Мастер-класс «Нескучные уроки английского языка для учащихся начальной школы»

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: английский язык, игра, мотивация, игровые методы, мотивация к обучению


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (654 кБ)


ВВЕДЕНИЕ

В данной статье я хочу показать различные стратегии и упражнения в формате ФГОС, которые помогут сделать занятия увлекательными для дошкольников и учащихся всей начальной школы.

Идея написания этой статьи родилась, когда я самым одним вечером помогала моему малышу принять лекарство через спейсер. Обычно я нажимала на баллончик и считала  до 60. И однажды мой четырёхлетний ребёнок начал считать вслух вместе со мной, и я поняла, что он умеет считать до 30. Я так часто считала, что он непроизвольно выучил счёт. Тогда я стала считать по-английски, и через некоторое время мой сын тоже считал со мной. И я поняла, что он готов к изучению иностранного языка. Я продолжила учить его. На этот раз мы стали говорить слова по теме "Цвета". Я называла ему один цвет по-английски, например, зелёный. Несколько раз он повторял за мной. А потом я спрашивала его "Что у нас в комнате green (зелёное)?". Это пробудило в нём инстинкт исследователя. Конечно, в процессе такого игрового диалога было много новых слов. Не нужно сразу требовать от четырёхлетнего или пятилетнего ребёнка, чтобы он впитывал все слова как губка. Здесь работает другая стратегия: повторение - мать учения. Чем чаще будут интересные задачи для ребёнка, тем быстрее произойдёт погружение в иностранный язык.  Стратегии, предложенные в этой статье, рассчитаны для первого знакомства с иностранным языком. Они могут быть использованы как в начальных классах, так и в рамках подготовке к школе. Большое внимание  в данной методике уделяется созданию и поддерживанию интереса учащихся, развитию их лексического запаса параллельно с творческими способностями. Мотивация учащихся сохраняется благодаря созданию учителем ситуации успеха и чередования интересных заданий в игровой форме. В основе обучения лежит игровой метод обучения иностранному языку. Некоторые из упражнений разработаны мной ( в дальнейшем они помечены *).

Важно сделать занятия для ребенка интересными. Это поможет удержать фокус его внимания. Играя ребенок становится намного более сконцентрирован на игре.  Хорошо продуманная игровая деятельность развивает все виды компетенций ФГОС. Благодаря игре ребенок адаптируется к социальному миру, развивает отношения со сверстниками и учителем, получает представление о культуре и традициях стран изучаемого языка, учится уважать их и культуру своей страны, учится общаться на иностранном языке, формирует навык языковой догадки, учится организовывать свою работу и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для создания мотивации важно с первого дня знакомства с учениками принять во внимание их интересы. Это можно сделать, попросив учащихся рассказать о себе. Тут следует создать ситуацию, которая поможет учащимся сделать вывод о том, что знание иностранного языка будет полезным для их увлечений, расширит их границы. Например, многие дети любят проводить время, играя при помощи гаджетов. Многие игры имеют чат, в котором сверстники общаются. В большинстве случаев на английском языке. Незнание языка делает невозможным такое общение со сверстниками из стран изучаемого языка. Если в процессе разговора об увлечениях спросить ребёнка, было бы проще взаимодействовать со сверстниками, говорящими по-английски в игре, упростилась бы благодаря этому игра, то ребёнок, подумав, с большой долей вероятности даст положительные ответы на эти вопросы, и его мотивация к изучению иностранного языка повысится.

Важно говорить с детьми, увлекать их, рассказывая интересные факты о жизни в странах изучаемого языка, знакомить детей с культурой и традициями этих стран. Часто дети в начальной школе не имеют чёткого понимания, зачем им нужно изучать иностранный язык. Поэтому особенно важно создать интерес к этому предмету. Здесь творческий подход учителя незаменим.

Как же сделать урок необычным, интересным?

Если сказать ученику начальной школы, что если он будет хорошо учиться, то сможет сдать ГИА, поступить в университет и получить высокооплачиваемую работу, к сожалению, это не будет являться мотиватором к учёбе. Дело в том, что в этом возрасте дети не задумываются о будущем, а вот искренний интерес к ним со стороны учителя и использование игровых техник заинтересует ребёнка в учёбе намного больше.

Конечно, нет необходимости делать игровым каждый урок, но в начальной школе таких уроков должно быть достаточно. Игра лучше всего подходит для проверки понимания материала. Так у ребёнка появляется стимул к его изучению.

Основная роль в обучении иностранному языку принадлежит ребёнку, учитель лишь направляет, разделяет и постоянно поддерживает его интерес к знаниям.

