Экологическая игра «В гости к Лесовичку»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: экологическое воспитание


Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы 1-4 классов.

Цели игры:

  • Образовательная: учить детей творческому восприятию природы, бережному и доброму отношению к ней и друг другу. Закреплять у учащихся знания о правилах поведения в природе.
  • Развивающая: развивать кругозор детей, творческое воображение, речь учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать чувство бережного отношения к природе, правильное поведение в лесу, взаимовыручку и поддержку у учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в ходе игры с чем-то новым и интересным.
  • Личностные: принимать базовые ценности «игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
  • Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
  • Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: гербарий лекарственных растений, аудиозапись голосов птиц леса, конверты с заданиями, ручки, раскраски с листьями деревьев на листах А-3, гуашь, ватные палочки, мольберты, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Подготовка к игре:

  • прослушивание аудиозаписи голосов лесных птиц
  • рассматривание гербария лекарственных растений леса
  • беседы о лекарственных растениях, животных леса
  • чтение художественной литературы по теме «Лесная газета» В.Бианки, др. авторов
  • знакомство с осенними приметами в природе

Игру можно проводить как по станциям, так и как игру по командам. Возраст участников игры: 1-4 классы. Учащиеся класса разбиваются на 4 команды, придумывают название и эмблему своей команды. За несколько дней до начала игры каждая команда получает конверт с заданиями от Лесовичка.

В начале игры учитель знакомит участников с правилами игры, представляет жюри. У каждой команды карта путешествия. Во время путешествия команды получают задания, зарабатывают баллы. На выполнение заданий отводится определённое время, в зависимости от сложности. Побеждает та команда, которая заработает большее количество баллов. Игра сопровождается презентацией.

Ход игры

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня почтальон принёс чудесное письмо. Давайте его откроем и прочитаем. Слайд 3.

Приглашаю вас в мой лес,
Царство волшебства, чудес.
В путешествие, детвора, собирайтесь.
В чаще леса – не потеряйтесь.
Помните мои правила друзья:
Лесных жителей, обижать нельзя!
Им надо помогать и заботливо оберегать!
Смело шагайте, не унывайте!
Секреты леса разгадайте!
Новые знания открывайте!
Старичок - Лесовичок

- Ребята, примем приглашение старичка-Лесовичка? Тогда давайте познакомимся

с нашими командами. Но сначала, проведём жеребьёвку, чтобы установить порядок выступлений.

3. Конкурс «Визитная карточка»

Выходят капитаны. Проходит жеребьёвка. Представление команд (название, девиз).

Учитель. Хозяин леса прислал нам в помощь карту путешествия, которая не позволит заблудиться в его владениях. Слайд №4.

4. Карта путешествия

  1. Первая станция «Лесная аптечка»
  2. Вторая станция «Грибное лукошко»
  3. Третья станция «Живые приметы Осени»
  4. Привал. Конкурс стихов об осени «Лучший чтец леса»
  5. Четвертая станция «Музыка леса»
  6. Пятая станция «Раскрась осенние листья»
  7. Шестая станция «Знатоки природы»
  8. Седьмая станция «Конкурс капитанов»

Учитель. Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов. Итак, отправляемся в путь, кто же первым встретится с Лесовичком, чья команда? Ребята, мы отправляемся в гости в лес, а вы знаете, как правильно надо себя вести в природе? Давайте вспомним эти правила.

5. Разминка

От каждой команды выходят по одному участнику, ребята по очереди называют по одному правилу поведения в природе, побеждает тот, кто больше знает правил.

  • Не рубить живые деревья и кустарники.
  • Не разводить костры под деревьями.
  • Не оставлять банки и бумагу.
  • Не рвать цветы.
  • Не разорять гнезда птиц.
  • Не брать домой детенышей зверей и т. д.

Ход путешествия

Первая станция. Викторина «Лесная аптечка»

Учитель. Вот мы на лесной поляне. Первая стоянка «Лесная аптечка». Как вы думаете, почему она так названа. Вспомните удивительного сказочного героя Айболит. Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Ребята, сейчас нам надо стать «Айболитами», выписать больным животным рецепты, оказать помочь лесным жителям. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие - мы узнаем.

