Исследовательская работа "Каникулы британских и российских школьников"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 4, 5, 6


Введение

Жизнь школьников в Британии и России очень насыщена.

Необходимо многое успеть в течение дня – выполнить вовремя все задания на уроках, подготовить домашнюю работу, позаниматься в секциях и кружках. Для всего этого требуется серьезная подготовка и выносливость. Восстановить силы после трудовых будней школьники могут во время каникул, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения. Грамотно организованный и спланированный отдых позволяет школьникам не только укрепить старые, полученные в процессе обучения знания и навыки, но приобрести новые.

Каникулы школьникам помогают организовать их родители, а также педагоги летних лагерей. Школьники также сами принимают активное участие в планирование собственного досуга – они самостоятельно решают, когда выполнить школьное летнее задание, а когда выделить время для хобби, просмотра любимых телепередач или игры.

Несмотря на культурные различия между нашими странами – Россией и Великобританией - основное назначение и цель каникул одно и то же – оздоровление и смена деятельности учащегося.

Для того чтобы выяснить, особенности проведения каникул школьниками Британии и России я провела это исследование.

Проблема исследования: бытует мнение, что каникулы в Британии и России сильно отличаются.

Актуальность исследования заключается в том, что каникулы так же, как учеба являются неотъемлемой частью жизни школьника.

Гипотеза: каникулы в Британии и России имеют много схожих черт.

Объектом исследования явилась деятельность школьника на каникулах.

Цель работы: Выяснить различия и сходства между каникулами британских и российских школьников.

Задачи:

  • выяснить, что как определяют понятие «каникулы» в британской и
  • русской культуре;
  • определить основное назначение каникул
  • выяснить, как школьники Великобритании и России проводят
  • каникулы;
  • сравнить времяпрепровождение каникул британскими и российскими
  • школьниками;
  • выявить, какие полезные качества формируются во время каникул.

Методы исследования:

  • изучение литературы, статей и блогов о каникулах;
  • проведение социологического опроса учащихся и родителей школы;
  • анкетирование;
  • сравнительный анализ каникул;

Средства:

  • литература по данной теме;
  • интернет ресурсы;
  • анкеты, опросники
  • словари

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут увеличить ответственность учащихся за организацию собственных каникул и расширят их знания о школьной жизни сверстников из Великобритании.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что означает слово «каникулы» в русской и британской культурах?

Как показывают результаты анализа учебной деятельности, для того чтобы в учебе быть успешным от ученика требуются такие качества как собранность и сосредоточенность, умение хорошо владеть своим вниманием, серьезное отношение к выполнению заданий, быстрота реакции, развитая память, логическое мышление, широкий кругозор, терпение и усидчивость, а также крепкое здоровье.

Все эти качества тренируются не только на уроках по математике, по русскому и иностранному языку, окружающему миру, физкультуре, музыке и др., но и во время досуговой – каникулярной деятельности. Разберемся, что понимают под словом «каникулы» жители Великобритании и России.

English Oxford Living Dictionary дает следующее определение слову „каникулы“ – это продолжительный период отдыха и восстановления сил, часто проводимый вне дома или в путешествии.

Само слово «каникулы» (holidays) происходит от древнеанглийского «holidays», что означает «религиозные дни», так как изначально в Британии днями отдыха считались только воскресенья, рождественские и пасхальные периоды. В настоящее время учебный год в Великобритании продолжается 195 дней, или 39 недель, с сентября по июль и делится на 6 семестров. Основные школьные каникулы – это Пасхальные (2 недели), весенние (2 недели) и летние (6 недель). Также после каждого нечетного семестра у британских школьников есть еще неделя каникул.

Согласно словарю В.И.Даля, «Каникулы — жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведениях; полные каникулы с 1 июля по 15 августа; местами считают с июня, даже с мая». В настоящее время каникулы – это не только летний отдых. В Российской Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся каникулы осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; кон. декабря — нач. января), весенние (7 дней; до нач. апреля), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания -занятий до 1-го сент.). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять срок начала каникул, однако их продолжительность остаётся обязательной.

Таким образом, британцы и русские сходно определяют понятие слова «каникулы», и продолжительность учебного года и каникул в России и Британии примерно одинаковая.

2. В чем же основное назначение школьных каникул?

Главная цель каникул британских и российских школьников – это прежде отдых, оздоровление детей, а также смена деятельности учащихся. Преимущественно умственный труд, характерный для периода учёбы, заменяется главным образом физической активность и спортом на свежем воздухе, подвижными играми, туристическими походами и экскурсиями. Посещение музеев, выставок, театров, концертов значительно обогащает учащихся знаниями и впечатлениями.

В дни каникул в полной мере должны сохраняться все педагогические требования, касающиеся питания, сна, выполнения гигиенических и оздоровительных процедур. А учащиеся, получившие учебные задания на лето, должны их систематически выполнять. Педагоги школы дают в таких случаях соответствующие рекомендации родителям или воспитателям.

Организация отдыха школьников в период каникул — это важная социально-педагогическая задача. Один из главных педагогических принципов организации каникул — соблюдение режима в жизни учащихся. Нарушение ставшего привычным распорядка дня, беспорядочное и пассивное времяпрепровождение способны привести к большему утомлению, чем учебные занятия, к утрате приобретённых полезных навыков и привычек.