Дети первого года обучения иностранному языку и дошкольники знакомятся с предметом постепенно. Очень важно использовать отведённые на урок минуты максимально эффективно. Вначале дети будут адаптироваться к учёбе, формировать навыки самоорганизации. Учителю необходимо учитывать это и переключать учащихся с одного вида учебной деятельности на другую, чтобы ученик меньше уставал и не терял интереса к предмету. Очень хорошо помогают игровые физкультминутки, снимающие напряжение, накопившееся за время работы.

Так как ученик является главным  участником образовательного процесса, я хочу обратить внимание на то, какие действия ему необходимо сделать за урок, чтобы добиться поставленной перед ним цели:

1) Поздороваться и угадать;

2) Узнать что-то интересное;

3) Исследовать;

4) Энергично отдохнуть;

5) Поиграть;

6) Найти ответ.

Все вышеназванные этапы являются синонимами этапов, которые использует учитель при планировании урока, но с ориентацией на ребёнка и его первостепенной роли в процессе обучения.

Под этапом "Поздороваться и угадать" я подразумеваю традиционное приветствие и создание учебной ситуации, при которой ученики сами сформулируют тему урока, высказывая различные предположения на основе предоставленного учителем материала.

  Когда сформулирована тема урока, проблема, учащиеся размышляют о том, что им нужно узнать, чтобы решить проблему или получить наиболее полные знания по теме урока. На этом этапе можно использовать излюбленный учащимися педагогический прием "Мозговой штурм", в ходе которого ученики систематизируют различные аспекты, относящиеся к проблемной ситуации. Например, школьники изучают тему "Одежда" и уже прошли тему "Игрушки". Им нужно ответить на вопрос "Как я могу одеть свою игрушку?" Путем мозгового штурма учащиеся вспоминают, какие слова по теме "Игрушки" они знают на английском и какие из этих игрушек можно одеть. Учащиеся или учитель пишут на доске эти слова по-английски. После этого возникает вопрос о видах одежды. Так как словами данной лексики учащиеся еще не владеют, они (или учитель) пишут слова из этой категории на русском языке. Задача учащихся состоит в том, чтобы узнать, как перевести эти слова (могут быть и словосочетания) на иностранный язык.

рис. 1

Рисунок 1 демонстрирует пример того, что может получиться у учащихся в результате мозгового штурма. Детям могут прийти в голову не только предметы гардероба, но и аксессуары, цвета и другие прилагательные, которые могут быть отнесены к теме "Одежда", клише ответа на заданные вопросы и т.д. Такие схемы учитель и дети могут рисовать на доске, либо использовать специальные программы. В данном случае она была составлена на сайте https://app.mindmup.com/ в разделе Create a free map, который позволяет на данном сайте создавать карту мозгового штурма бесплатно.

На этапе "Узнать что-то интересное" детям может быть предложен источник информации, дающий основные знания по изучаемой теме. Учитель может включить образовательное видео, используя материалы МЭШ. Например, видео по теме "Одежда" на английском языке можно найти по ссылке https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3759798.

Теперь учитель обращается к учебнику и разбирает с учениками новый лексический материал. Учащиеся слушают учителя, повторяют за ним слова хором и индивидуально, записывают новые слова в словарики, составляют с ними предложения, играют в различные игры, закрепляя полученные знания. Ученики теперь могут перевести слова, которые они выбрали в начале урока в ходе мозгового штурма. Рисунок 2 показывает, как это выглядит.

рис. 2

Многие учащиеся начального общего образования любят рисовать, и этот интерес учитель может грамотно использовать, планируя свой урок. На следующем уроке учитель может проверить знания учащихся, используя излюбленное детьми упражнение, которое называется "Загадочный диктант". Если новых слов немного, учитель также может воспользоваться этой техникой  на уроке прохождения этой лексики. Для этого понадобятся цветные карандаши или фломастеры (если используются фломастеры, желательно выполнять это задание на отдельном листе, чтобы не испачкать тетрадь). Учитель, не называя слово, описывает его другим словом или одним-двумя предложениями на более высоком уровне владения языком учащимися. По правилам игры дети не могут произносить слово, они должны нарисовать то или того, что это слово обозначает, написать слово под картинкой. Например, учитель говорит на иностранном языке, что был в магазине одежды и захотел купить, тут он показывает на свою рубашку, если он не одет в вещь, которую загадал, он может помочь себе в описании руками, рисуя в воздухе загаданный предмет. Дети рисуют рубашку, раскрашивают её и пишут под рисунком слово на изучаемом языке. На одно загаданное слово отводится около одной минуты. Дети получают очки не только за рисунок нужного предмета и правильную подпись к картинке, но и за старательность, красоту рисунка. Это ещё раз стимулирует их заниматься иностранным языком. Количество баллов за каждый из описанных выше критериев рисунка определяет учитель. Например, за красоту и старательность я ставлю +10, за правильную подпись +20 баллов. Нужно набрать минимум 100 баллов за 5 рисунков, чтобы одержать победу в игре. Важно, чтобы ребёнок сделал работу над ошибками. Хорошая мотивация - сказать ребёнку, что если он выучит, как пишутся слова, в которых он ошибся, то в будущем, если ему попадутся эти слова опять, он напишет их правильно и заработает баллы. В игру "Загадочный диктант" можно играть со словами по одной теме или смешивать слова различных тематик. Хочу еще раз подчеркнуть, что выбирая то или иное упражнение, нужно ориентироваться на личностные интересы ребёнка. Некоторые дети (их обычно меньшинство) не получают никакого удовольствия от рисования, поэтому с ними можно проработать другие задания, например, предложить интересное упражнение на карточке. Возможно, что увидев, как остальные учащиеся поглощены выполнением "Загадочного диктанта", ребёнок, который ранее не любил рисовать, тоже захочет выполнить такое упражнение. Учитель может столкнуться с другой проблемой, когда будет предлагать "Загадочный диктант" в первый раз. Он может услышать от детей, что они любят рисовать, но считают, что не умеют делать это достаточно хорошо. Учитель в такой ситуации объясняет детям, что для выполнения "Загадочного диктанта" умение точно нарисовать предмет необязательно. Нужно, чтобы то, что рисует ребенок было хотя бы отдалённо похоже на предмет, который выражает загаданное учителем слово.