Слайд № 5.

Каждая команда получает конверт с вопросами и отвечает письменно на них.

Вопросы викторины

  • У Мишки боли в горле и заболевания желудка. Какое растение ему посоветуете? Ромашка
  • Ворона пожаловалась на боль в сердце. Какой цветок вы ей порекомендуете? Ландыш
  • Посоветуйте Барсуку приготовиться к зиме. Какое растение богато витамином «С»? Шиповник
  • У Зайки ссадины и раны на лапках. Какое лекарственное растение ему использовать для лечения? Подорожник
  • Модница Лисичка хочет узнать, какое лекарственное растение поможет ей укрепить кожу, улучшить рост и блеск шерсти? Крапива
  • У Белки простудились бельчата. Какие растения ей использовать для лечения? Липа, мать-и-мачеха, малина
  • У Рыси нервное расстройство и бессонница. Какое растение ей порекомендовать? Валериана
  • Волку нужна «трава от 99 болезней». Какое растение может ему помочь? Зверобой

Проверка ответов команд. После каждого ответа указанные растения из гербария вывешиваются на доске, картинки лекарственных растений появляются на экране. Ответы слайд №6.

Вторая станция. Кроссворд «Грибное лукошко»

Учитель. Следующая остановка «Грибное лукошко». Осенью в лесу появляется большое количество различных плодов, ягод и грибов. Давайте разгадаем кроссворд и увидим, какие же дары нам преподносит осенний лес, в который мы совершаем путешествие.

На экране кроссворд. Слайд 7.

  • А вот кто-то важный,
    На беленькой ножке.
    Он с красной шляпкой,
    На шляпке горошки. (Мухомор)
  • Словно в масле их головки,
    И укрыться могут ловко.
    Очень славные ребята —
    Золотистые …(Маслята)
  • В роще у берёзки,
    Повстречались тёзки! (Подберезовик)
  • Во лесу, во бору,
    Стоят стары старички,
    На них красны колпачки. (Подосиновик)
  • В шляпке беленькой на ножке
    Рос грибочек у дорожки.
    А теперь в корзинке пусть
    Полежит съедобный... (Груздь)

Учитель. Отгадав название грибов, вы прочтёте по вертикали имя гости Лесовичка, с которой мы сейчас встретимся. Подумайте, какой гриб «лишний»? Почему?

Каждая команда получает конверты с кроссвордом. Выполняют задания письменно.

Проверка. Ответы кроссворда. Слайд №8.

Третья станция «Живые приметы Осени»

Учитель. Молодцы, ребята. Вот, оказывается, как богат лес нашего друга! Мы справились с этим кроссвордом. Кто же нас встречает? Правильно. Красавица Осень. Осень одно из самых любимых времён года для многих людей. Как вы думаете, почему? Но, чтобы дальше отправиться в путь, надо выполнить задания Осени. Красавица девушка Осень хочет проверить, какие вы наблюдательные и внимательные. Назовите, какие осенние приметы здесь спрятаны? Сейчас мы узнаем, чья команда больше назовет примет об осени. Слайд №9.

Командам надо вспомнить осенние приметы, записать их на бумаге. Начало примет изображено на картинках.

Ответ. Народные приметы осени.

1. Паутина стелется по растениям - ждите суровой зимы.

2. Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

3. Когда в лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

4. Много шишек на соснах и елях - к холодной зиме.

5. Звезды яркие – к хорошей погодке, тусклые – к дождю.

Допускаются и другие формулировки примет, которые подходят к картинкам.

Привал. Конкурс стихов об осени «Лучший чтец леса»

Учитель. Впереди у нас дальний путь. Я предлагаю вам отдохнуть и послушать замечательные стихи об осени. Слайд № 10.

От каждой команды выходят по одному чтецу, ребята декламируют наизусть стихи, выученные заранее по теме.

