Урок математики "Вычитание натуральных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: натуральные числа, вычитание натуральных чисел


Ребята! Ко мне в руки сегодня попало письмо старика-Хоттабыча, в котором он предлагает совершить путешествие в страну сказок. (Учитель читает письмо)

Дорогие ребята!

Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику совершить увлекательное путешествие. Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Я посылаю за вами ковёр-самолет, который сможет подняться лишь в том случае, если вы верно, рассчитаете время вылета.
Царство сказок открывает свои двери в 16 часов 30 минут. Вам предстоит пролететь 36 км, а скорость ковра-самолёта 12 км/ч.
Не ошибитесь! Желаю Вам приятного путешествия, с нетерпением жду встречи.

Старик-Хоттабыч

Слайды 2–3. Презентация

(Учащиеся получают текст задачи, решают самостоятельно в тетради. Ответ проверить)

Посадка на ковёр-самолёт закончилась. Мы летим в царство сказок. Под нами тридевятое царство, тридесятое государство. Ковёр-самолёт опускается вниз, и мы с вами вступаем на сказочную землю.

Но, что это впереди, дорога расходится на три дорожки: синюю, красную и зелённую. Даётся старт в нашем путешествии с «Математической эстафеты». От каждой команды по два человека делают Тест по вариантам на компьютере на вычитание натуральных чисел по программе «МАТЕМАТИКА интерактивные дидактические матеириалы 5 класс по учебику Н.Я.Виленкин».

Остальные учащиеся на интерактивной доске выполняют примеры на устный счёт по командам. Один человек от команды выходит к доске, считает устно и записывает ответ на интерактивной доске.

Слайд 4

Вам предстоит дальняя дорога по стране сказок. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды. Чтобы их преодолеть, надо повторить всё о действии вычитания и свойства вычитания.

Слайды 5–9

В путь! Я вижу Бабу-Ягу и слышу её жалобный голос.

Баба-Яга: Детушки, помогите мне отыскать ключик от ступы! Я поссорилась с Кащеем-Бессмертным, и он спрятал ключ – ни одно колдовство не помогает его отыскать. А он сказал, что ключ отыщется сам, если правильно и быстро найти разность чисел. Помогите, не оставьте старуху в беде!

Слайды 10–11

Синяя дорожка

  1. 479 – (27+179) = 273
  2. (519+192)-119= 592

Красная дорожка

  1. 2781 – (781+ 1425) = 575
  2. 389-(57+189)=143

Зелёная дорожка

  1. 2387 – (387+1455) = 545
  2. (416+198)-116=498

(Учащиеся находят разность. Найдя верные ответы, появляется ключ.)

Мы продолжаем путь. Но что я вижу. Дорогу нам преградила широкая и глубокая река. Вброд реку не перейти, а дорогу на мост через реку закрывает огромный камень - валун. Ни обойти его, ни объехать, с места не сдвинуть. А камень тот сам повернётся, если  произнести заветное число. Число это можно узнать, если решить следующий пример.

Слайд 12

1.  (32475 + 4945) – (7675+ 1980)    (7765)      / 27 /

2. (65411 – 3458) – (2386 + 709)      (8858)      / 34 /

3. ( 4095 – 8206  – ( 725 + 14317)     (3847)     / 25 /

(Заветное число сумма цифр ответа.)

Мы вовремя перебрались через реку, так как я вижу карету, в которой едет Кот в сапогах. Он может нас подвезти. Карета едет мимо пшеничного поля. И кот обращается к косарям:

Кот: Эй, косари. Скажите королю, что эти поля принадлежат маркизу Карабасу.

- Скажем, если ты поможешь нам решить задачу!

Слайд 13

Задача из интерактивного пособия «Математика. Интерактивные дидактические материалы 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкин»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 15

Бросим клубочек и продолжим путь. Я вижу домик. Давайте зайдём в него. Посмотрите внимательно: в комнате сидит наш друг Старик-Хоттабыч. Он чем-то очень огорчен.

- Старик-Хоттабыч, что случилось?

Ст.-Хоттабыч: - Мыши забрались в шкаф с моими рукописями и ужасно их испортили. Я ни как не могу их восстановить, Помогите, пожалуйста, ребятки!

Слайды 16–18

Вставить вместо * пропущенные цифры.

1.  * 2 4 * 3 *                 2.    3 * 9 5 *             3.    * 0 * 0 0 0
                      –                                    +                                   –
     * 9 1 * 7                             7 * 6 2                        * 1 8 * *
  3 6 * 9 0 8                          * 1 4 * 0                        3 7 * 6 9

Ответы: 

1.  424035            2.  33958                 3.  109000
   –  59127              -   7462                     -   71831
     364908                 41420                         37169

Ст.-Хоттабыч: Ай-да, ребятки, ай-да молодцы! Благодарю Вас за помощь! А перед возвращением из сказки, предлагаю вам написать графический диктант

  • 45-(25+17)=37
  • 90-67=23
  • 764-(264+40)=460
  • 301-(20+201)=120
  • 56-36-7=13
  • (200+67)-100=33
  • 1200-1100-40=1060
  • 32+13-5=40
  • 56+8+12-26=50
  • 75-31-9+15=50

Слайды 19–20

На прощание старик-Хоттабыч дарит вам домашнее задание стр.48 №293, 294, 296.

Слайд 22

На интерактивной доске

Рефлексия

Перед вами на интерактивной доске картинки разноцветных яблок (красные, зеленые и синие).

Слайд 21

Также на интерактивной доске картинка с деревом без фруктов.

Я предлагаю “одеть дерево”, т.е. подойти каждому учащемуся к доске и повесить цветное яблоко, в зависимости от ваших “ цветных ответов”.

  • Мне было интересно, я работал хорошо (красное яблоко)
  • Мне было интересно, но своей работой я не доволен (синее яблоко)
  • Мне было не интересно (зелённое яблоко)

Итоги рефлексии

Используемые материалы

  1. CD-диск «Математика 5 класс» Интерактивные дидактические материалы по учебнику Н.Я.Виленкин Издательство Планета.