Проектная деятельность на уроках английского языка как способ развития творческих способностей учащихся. Открытый урок-проект по теме “Museums of ancient civilizations”

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык, метод проектов


Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.    

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в средней школе ведется по учебникам УМК Н.Н.Деревянко New Millenium English. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой.   Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например УМК для четвертого года обучения во 2-й четверти предлагает тему “Many years ago”. Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о древних цивилизациях (Греция, Египет), которые они также увлеченно изучали на уроках истории, с энтузиазмом  воспринимают предложение создать свою собственную брошюру-путеводитель по музею древних цивилизаций.

Открытый урок-проект по теме “Museums of ancient civilizations”

(5 класс New Millenium English. Раздел 6. Many years ago.)

Цель:  создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами проектного обучения и возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить ранее изученную лексику по теме “Many years ago…”;
  • активизировать и закрепить грамматический навык на материале Past Simple;
  • продолжить формирование навыков чтения с извлечением основной информации;
  • совершенствовать навыки монологической (монолог-повествование) и диалогической речи (вопрос-ответ);

Развивающие:

  • развивать исследовательские умения;
  • развивать «командный дух», коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • развивать у школьников способности представлять страны древних цивилизаций (Древняя Греция, Древний Египет и Америка) и их культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

Образовательные:

  • развивать умение работать с картой;
  • расширить и обобщить исторические знания о культуре и традициях древних цивилизаций (Америка, Греция, Египет);
  • обучить нормам межкультурного общения на иностранном языке;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения и умение слушать собеседника;
  • формировать у школьников уважения к другим культурам и народам.

Оснащение: УМК, наглядность, раздаточный материал, доска.

Ход урока

I. Оргмомент

Teacher: Good morning, my dear. I’m glad to see you. How are you getting on today?

Pupil: Fine, thanks.

T: To begin with I want you to answer the question: Do you like going to museums?

P: Of course, we do.

T: What can we usually see in a museum?

P: We can see history of different things.

T: What museums can be in the world? (Учитель показывает картинки, какие могут быть музеи. См. приложение 1)

Ps: Museum of cars, museum of toys, museum of clothes, museum of animals.

II. Основная часть

T: Yes, that’s great. Thank you, my dear. And today we are going to create our own museums. They will be Museum of Ancient Civilizations. They will be about people who lived thousands years ago. Look at the map on the blackboard. What ancient countries can we tell about in our museums? (На доске нарисованная карта. На карте выделены страны: Америка, Греция, Египет)

Ps: Ancient Greece, ancient Egypt, ancient America.

T: How do we call people who lived in these countries many years ago?

Ps: The Greeks, the Egyptians, Native Americans.

T: Yes, you are absolutely right. And here I’ve got cards symbolizing ancient Greece and ancient America. Come to the blackboard and fix a card to the country it matches. (Учитель раздает карточки, символизирующие ту или иную цивилизацию. Ученики прикрепляют их к карте.См. приложение 2)

Ps: Native Americans lived in teepees. Native Americans used smoke signals. Ancient Greeks took part in the Olympic Games. Ancient Greeks had houses with central heating. Native Americans hunted buffaloes. Ancient Greeks swam in icy cold river because they didn’t have baths, etc.

T: Thanks a lot, my dear. It is great. Look we’ve got a letter from a famous archaeologist. But the letter is very old and some verbs are missing. Let’s fill in the gaps using the correct form of verbs. Read the letter and answer the question: Where is the archaeologist? You’ve got 1 minute to look through the text. (Письмо написано на папирусной бумаге. Ученики заполняют пропуски. См. приложение 3)

P: We are ready.

T: Let’s begin reading. (Читают.)

Well, what is the name of the archaeologist?

P: His name is David Brown.

T: Where is Mr. Brown?

P: He is on a dig in Egypt.

T: Who is the letter about?

P: About ancient Egyptians.