На этапе урока "Исследовать" учащимся можно дать задание самим найти несколько новых слов  по теме урока в словаре. Также, если мы говорим о уроке, на котором учащиеся проходят тему "Одежда", можно еще раз сменить  вид деятельности и предложить почитать текст с новыми словами. В тексте могут быть идеи, которые помогут детям аргументировать свой ответ на вопрос, поставленный перед ними в начале урока.

Нужно дать учащимся возможность выплеснуть энергию, которая накопилась в результате сидения за партой, чтобы интерес к уроку не иссяк В этом мастер-классе я хочу предложить разминку, которая не требует особых усилий со стороны учащихся и является продолжением урока иностранного языка. Начать её можно с простых действий и постепенно немного усложнять. Я предлагаю начать с поднятия и опускания рук. Учитель говорит ученикам на языке изучаемого языка, предварительно переведя слова на русский, чтобы ученики поднимали правую руку каждый раз, когда утверждение, которое говорит в этом упражнении учитель является верным. Если утверждение, которое произносит учитель на иностранном языке является неверным, дети поднимают левую руку. Важно, чтобы все фразы звучали на иностранном языке. Например, учитель может сказать, что на девочке ней надето синее платье, на мальчике, который сидит за 3 партой, надета красная рубашка (учитель называет детей по имени). После этого можно усложнить задачу  и попросить учащихся встать, если назван неправильно только цвет предмета одежды. Если неправильно названы цвет и сам предмет гардероба, дети поднимают левую руку. Такие задания можно усложнять в зависимости от степени подготовленности учеников. Позже можно вводить новые движения, такие как хлопки, прыжок на месте, попросить  дотронуться до своей ... (головы, ноги, плеча,...), если тема урока - "Части тела" и т.д.

Конечно, после физкультминутки детям нужны более спокойные виды деятельности. Можно и поиграть. Хочу предложить "Минное поле*", "Поле чудес", "Спаси принцессу/ принца*" и многие другие игры, которые позволят учащимся систематизировать полученное знание различной лексики. Во время игры желательно не только спрашивать перевод слов, но и задавать детям различные вопросы по тематике урока, особенно вопросы со словом "почему?". Такие вопросы учат  детей задумываться над различными аспектами темы и подводят их к решению проблемной ситуации урока.

Целью игры "Минное поле"  является ситуация, в которой ученик зарабатывает определённый лимит очков, определяемый учителем (это зависит от количества слов, которые будут использованы в игре). Учитель рисует на доске количество кружочков, равное количеству пройденных слов + 3 кружочка, нумерует их. Если учащиеся владеют лексикой по теме "Числительные", они будут называть числа на изучаемом иностранном языке. Учитель объясняет учащимся, что за каждым кружочком спрятано одно из пройденных слов. За тремя оставшимися находятся 2 мины и 1 спасительная противоминная карточка, которая спасёт только от одной мины. Учитель заранее записал себе, где находятся мины и противоминная карточка. Эту запись он не показывает ученикам. Суть игры в следующем: ученик называет числительное, учитель зачёркивает кружок с этим числом и просит учащегося назвать перевод русского слова, например, по недавно пройденной теме, или написать его. Если ученик переводит устно/письменно слово правильно, учитель даёт классу +100 баллов. После этого другой ученик выбирает число и переводит слово. Если он ошибается, он получает -100 баллов. Класс побеждает, набрав определённое учителем количество баллов. Учителю важно не только играть роль ведущего игры, но очень внимательно следить за настроем класса и поддержанием ситуации успеха каждого, сделать и саму игру мотивацией к последующим достижениям в сфере изучаемого детьми иностранного языка. Учитель должен подвести учащихся к формуле: выучил = преуспел.