Четвертая станция «Музыка леса»

Учитель. Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте - стоянка «Музыка леса». Ребята, что можно услышать в лесу? Действительно, лес наполнен разными удивительными звуками, голосами, трелями разных птиц. А каких птиц сейчас мы услышим, отгадайте. Слайд № 11.

Звучит аудиозапись голосов птиц. Команды должны записать, чьи голоса они услышали.

Учитель. А теперь, давайте проверим, что вы знаете об этих музыкантах. Отгадайте загадку и расскажите, что интересного вы знаете об этом музыканте, составьте схему цепи питания в лесу с этой птицей. Слайд № 11.

Каждая команда получает конверт с загадкой о птице, про которую учащиеся рассказывают и составляют цепь питания. Отвечают по одному добровольцу от каждой команды.

Загадки

  • Кто в беретке ярко-красной.
    В черной курточке атласной?
    На меня он не глядит.
    Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
  • Я, друзья, лесная птица.
    Я должна вам полюбиться!
    Я болтлива, белобока,
    А зовут меня? (Сорока)
  • Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели.
    Голосистее, нежней?
    Кто же это? (Соловей)
  • Сам оранжев, как закат,
    Клюв короткий – сильный хват.
    Плывет по небу, как кораблик,
    Называют его … (Зяблик)

Слайд №12.

- Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу. Поблагодарим лесных музыкантов,
не будем им мешать и отправляемся дальше.

Пятая станция «Раскрась осенние листья»

Учитель. Осень – необычно красивое время года. Красавица Осень любит раскрашивать. Посмотрите, как преобразилась природа с её приходом, разноцветные, яркие стоят деревья. Как вы думаете, а какие краски у Осени любимые? Назовите. Посмотрите на раскраски. Узнайте листья, каких деревьев спрятались? Осень – художник предлагает вам раскрасить их осенними красками. Но осенние листья надо раскрасить с помощью ватных палочек. Вспомните, какие краски вам понадобятся для каждого листочка. Посмотрим, какая команда быстрее, красивее, аккуратнее правильно справиться с этим заданием. Слайд №13.

На мольбертах прикреплены 4 листа бумаги, на которых изображены листья деревьев. По сигналу поочерёдно каждый участник команд, подбегает и раскрашивает по одному листу и подписывает название дерева.

Шестая станция «Знатоки природы» блиц-турнир

Учитель. На этом наше путешествие не заканчивается, и вот следующая остановка викторина «Знатоки природы». Слайд № 14, №15.

- Лесовичок решил узнать, как хорошо вы знаете жизнь обитателей леса. Предлагается выйти по одному добровольцу от каждой команды и ответить на вопрос.

Участники вытягивают карточки с вопросами и отвечают.

Вопросы викторины «Знатоки природы»

1) Кто здесь поработал над еловыми шитиками и сбросил их на землю?

2) Кто, сидя на пеньке, доработал шишки, оставив лишь стержни?

3) Кто, проделав дырочки, выел лесные орешки?

4) Кто затащил грибы на деревья и насадил их на сучочки?

5) Здесь нарисованы ноги трёх разных птиц. Одна из этих птиц живёт на деревьях, другая на земле, третья на воде. Которая — где?

6) У какого зверя лапы вывернуты ладошками врозь и наружу?

7) Вот голова ушастой лесной совы. Кончиком карандаша укажите на рисунке уши совы.

8) Чья это страшная голова нарисована здесь?

Ответы на вопросы викторины «Знатоки природы»

1). Это работа клестов — птичек с крестообразно изогнутыми клювами. Прицепившись к веткам, они обрывают шишки, вылущивают из них несколько семечек и потом бросают.

2). А внизу, на земле, подбирает сброшенные клестами и недоеденные ими шишки белка. Вскочив на пенёк, она догладывает их, и после неё от шишек остаются одни стерженьки.

3). Лесные мыши, обрабатывая лесной орех, прогрызают в нём зубками небольшую дырочку и через неё выедают плод. Белка разгрызла бы всю скорлупку.

4). Сушкой грибов на сучочках занимается белка. Она сушит их себе впрок: придёт голодное время, а у неё на деревьях запасы пищи.