3. Как и где проводят каникулы британские и российские школьники?

Одним из самых популярных времяпрепровождений каникул британских школьников является поход - camping. Излюбленное место кемпинга – это юг Англии Newquay, известный своими великолепными пляжами, отличными волнами для серферов и ночными клубами. Пойти в поход можно как самостоятельно всей семьей, так и присоединившись к палаточному лагерю.

Еще один способ прекрасно провести каникулы – это поехать в летний лагерь. Существует множество тематических лагерей, предлагающих школьникам интересный и насыщенный отдых в зависимости от их увлечений.

Британцы также любят проводить школьные каникулы в Испании, Франции, Греции или США. Большинство семей покупают туристический пакет, включающий перелет и размещение. Стоимость путевок в теплые страны значительно падает во время учебного года, из-за чего некоторые семьи, пытаясь сэкономить, улетают в отпуск во время занятий и пропускают школу. В связи с этим во многих учебных заведениях введена система штрафов пропуск занятий по неуважительной причине.

Некоторые школьники подросткового возраста предпочитают проводить каникулы без своей семьи. Они часто выбирают образовательную программу «Языковой обмен», которая позволяет им не только почувствовать собственную самостоятельность, но и улучшить свои языковые навыки. Как правило, британский подросток проводит 1-2 недели заграницей, живя в стране изучаемого языка.

Позднее один из членов этой семьи приезжает с ответным визитом в Британию, чтобы практиковать свои знания английского языка.

Что касается каникул российских школьников, многие семьи предпочитают отправлять детей на все лето к бабушкам и дедушкам.

Родители, которые не имеют возможности отправить детей в другие города, записывают их в летние пришкольные или городские лагеря, где организацией досуга школьников занимается учитель или педагог.

Еще один популярный способ для школьников хорошо провести Каникулы - это поездка в тематические летние лагеря. Во время пребывания в летних лагерях ребята развивают в себе такие качества, как самостоятельность, лидерство, а также и умение работать в команде. На базе летних лагерей работает множество творческих и спортивных кружков, занимаясь в которых ребята могут развить в себе разнообразные навыки и таланты. Во время лагерных смен ребята учатся дружить и взаимодействовать со своими сверстниками и педагогами.

В последнее время в связи с ростом интереса к изучению английского языка, многие ребята посещают летние лагеря с вожатыми – носителями языка или едут в другие страны на летние курсы английского языка. Во время таких поездок ученики узнают больше о культуре изучаемого языка и знакомятся со сверстниками из других стран.

В подтверждении моих слов привожу результаты проведенного мной опроса «Как российские школьники проводят каникулы».

В ходе исследования было проведено анкетирование учащихся 4 «А» класса средней школы № 14. В анкетировании участвовали 35 ученика. В анкете были сформулированы следующие вопросы:

Дорогой друг!

Я провожу исследовательскую работу на тему «Каникулы британских и российских школьников».

Прощу тебя ответить на мои вопросы.

Фамилия, имя______________________

Твой возраст_______________________

Любишь ли ты каникулы?_______________

Где и с кем ты проводишь каникулы?________________

Делаешь ли ты школьное задание на каникулах?__________

Как ты думаешь, чем полезны каникулы для учебы?_____ _________

Спасибо за ответы!

В результате анализа анкет были выявлены следующие результаты:

Таблица. Виды популярных мест проведения каникул

С кем школьники проводят каникулы

  • Дома у бабушки, дедушки–30%
  • На море с родителями – 30%
  • В летнем лагере – 15%
  • В пришкольном лагере – 5%
  • На даче – 15%
  • Дома, никуда не уезжаю – 5%
  • Бабушка, дедушка – 31%
  • Родители, братья, сестры –59%
  • Вожатые – 20%

Самыми популярными ответами на вопрос «Где ты проводишь каникулы?» стали «дома у бабушки, дедушки» и «на море с родителями».

А на вопрос «С кем ты проводишь каникулы?» были получены следующие популярные ответы - «бабушка, дедушка» и «родители, братья, сестры».

Сравнительный анализ каникулярной деятельности британских и российских школьников.

В ходе исследования я сравнила каникулы британских и российских школьников и сделала следующие выводы:

1. Британские и русские одинаково определяют слово «каникулы» как период времени для оздоровления и восстановления сил школьника.

2. Британские и российские школьники ответственно относятся к организации каникулярной деятельности, во время которой приобретают ценные учебные и жизненные навыки и умения.

3. Британские и российские школьники предпочитают проводить каникулы в окружении родственников или компании друзей.

4. Во время каникул у школьников формируется множество полезных качеств и навыков.

Заключение

Таким образом, я подтвердила гипотезу, что каникулы в Британии и России имеют много схожих черт.

Вывод: британские и российские школьники стараются провести каникулы с максимальной пользой для себя.

Список источников и литературы

1. http://dtg.adminu.ru/2013/10/school-russia-great-britain /
2. http://www.projectbritain.com/education/terms.html
3. https://en.wikipedia.org/wiki/English_school_holidays
4. http://learnenglishteens.britishcouncil.org/ar/comment/48592
5. https://en.oxforddictionaries.com/definition/holiday