Еще одна игра, приковывающая к себе внимание детей, называется "Поле чудес". Существуют различные способы игры. Можно использовать специальное колесо настольной версии игры, дети по очереди крутят его и отгадывают слово. В своих занятиях я часто использую похожую игру. Суть которой состоит в том, что дети должны угадать слова. В течение ограниченного количества ходов они по очереди называют буквы. Это -  хороший способ вспомнить алфавит изучаемого иностранного языка. На доске учащиеся видят количество квадратиков, равное количеству букв в слове. В этой версии игры нет многих отвлекающих от цели игры секторов "Банкрот", "Приз" и других. В варианте игры, которую я описываю, можно разделить учащихся на команды.

Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста увлекаются сказками. Поэтому, чтобы сделать проверку знаний интереснее, можно обратиться к сказочному жанру. В игре есть проблема, с которой сталкиваются герои/й, они проходят поэтапный путь к ее решению, решают проблему и живут счастливо. Мы знаем много сказок, построенных по этому плану. Например, поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", "Волшебник Изумрудного города" А.Волкова и многие другие. Детям интересно погружаться в сказочный мир героев, представлять себя на их месте. Так появилась игра "Спаси принца/принцессу". Учитель рассказывает детям, что злой волшебник похитил их любимую игрушку/принца/принцессу. Дети сами выбирают, кого они будут спасать. Для этого дети отправляются в замок, где злодей держит пленника. Для того, чтобы пройти весь путь до конца, дети должны показать свои знания. Учитель рисует на доске ступенчатую лестницу. В нескольких местах между ступеньками обрыв. Задача учащихся состоит в том, чтобы ответить на вопросы правильно. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы/выполняют задания этапов пути. Учитель заранее предупреждает их о том, что ошибаться они смогут определённое количество раз (обычно 2 раза). Когда учащиеся доходят до замка злодея, учитель может предложить им суперигру. Она заключается в том, что учащиеся выполняют дополнительные задания, чтобы победить злодея. Например, чтобы победить Кощея Бессмертного, учащиеся отвечают на пять вопросов повышенного уровня сложности. В сценарии игры правильные ответы приравниваются к следующим действиям: открыть сундук, попросить зайца из сундука отдать утку, попросить утку снести яйцо, на яйце нарисовать пёрышко, защекотать им Кощея и арестовать его. Наши учащиеся во время игры могут представлять себя в роли полицейских, спасателей и т.д. Еще один вариант игры - награждать учащихся дополнительной жизнью , если они дают пять правильных ответов подряд.

Описанные выше игры, кроме игры "Загадочный диктант", прекрасно подходят для проверки лексики и грамматики. "Загадочный диктант" используется в качестве лакмусовой бумажки при проверки того, как учащиеся усвоили пройденную лексику.

Следующая игра, о которой я хочу рассказать, интересна не только малышам, но будет полезна и старшеклассникам. Она называется "Аукцион" и помогает не только проверить знания учащихся по грамматике, но и отработать эти знания. Учитель заранее пишет на доске десять предложений. Какая-то часть из них правильная, другая часть написана с ошибками. Напротив каждого предложения устанавливается его стоимость. Сумма стоимости всех предложений составляет, например, 2000 долларов. Учитель приглашает учеников принять участие в аукционе, говорит им, что у каждого из них есть 2000 долларов. Задача каждого ученика отметить на своем листе, какие предложения он считает правильными и купить их. Учитель может заранее сказать детям, какие ошибки будут в этой игре: только грамматические или грамматические в сочетании с орфографическими и/или лексическими. После того, как учащиеся "купили" предложения, начинается проверка с обсуждением правильных и неправильных ответов. Если учащийся купил правильное предложение, он зарабатывает в два раза больше очков, чем он потратил на него во время покупки. Если учащийся купил неправильное предложение, то из его игровой прибыли изымается двойное количество очков, которые он потратил на покупку данного предложения. Если учащийся всё-таки нашёл и объяснил ошибку в этом предложении, из его игровой прибыли вычитается только количество очков, равное количеству очков, которое он потратил на покупку. Если учащийся купил предложение с ошибкой и не смог при разборе ее найти, игрок, который желает её исправить, поднявший первым руку, имеет право сделать это и получить количество очков, равное стоимости предложения. Выигрывает тот, кто наберёт очков больше, чем потратил.

Следующий вид деятельности, о котором я хочу рассказать, является достаточно популярным среди дошкольников и учащихся младших классов. Это занятие называется "Соедини картинку по точкам".

См. продолжение статьи