5) 1- лапа птицы, на земле, 2 - лапа птицы, живущей на деревьях, 3 - лапа водяных птиц.

6) У крота; его лапы приспособлены для рытья земли, как плавники рыбы — к плаванью.

7) Торчащие „уши" совы — просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.

8) Бабочки

Седьмая станция «Конкурс капитанов»

Капитаны вытягивают листок, на котором записан короткий сюжет. Ребятам надо оценить конкретную ситуацию о культуре поведения в природе, сказать, что в ней сделано неправильно. Слайд №16.

  1. Мы отправились в поход в лес. Вот чудесная полянка! Здесь поставили палатки. Чтобы было удобно спать, нарвали лапника и постелили его в палатки.
  2. Мы решили перекусить, где развести костёр? Ирина оглянулась и сказала: «Вон под этой берёзкой». Мальчики подошли к дереву, выкопали яму, землю откинули подальше.
  3. Девочки приготовили на обед вкусную кашу. Все наелись. Маша спросила: «А что делать с остатками каши?» Максим предложил: «Брось, её в костёр».
  4. Вдруг из кустов выполз небольшой зверёк тело, которого покрыто колючками. «Да, это ёжик!» - удивился Юра. Он накрыл его бейсболкой и радостно сказал: «Давайте, отнесём его в школу, в живой уголок!» Мы отправились по лесной тропинке домой.

Ответы конкурса капитанов.

  1. Если туристы собираются в поход с ночлегом, должны иметь с собой спальный мешок, надувной матрац, всё необходимое, чтобы не причинить ущерб природе.
  2. Костёр без необходимости разводить нельзя. Чтобы приготовить место для кострища, надо аккуратно снять и сохранить дернину, после отдыха её надо вложить на прежнее место. Нельзя разводить костёр около деревьев. Костёр всегда тщательно тушат.
  3. Остатки пищи не сжигают. Её можно оставить для лесных обитателей. Если рядом водоём – подкормить рыб.
  4. Диких животных нельзя уносить из их среды обитания. Их дом - лес. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к жизни на воле.

Подведение итогов

- Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе. Сейчас мы узнаем, чья команда лучше всех справилась с заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он. (Появляется изображение Лесовичка). Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и, вы, ребята, дорожите этим богатством, будете относиться к нему бережно, с любовью. Слайд № 17.

Награждение команд.

