Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию "Саамская культура"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: любовь к Родине, народные традиции, народные ремёсла


Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом этнических и социальных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. В программе представлена общая характеристика курса (актуальность, цели, задачи, содержание курса, место курса в учебном плане, направленность программы, планируемые результаты, принципы введения регионального этнического материала, формы работы с детьми по ознакомлению с народной культурой Кольского Севера, основные критерии результативности, оборудование и методическое обеспечение, разделы программы, содержание материала и тематическое планирование.

Пояснительная записка

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию «Саамская культура» обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений (например, приобрели некое знание, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережили и прочувствовали нечто как ценность);
  • приобретение социальных знаний (о малой родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.);
  • получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Достижение результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Личностные результаты:

  • элементарные представления об эстетических, этнических и художественных ценностях коренных жителях Кольского Севера (саамской культуры);
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни коренных народов Кольского Севера;
  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.

Содержание курса внеурочной деятельности

Адаптированная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию «Саамская культура» для 1 класса (2 вариант) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (пр. № 1599 от 19.12.2014г.), Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГОБОУ Мончегорская КШ (пр. № 216 от 26.08.2016г.).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Положение о рабочей программе учебного предмета (курса), принятое на заседании педагогического совета ГОБОУ Мончегорская КШ, протокол № 1 от 26.05.2016 г. и утвержденное приказом № 214 по ГОБОУ Мончегорская КШ от 26.08.2016 г.
  • Учебный план ГОБОУ Мончегорская КШ на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом ГОБОУ Мончегорская КШ от 28.08.2019 г, протокол № 7, утвержденный приказом № 298 по ГОБОУ Мончегорская КШ от 30.08.2019 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание курса внеурочной деятельности «Саамская культура» представлено следующими разделами: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность. Ручной труд. Конструирование» (табл.1).

Задачами календарно-тематического планирования являются:

  • определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
  • определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса (табл.2).

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2019/2020 учебный год программа внеурочной деятельности рассчитана 34 часа (1 час в неделю).

Срок реализации программы – 1 год.

Направленность программы

Рабочая программа разработана с учётом, этнических и социальных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Саамская культура» ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающейся среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
  • позитивного отношения к окружающей действительности;
  • социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и педагогами;

Цели:

  • формирование у обучающихся любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, своего региона, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции;
  • приобщать к художественным традициям саамов.
  • принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.

Задачи:

  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  • укрепление доверия к другим людям; прививать интерес к культуре своей Родины, своего края, региона, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • понимать красоту и особенность народных ремесел;
  • приобщение детей к саамскому искусству;
  • использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений обучающихся и становление этнических понятий.

Принципы введения регионального этнического материала:

  • Принцип гуманизации. Соприкасаясь с духовным богатством духовной культуры, учить детей добру, гуманности и справедливости. Через образцы фольклора прививать детям коллективизм, дружбу, товарищество, взаимопомощь.
  • Принцип интеграции художественной деятельности на основе саамского народного искусства с различными направлениями воспитательной работы. Широко опираться на смежные виды искусства, апробировать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, ориентируя их на поисковую, творческую деятельность: изготовить закладку для книг по мотивам саамских узоров, украсить малицу плоскостной кукле и т.д.
  • Принцип соответствия. Региональный материал должен соответствовать программным требованиям и выступать в качестве основной или дополнительной темы занятия. Тема может преломляться в форме беседы, как иллюстрация к рассказу педагога или как обобающее чтение. Так, занятие «Как человек относится к природе» завершается чтением саамской бывальщины «Земелюшка, прости»!
  • Принцип создания эмоционального фона занятий и деятельности. Народное искусство всегда красиво и так близко доступно детям.
  • Принцип доступности. Детей знакомят с саамскими художественными традициями по литературным источникам, музейным коллекциям, просмотру слайдов, диафильмов. Наряду с подлинными образцами должны быть фотографии, зарисовки.
  • Принцип мотивации общественной пользы, когда украшение сумки-кисы предназначено для игры-драматизации; изготовление розетки из сукна; игольница по саамским мотивам в подарок маме, бабушке.

Формы работы с детьми по ознакомлению с народной культурой Кольского Севера:

  • беседа;
  • классный час;
  • занятия на основе метода интеграции;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства и народного быта, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • экскурсии;
  • заочные путешествия;
  • дидактические игры;
  • весь спектр русского фольклора: песни, танцы, хороводы, игры, малый фольклор (заклички, попевки, пестушки и т.п.);
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • театральные постановки;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • художественные выставки;
  • уроки этики;
  • просмотр учебных фильмов;
  • изобразительная деятельность.

Основные критерии результативности:

  • Проявление познавательного интереса к культуре и истории саамов.
  • Активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
  • Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
  • Развитие личностных качеств, патриотических чувств, представления о народном искусстве, народных традициях.

Оборудование и методическое обеспечение

  • сборник саамских сказок;
  • куклы в саамской одежде;
  • иллюстрации «Декоративно-прикладное творчество народов Кольского севера»;
  • краски акварельные, гуашь, кисточки разной толщины;
  • фломастеры разного цвета;
  • цветные карандаши;
  • альбомы;
  • простые карандаши;
  • мультимедийные презентации.

