Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: работа с текстом


Цель: совершенствование навыков работы с текстом для успешной сдачи экзамена.

Задачи:

  • познакомиться с текстом изложения, выделить главное и подготовить пересказ;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • вспомнить структуру сочинения 9.3 и создать фрагмент собственного текста.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день. Урок русского языка в 9 классе — это, конечно же, урок подготовки к первому в жизни выпускников серьезному испытанию. Сегодня нам с вами предстоит осознать, насколько усвоены знания, полученные вами; что уже получается хорошо, а над чем нужно еще поработать в оставшееся время, чтобы успешно справиться с экзаменом.

2. Формулировка темы, цели и задач урока

- Скажите, пожалуйста, в чем заключается наша подготовка к экзамену по русскому языку? (работаем с текстом: пишем сжатое изложение, решаем задания с кратким ответом, пишем сочинение) То есть работать приходится с текстом. Сформулируйте тему нашего урока. («Работа с текстом при подготовке к ОГЭ»). Запишите ее.

- Давайте сформулируем цель урока. На что мы обращаем внимание при работе с текстом? (на определение основной мысли, на выделение главного и т.д.) Все это можно обобшить словами «умения и навыки». Исходя из этого, сформулируйте цель урока.

(совершенствование навыков работы с текстом для успешной сдачи экзамена)

- Какие задачи перед собой мы должны поставить?

а) познакомиться с текстом изложения, выделить главное, то есть микротемы, и подготовить пересказ его.

б) вспомнить некоторые правила орфографии и пунктуации.

в) вспомнить структуру сочинения 15.3 и создать фрагмент собственного текста.

(Цель и задачи появляются на доске)

3. Работа с текстом изложения

Итак, приступаем к выполнению первой задачи.

- Текст, с которым мы будем работать, выбран неслучайно и посвящен памяти... Памяти о четырех страшных годах в истории нашей страны. Я говорю о…? (Великой Отечественной войне)

- Прослушайте текст и определите его основную мысль. В тексте встретятся слова «преднамеренность» и «такт». Определите их значение, воспользовавшись толковым словарем (Ученик, в начале урока получивший индивидуальное задание найти значения этих слов в словаре, зачитывает их толкование)

- Прослушивание аудиозаписи текста. (На экране идет видеоряд).

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим. (по материалам ФИПИ)

- Найдите текст на раздаточном материале (Текст напечатан без абзацного членения)

- Сформулируйте основную мысль. (Нельзя забывать горький опыт прошлых лет, а сохранить память помогут произведения искусства)

- Работая в парах, определите 3 микротемы и разбейте текст на абзацы.

- Проверьте свою работу по эталону (Образец абзацного членения появляется на экране).

- Найдите лист самооценки и оцените свою работу на этом этапе:

1) Я правильно определил 3 микротемы и разбил текст на абзацы (3 балла);

2) Я сформулировал 2 микротемы и/или сделал одну ошибку в определении абзацев (2 балла);

3) Правильно я определил только 1 микротему и/или допустил две ошибки в определении абзацев (1 балл).

- Перечитайте текст и подготовьте сжатый пересказ: 1 ряд готовит сжатый пересказ 1 микротемы, 2 ряд — 2 абзаца, 3 ряд — 3-го (25-30 слов). Пересказываем.

- Какая задача стояла перед нами? Справились?

4. Работа по развитию орфографических и пунктуационных навыков

- Какую вторую задачу мы ставили перед собой? (ответ ученика)

Поработаем над развитием орфографической и пунктуационной зоркости. Решите 6 заданий с кратким ответом:

1) В 1 абзаце найдите слово/а, правописание приставки которого/ых зависит от звонкости-глухости следующего согласного.

2) В 1 абзаце найдите слово, правописание суффикса которого подчиняется правилу: «В суффиксах отыменных прилагательных, образованных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН».

3) В 3 абзаце найдите слово, правописание суффикса которого объясняется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н».

4) В 3 абзаце пронумерованы запятые, назовите номера запятых, которые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

5) Посчитайте количество грамматических основ во 2 предложении 3 абзаца.

6) В 3 абзаце найдите предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

- Взаимооценка: Обменяйтесь работами с соседом, сверьте ответы с эталоном на экране.

Найдите лист самооценки, проставьте баллы своему однокласснику:

1) Правильно решил 5-6 заданий (3 балла);

2) Справился с 3-4 заданиями (2 балла);

3) Есть правильные ответы на 1-2 заданий (1 балл).

- Итак, с задачей по совершенствованию навыка грамотного написания мы справились.

