика).

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с текстом сказки «Курочка Ряба», по которой мы и будем писать сочинение-рассуждение. Просмотр мультфильма. (Приложение №2) (Приложение №3)

  • Каков тип текста данного произведения? Почему?
  • К какому стилю относится наш текст? Почему?

3. Задание на определение типа и стиля речи.

Прочитайте приведенные ниже тексты и определите принадлежность каждого из них к тому или иному функциональному стилю: (Приложение №4)

Текст 1.

Сенсация! К нам поступило сообщение от Васи Иночкина, жителя села Куропаткино. Чего только ни происходило за последнюю неделю в доме бабы Клавы и деда Мазая! Купив на птичьем рынке курицу Рябу и долго ее откармливая, наши герои получили в благодарность за свои хлопоты от Рябы яичко, да не простое, а самое что ни на есть золотое! После этого события в село Куропаткино устремился поток иностранных гостей. Наш корреспондент побывал на месте событий и сам убедился в доброкачественности металла снесенного яичка.

Но спустя час случилось непредвиденное: мышка-норушка бежала мимо яичка и задела его своим хвостом. В результате яйцо было разбито … Какое несчастье для бедной бабы Клавы и деда Мазая! Но, по их словам, курица Ряба обещала снести им простое яйцо. Поздравим же семейную чету с тем, что Ряба еще в состоянии нести яйца после пережитого стресса.

Текст 2.

В ходе следствия было установлено следующее:

У гражданина Деда и гражданки Бабы проживала курица по кличке Ряба. При допросе вышеназванные граждане показали, что проживавшая с ними Ряба произвела на свет яйцо. Допрошенные Дед и Баба утверждали, что яйцо было не простое, а золотое, что и было установлено в ходе следственного эксперимента по разбиванию яйца. Свидетели - они же Дед и Баба - заявили о том, что их личное имущество было испорчено мышью посредством взмаха хвоста, который и привел к разбиванию яйца об пол.

Курица не желает привлекать мышь к уголовной ответственности и просит не возбуждать уголовное дело о порче собственности.

Во избежание подобных случаев Ряба обязуется больше не нести золотые яйца.

Дело закрыто 28.10. 2017 г.

Текст 3.

Два представителя вида Homosapiens женского и мужского пола владели животным вида "курица рябчатая". У данного представителя этого вида появилось яйцо, по химическому составу соответствующее золоту (aurum).

Вышеназванные представители вида Homosapiens ставили своей целью проведение исследования внутреннего содержания яйца, но опыт не удался. Из-за влияния внешнего фактора, а именно механического воздействия хвоста представителя отряда мелких грызунов, была нарушена целостность опытного образца.

Впоследствии было установлено, что представитель вида "курица рябчатая" способен и к воспроизведению яйца обыкновенного, что не соответствует исходным параметрам опыта.

4. Обсуждение.

5. Анализ текста. Сначала «тонкие вопросы».

  • Сколько яичек снесла курочка ряба?
  • Какое это было яичко?
  • Что с ним случилось?
  • Какое яичко пообещала снести курочка ряба в следующий раз?

А теперь «толстые» вопросы, чтобы выявить сакраментальный смысл сказки.
(Сакраментальный, по Ожегову, закрепившийся в традиции, ставший обычным; по Ефремовой: Сакраментальный - 1. Священный, заветный. 2. Имеющий магический смысл, звучащий как заклинание (о словах, выражениях, речи). Священный, заветный.

  • О чём сказка (какова её тема)?
  • Какова основная мысль (идея) сказки?
  • Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Сказка создавалась народом, передавалась из уст в уста и несла какой-то глубинный смысл.
  • Зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко, да ещё так настойчиво?
  • Почему они огорчились и неутешно заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?
  • Почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?

Подведём итог:

Жили-были дед да баба, вели своё хозяйство. Вдруг привалило небывалое счастье: золотое яичко. Не видали никогда такого дива – решили дознаться, что там внутри. Не удалось, уморились. И тут на тебе - мышка случайно разбила.

Эх, такое хорошее было яичко – золотое, дорогое, ненаглядное. И вот не уберегли своё счастье. Было большое счастье, и своими руками порушено.

Но курочка их утешает тем, что снесёт новое яичко. Хоть и невелик посул (яичко будет простым), но и ему рады, пусть хоть простое будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.

Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем.

6. Значит, сказка «Курочка ряба» о шансе, который был дан людям, а они им не воспользовались. Может быть, о том, что некоторые люди, не способные к активной жизненной позиции, довольствуются малым.

Я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение часть 3, задание 9.3.

1) Дайте определение слова «шанс». Что такое шанс? (1.Условие, которое может обеспечить успех, удачу, вероятная возможность. 2. Вероятная возможность осуществления чего -н. 3. вероятность, возможность осуществления или достижения чего либо, а также условие, которое может обеспечить успех. 4. Случайный подарок судьбы. Одним из таких подарков, и самым главным, является шанс родиться на свет. Заблуждается тот, кто думает, что можно завладеть шансом (это он нами владеет) или заслужить шанс. 5. Вероятная возможность осуществления чего н.случай, возможность; счастливый случай, вероятность, надежда, прием, контршансы, допустимость, благоприятная пора, подходящий момент, нужный момент, время, объективная возможность, вероятие, шанец).

2) Данное вами определение возьмите в качестве тезиса к сочинению.

3) Приведите два аргумента в качестве доказательства тезиса (один из литературного произведения, а другой из своего жизненного опыта) Не забывайте о средствах связи частей сочинения.

4. Напишите вывод к сочинению.

5. Объём должен быть не менее 70 слов.

IV. Рефлексия.

1. Просмотр мультфильма «Чему учит сказка «Курочка Ряба». (Приложение №5)

2. С каким настроением вы уходите с урока?