Таблица 1. Содержание учебного предмета

Раздел программы

Содержание материала

Кол-во часов

Ознакомление с окружающим

Беседы: «Какие народы живут в Кольском Заполярье», «Саамские узоры», «Любить и беречь северную природу», «Седая тундра, «Труд оленеводов», «Северный олень». Экскурсия в Краеведческий музей (в магазин «Сувениры»). Рассматривание картины «На севере».

6

Развитие речи

Рассказывание саамских сказок «Богатырь «Ляйне», «Олешек – золотые рожки», «Сказки о солнце», «Чахкли». Литературная викторина по саамским сказкам. Театр на фланелеграфе «Сампо-лопаренок» по сказке Э. Топелиуса. Театр на фланелеграфе «Узнай героя сказки».

9

Изобразительная деятельность. Ручной труд. Конструирование

Аппликация «Узор для кулона». Декоративная аппликация «Малица богатыря». Коллективная аппликация «Саамский ковер». Коллективная аппликация «Дети Севера». Декоративное рисование «Кукла в саамском костюме». Сюжетное рисование по мотивам саамских сказок «Приходи, сказка!» Декоративное рисование «Украсим рукавицы богатыря «Ляйне». Рисование про представлению «Тала-медведь». Изготовление закладок для книг по мотивам саамского орнамента. Лепка «Олешек – золотые рожки». Декоративное рисование «Украшение бурок саамским узором». Изготовление игольницы для мамы и бабушки. Конструирование из бумаги «Саамская вежа». Лепка декоративной пластины с изображением оленя. Изготовление реквизита к театру игрушек.

14

Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения

Разучивание саамской игры Развлечение «Здравствуй, солнце!» Игра с куклами в саамской одежде. Сюжетно-ролевая игра «Выставка народного творчества».

5

Итого

 

34

Таблица 2. Тематическое планирование

Раздел, количество часов, отводимых
на раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Ознакомление с окружающим (2 часа)

Беседа «Какие народы живут в Кольском Заполярье». Рассматривание картины «На севере».

1

Беседа «Саамские узоры».

1

Изобразительная деятельность (2 часа)

Аппликация «Узор для кулона».

1

Рисование по представлению «Тала-медведь».

1

Развитие речи (1 час)

Театр на фланелеграфе «Сампо-лопарёнок» по сказке Э. Топелиуса.

1

Ознакомление с окружающим (1 час)

Экскурсия в Краеведческий музей
(в магазин «Сувениры»).

1

Развитие речи (2 часа)

Рассказывание саамской сказки «Богатырь «Ляйне».

1

Литературная викторина по саамским сказкам.

1

Изобразительная деятельность. (1 час)

Декоративное рисование «Украсим рукавицы богатыря «Ляйне».

1

Ознакомление с окружающим (1 час)

Беседа «Любить и беречь северную природу».

1

Изобразительная деятельность (3 часа).

Изготовление закладок для книг по мотивам саамского орнамента.

1

Декоративная аппликация «Малица богатыря».

1

Коллективная аппликация «Саамский ковер».

1

Развитие речи (1 час)

Рассказывание саамской сказки «Олешек – золотые рожки».

1

Изобразительная деятельность (1 час)

Лепка «Олешек – золотые рожки».

1

Ознакомление с окружающим (1 час)

Беседа «Седая тундра».

1

Развитие речи (1 час)

Театр игрушек «Олешек – золотые рожки».

1

Изобразительная деятельность (1 час)

Сюжетное рисование по мотивам саамских сказок «Приходи, сказка!»

1

Ознакомление с окружающим (1 час)

Беседа «Труд оленеводов».

1

Изобразительная деятельность (1 час)

Декоративное рисование «Украшение
бурок саамским узором».

1

Ознакомление с окружающим (1 час)

Беседа «Северный олень».

1

Изобразительная деятельность (3 часа)

Изготовление игольницы для мамы и бабушки.

1

Конструирование из бумаги «Саамская вежа».

1

Лепка декоративной пластины с изображением оленя.

1

Развитие речи (1 час)

Театр на фланелеграфе «Узнай героя сказки».

1

Изобразительная деятельность (1 час)

Декоративное рисование «Кукла в саамском костюме».

1

Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения (1 час)

Игра с куклами в саамской одежде.

1

Развитие речи (1 час)

Рассказывание саамской «Сказки о солнце».

1

Изобразительная деятельность (1 час)

Коллективная аппликация «Дети Севера».

1

Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения (2 часа)

Сюжетно-ролевая игра «Выставка народного творчества».

1

Разучивание саамской игры. Рассказывание саамской «Сказки о солнце».

1

Изобразительная деятельность (1 час)

Изготовление реквизита к театру игрушек.

1

Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения (1 час)

Развлечение «Здравствуй, солнце!»

1

Развитие речи (1 час)

Рассказывание саамской сказки «Чахкли».

1

Итого

 

34