Список используемой литературы, интернет-ресурсы

1. Л.И. Грехова В союзе с природой. Эколого-природоведческие инры и развлечения с детьми. – М. : Ипекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
2. Руководство для учителя - «Назарбаев Зияткерлік мектебі» ДББҰ, 2012
3. В.Г. Лысаков 1000 загадок-,ООО «Издательство АСТ», 2006
4. Большая книга «Почему» , издательство Москва «РОСМЕН», 2003
https://studopedia.ru/19_271308_igra-kakie-listya-spryatalis-na-kartinke.html
5. Бианки В.В. Лесная газета. - Л., Детгиз, 1958. OCR: niv.ru.
http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/index.htm
6. Голоса птиц https://zvukipro.com/ptici/39-zvuki-dyatla.html
7. ipleer.com›q/классическая музыка осень https://web.gybka.com/song/71947402/Klassicheskaya_muzyka._-_Osen/
8. Конверт с листьями https://thumbs.dreamstime.com/b/envelope-autumn-foliage-21427945.jpg
9. Указатель https://yandex.ru/images/search?text=%D1%83%D0%BA%D0%B0%
D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20&from=tabbar
10. Книга с рецептами https://img2.freepng.ru/20200612/btf/transparent-therapy-tonsillitis-sinusitis-symptom-traditional-5ee42411002dc3.9005063715920097450007.jpg
11. Осенняя рамка https://photoshop-kopona.com/uploads/posts/2019-03/1551801216_3.jpg
12. Лесовичок http://i049.radikal.ru/0910/57/ca03446eca1c.png
13. https://i.pinimg.com/originals/cc/44/e9/cc44e9d8d83aadb71658aa8efcd9de5d.jpg
14.https://www.culture.ru/storage/images/3f486ad3eed7f56e479055588438ee81/d6d64fb7ea98a9bdcb95ce30b3e9ff8e.jpeg
15. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1325254/79ada3bc-c746-4305-8c7f-3e8bbcd377fb/s1200?webp=false
16. Лекарственные травы: ромашка http://rasfokus.ru/images/photos/medium/e56d1401763221 6e60b58efd3b0caeed.jpg
17. Ландыш http://www.turizmvnn.ru/files/system/foto/31939.jpg
18. Валериана https://semiramisgardens.ru/upload/iblock/2f5/2f5966844f1e08641cd851 e1be4258a1.jpg
19 Подорожник https://sun3-11.userapi.com/tW6OojDtCP2FtRYO5ixq-F9YfhvoTioTcCtFvw/S2nH2m4z0PM.jpg
20. Крапива https://amrom.ru/wp-content/uploads/2019/03/Lechebnie-svoistva-krapivi.jpg
21. Липа https://galen-9.com/wp-content/uploads/2015/08/lipa2-800x450.jpg
22. Шиповник https://www.rusteaco.ru/upload/medialibrary/539/539433985d3beb0b 8389455243a43db3.jpg
23. Мать - и - мачеха http://letnyayadacha.ru/wp-content/uploads/2017/05/18874384_
88435f7f567b304338d8b04f64cf7266_800.jpg
24. Малина https://mtdata.ru/u22/photoAFD0/20012192930-0/original.jpg
25. Зверобой https://s170715-762.webasyst.cloud/wa-data/public/photos/79/21/2179/2179.970.jpg
26. Корзина https://veils.ru/wa-data/public/shop/products/50/71/7150/images/13413/13413.750.jpg
27. Девушка Осень https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/27/s_5e057088a89e9/1300531_3.png
28. Ветка рябины https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/877347/771b40c1-18f5-4ed5-991e-36c2a30ab96e/s1200?webp=false
29. Гусь https://get.pxhere.com/photo/nature-bird-wing-animal-wildlife-beak-rest-fauna-sleep-duck-goose-vertebrate-waterfowl-water-bird-mallard-wild-animals-ducks-geese-and-swans-842768.jpg
30. Месяц https://get.wallhere.com/photo/2560x1600-px-autumn-fantasy-forest-landscape-Moon-nature-night-sky-stars-tree-1780393.jpg
31. Ветка с еловыми шишками https://yandex.ru/images/search?pos=248&from=tabbar&p= 8&img_url=https%3A%2F%2Fos1.i.ua%2F3%2F1%2F1789108_96adf730.jpg&text=
%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%20%D1%88%D0%
B8%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B5%D0%BB%D0%
B8%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8E&rpt=simage

32. Паутина стелется https://gamejulia.ru/images/i/pautina2.jpg
33. Птицы и ноты https://s.poembook.ru/theme/4b/da/ba/89d4fe66973819226a41cf50bc 46f3db4f11cad5.jpeg
34. Дятел https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/932587/47dcfca6-5c44-4bd2-8526-bd15105f6f96/s1200?webp=false
35. Сорока https://xn----itbakdewdc2aggj5k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/12/DR 1wY1xW0AA2IGE.jpg
36. Соловей https://uvao.mos.ru/upload/medialibrary/26f/solovey_fotobannk_.jpg
37. Зяблик https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2885177/834bc70a-609b-478a-9259-770570a1642a/s1200?webp=false
38. Клёст http://petshoptop.ru/media/d6/3f/bf/d63fbf8c3173730f82b150c5ef38b8ff/56694d500 4132.jpg
39. Белка http://s4.fotokto.ru/photo/full/107/1077917.jpg
40. Лесная мышь и орех http://s2.fotokto.ru/photo/full/134/1345489.jpg
41. Белка и гриб https://w-dog.ru/wallpaper/belka-derevo-vetka-eda-grib/id/256947/
42. Крот https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82&family =yes&from=tabbar
43. Бабочка http://macroclub.ru/gallery/data/507/DSC00348_.jpg