T: Look, and I’ve got pictures here about these ancient people. Come and fix them to the map. (Ученики подходят к карте и прикрепляют картинки к карте. См. Приложение 4)

Ps: Ancient Egyptians wore simple clothes. Some families had pets. Ancient Egyptians built pyramids for their dead kings, etc.

T: Now you will work in pairs. Imagine one of you is a historian in the museum, the other is a visitor in the museum. Here are the cards for everyone. Visitors ask questions using the words in the captions and historians answer them looking at their cards. You have got 2 minutes. Follow the example on the blackboard:

V-visitor, H-historian.

V: Hello.

H: Good afternoon.

V: Could you tell me about the life of ancient Egyptians?

H: Yes, of course. What would you like to know about them?

V: Well, what clothes …?

H:

V: ….?

H:

V: How interesting! Thank you very much.

H: You are welcome.

(Ученики пользуются карточками с различной деятельностью египтян и составляют диалог. См. Приложение 5)

T: Well, it’s high time now to listen to your dialogues. (Разыгрывают диалоги.)

Thank you very much. They’re really nice. And now we’ve come up to the most interesting part of our today’s lesson. We are going to create our own museums. What will they be?

Ps: Museum of ancient Egypt, Museum of ancient Greece and Museum of ancient America.

T: I’ve got symbols of these countries but unfortunately they are broken. Help me to put the parts together like a puzzle. ( Все берут кусочки и соединяют в символы. Создаются 3 команды по 5 человек. У каждого своя роль в команде, роли написаны на кусочках символов. См. Приложение 6)

Well, group 1, what symbol have you got?

P: A vase.

T: What museum will you create?

P: Museum of ancient Greece.

T: Group 2, what symbol have got?

P: A teepee.

T: What is your museum.

P: Museum of Native Americans.

T: And, group 3, what is your symbol?

P: This is a cat. We will create Museum of ancient Egypt.

T: There are roles written in your cards. In every group there is a captain, a designer, a writer, an illustrator and a historian. Now your task is to make a leaflet about your museum in your groups. (На доске слово leaflet переведено.) It should be bright and interesting. You should make a leaflet in such a way that to invite people to visit it. Now look at the blackboard and read what every role means.

  • A captain helps the other members of the team, collects the information and prepare a report;
  • A designer makes the design; (Записано на доске)
  • An illustrator looks for pictures; 
  • A writer writes the answers; 
  • A historian looks for answers to the questions.

 Use the pictures and follow the plan in the cards I give you. You have only 10 minutes. (Учитель выдает картинки и карточки с инструкциями. См. Приложение 7.)

While you are working our guests (experts) will watch you and give you stars for your work.

  • A red star for being active; (Записано на доске)
  • A silver star for having a lot of energy;
  • A golden star for speaking English during your work.

(Гости оценивают работу каждой группы в процессе составления брошюры)

T: Well, my dear, it’s time to start. Let’s see what you’ve got. Be ready to tell about your museum and invite people to visit it. The group that has more stars will be the first, the second is the group that has fewer stars, and the third is the team that has minimal stars. (Группы защищают свои проекты.)

Well, which of these museums would you like to visit or would you recommend to visit? Why?

P: As for me, I’d like to visit the Museum of Brave Native Americans because we can find a lot of interesting facts about them there.

III. Заключительная часть

T: Yes, that’s great. To tell the truth I like all the leaflets. They are very bright, colourful and informative. I think you’ve worked hard today and you’ve done a lot. Thank you for your work. it was a great pleasure to work with you and especially your projects are fantastic. I think you all deserve good and excellent marks. Your hometask is to learn examination ticket №6 “Ancient Romans”. The lesson is over. See you.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках английского;
  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Использование на уроке технологии проектной деятельности и технологии обучения в сотрудничестве, позволило сделать каждого ученика активным участником процесса овладения иноязычной деятельностью, способствовало формированию у ребят чувства ответственности за результат совместной деятельности.