5. Физминутка

Немного отдохнем. Сделаем гимнастику для глаз. Посмотрите направо, медленно переведите взгляд налево, посмотрите вверх. Закройте глаза и представьте день, когда вы узнаете о том, что успешно справились со всеми экзаменами. Солнце светит? Душа поет? Вкус победы ощущается? Так и будет, но расслабляться пока рано.

6. Повторение знаний о написании экзаменационного сочинения

- Откройте глаза. Продолжаем работу. У нас осталась последняя задача: работа по подготовке к сочинению 9.3.

- Что из себя представляет сочинение 9.3.? (рассуждение о каком-нибудь понятии)

- Вы знаете, что при написании сочинения 9.3 мы опираемся на предложенный разработчиками КИМ текст.

- Прослушайте текст С.Алексеева (см. приложение 3) и попробуйте определить, о каком понятии разработчики контрольно-измерительных материалов предложили бы порассуждать на экзамене выпускникам (сила духа) Что такое сила духа?

- Как вы определили, что речь пойдет о силе духа? (сформулировали основную мысль текста) Основная мысль этого текста в вашем сочинении станет … ? (комментарием).

- Итак, мы уже вспомнили с вами первые две части сочинения 9.3: определение и комментарий. Какие еще части сочинения не назвали? (аргументы и вывод)

- Работа с деформированным текстом. Найдите на раздаточном материале шаблон сочинения и карточки, на которых напечатаны основные части сочинения. Разместите карточки на шаблоне так, чтобы получилось сочинение. (Части сочинения разрезаны. Те слова, которые есть на шаблоне, отсутствуют на карточках)

Что такое сила духа? По моему мнению, это качество, делающее человека сильным не физически, а морально. Сила духа помогает человеку находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Попробую доказать справедливость своей точки зрения.

Например, в тексте С.П.Алексеева рассказывается о ребятах из детского дома, которые услышали новость, что у них будет праздничный обед, состоящий из трех блюд. Это была еда из растений: суп — из сурепки, котлета — из хвои, компот — из морских водорослей. Но как же ребята радовались этому обеду, ведь блокадные дети не знали другой еды. Об этом говорится в предложениях 47-50.

Примеры проявления силы духа можно найти и в произведениях литературы.

Таким образом, именно благодаря силе духа человек может преодолеть любые трудности в жизни.

- Теперь поработаем в группах: представьте себя экспертами по проверке сочинений ОГЭ и оцените сочинение в соответствии с критериями (см. приложение 2), проставьте баллы.

(Обсуждение в группах. Вывод: 8 баллов, так как отсутствует второй аргумент)

- Я бы как эксперт не засчитала 1 аргумент. Почему? (представляет из себя пересказ текста без каких-либо комментариев).

- Отредактируйте его, пожалуйста. (Добавим комментарий: «Но несмотря на все трудности, ленинградцы не пали духом, проявили стойкость и мужество, выстояли и защитили город.»)

- Чтобы это сочинение было законченным, что осталось дописать? (аргумент из жизненного опыта)

- Скажите, пожалуйста, какое произведение мы с вами обсуждали на последнем уроке литературы? Можем ли мы взять какие-то эпизоды из рассказа «Судьба человека» для аргументации? Продолжите редактирование текста сочинения и, работая в парах или индивидуально, напишите 2 аргумент, опираясь на текст рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

- Озвучьте, пожалуйста. (Герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов в совершенно нечеловеческих условиях в плену у фашистов, где пленных били, мало кормили, заставляли выполнять тяжелую работу, сумел сохранить собственное достоинство благодаря силе духа. И именно это качество помогло ему пережить известие о смерти своей любимой жены и дочерей, гибель сына 9 мая 1945 года.)

- Третья задача нами выполнена?

- Заполните лист самооценки.

1) Я хорошо знаю структуру сочинения и умею создавать текст (3 балла)

2) Я знаю структуру, но у меня возникают трудности с определением основной мысли текста, а значит, с комментированием определения (2 балла)

3) У меня возникают трудности с написанием и комментария, и аргументов. (1 балл)

- Оцените свою работу на уроке:

  • «5» - если набрали 8-9 б.,
  • «4» - 6-7 б.;
  • если баллов меньше, сделайте вывод, над чем еще нужно поработать, чтобы на экзамене справиться с работой успешно.

7.Домашнее задание

Напишите второй аргумент к сочинению 9.3, опираясь на свой жизненный опыт.

8. Рефлексия

Вернемся к цели урока. Продолжите предложения

1) На уроке я вспомнил(а) / узнал(а) о_______________________

2) У меня хорошо получается______________________________

3) Мне нужно больше усилий направить на _________________

И тогда всё будет хорошо! А я желаю вам удачи!!!

9. Литература

1) материалы сайта www.fipi.ru