Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования классного коллектива

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: формирование классного коллектива


Аннотация. В статье рассказывается о требованиях к планированию и организации коллективно-творческого дела и важности применения данной технологии для формирования классного коллектива. Ведь именно, классный коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются и развиваются качества и способности личности.

Ключевые слова: классный коллектив, личность, творческие способности, совместная деятельность, сотрудничество.

«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!
Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.

В своей воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд, воспитательным средством формирования и развития классного коллектива – является технология коллективно-творческого дела (КТД).

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20-го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, доктором  педагогических наук Российской Академии образования. О методике И.П.Иванова современные педагоги говорят - “педагогика сотрудничества”, «педагогика общей заботы», “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.

В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в классе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для нашего учебного заведения закрытого типа. Здесь воспитанники живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Воспитанники ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей воспитанников (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса.

Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру.

Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

В процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности:

  • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы);
  • эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);
  • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):

  • забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу;
  • планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):

  • формирование и развитие коллектива;
  • развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;
  • развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
  • обучение правилам и формам совместной работы;
  • реализация коммуникационных потребностей воспитанников.

Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества:

Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Воспитатель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД, его форму, участников. Воспитатель проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.

Коллективное планирование КТД.

Проводится на классном собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать? кто будет участником? кто и кому будет помогать?

Коллективная подготовка КТД.

Самый сложный и ответственный этап. Создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии воспитателя.

Проведение КТД.

Предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от нескольких минут до целого дня. Главное для воспитателя на этом этапе – создание психологического комфорта в коллективе.

Подведение итогов КТД.

Происходит на общем классном собрании, где воспитанники размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для воспитателя, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития классного коллектива и отдельных личностей.

Последствие.

На этом этапе в исходных направляющих действиях воспитателя непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Воспитатель организует использование воспитанниками в учебной работе и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Виды коллективно-творческих дел:

 Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания воспитанников об окружающем мире; выработать взгляды на труд; воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности;  заботиться о близких и далеких людях; работать самостоятельно и творчески на пользу и радость («трудовая атака» - участие в хозяйственной деятельности класса, субботники и др., «трудовой сюрприз» - забота о ближнем и др.).

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании; развивать такие качества личности, как наблюдательность и любознательность, пытливость ума и творческое воображение («вечер веселых задач», «вечер пословиц и поговорок», «турнир-викторина», культпоход и др.).

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно - эстетические вкусы воспитанников; воспитывать восприимчивость; благородство души; обогащать внутренний мир человека (театрализованные миниатюры, литературно-художественные и музыкальные конкурсы, гостиные и др.).

Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость, мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты и др.).

Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, училищу, большой и малой родине; расширять и углублять знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни («День знаний», «День пожилого человека», «День Учителя», «Международный день ребенка», «День Матери», «День Конституции», «Новогодний праздник», «День Защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», 2международный день семьи», «День Победы», «День защиты детей», «Дни воинской слава» и др.).

Организаторские КТД.

(выпуск газет «Как я провел каникулы» - 1 раз в четверть, «Боевой листок» - еженедельно, выпуск информационных и тематических газет к датам и праздникам, празднование дней рождения воспитанников, чередование традиционных поручений и др.).

Результат применения технологии коллективно-творческого дела (КТД) для формирования классного коллектива:

  • включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу;
  • творческое сотрудничество воспитателя и воспитанников;
  • проявление интереса воспитанников в реализации своих способностей;
  • потребность в коммуникации

В заключение, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе воспитатель должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития воспитанники. Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность воспитанников и высоко оценивать и развивать взаимопомощь воспитанников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Воспитатель не должен допускать в своей работе формализма и не должен злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы воспитанники нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.