«Из деревни в Москву», или Про жизнь Ваньки Жукова на уроке истории и литературы

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: А.П.Чехов «Ванька»


В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.
В. Ключевский

Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни. В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования.1

Предмет «История» - едва ли не самая «интегрированная» школьная дисциплина, не случайно многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом контексте.2

_______________________

1 Кулаченко, М. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей / М. В. Кулаченко, Л. В. Сорокина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 07.06.2020).

2 Как подготовить интегрированные уроки: история +литература \ Н.Дорожкина, Т.Нехорошева, Е.Семыкина, О.Ковальчук – М.: Чистые пруды, 2006.

Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводят и организуют два или более учителя, либо один учитель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам.3

_______________________

3 Кулаченко, М. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей / М. В. Кулаченко, Л. В. Сорокина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 07.06.2020).

На уроках истории (9 класс) изучается тема «Россия в конце XIX – начале XX века». Изучение темы можно построить разными путями.

Презентация

Например,

  • Урок-размышление «Жизнь детей в пореформенной России»;
  • урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (материал параграфа, литературное произведение, картины);
  • урок-путешествие в определённое историческое время, 1886 год.

Комментированное чтение и обсуждение рассказа А.П.Чехова «Ванька»

Арсентьев Н. М.: Учебник по истории России. XIX — начало XX в. - 9 класс. §23. Перемены в экономике и социальном строе.

Картины русских художников века XIX-XX века,
Иллюстрации к рассказу

Вариант. Работа с текстом рассказа.

Умение понимать текст - интегральное умение. Большое произведение на уроке истории прочитать и проанализировать сложно, рассказ Чехова А.П. «Ванька» короткий. Материал интересный для изучения. При работе над этой статьей, я познакомилась с разработкой урока литературы.4 Некоторые из вопросов для работы я взяла из разработки этого автора.

_______________________

4 https://ani-al.livejournal.com/3125119.html урок составлен О.А.Ерёминой – учитель-словесник, автор работ по методике преподавания литературы в школе.

Чтение текста по абзацам. Ребята работают с карандашом.

Какие слова не понятны. (Далее идёт работа над значением этих слов. Словарь заранее составлен учителем или учащимся было дано опережающее задание. Приложение 1.

Вопросы по тексту (при ответе можно использовать текст, цитировать его):

1 абзац

1

Кто герой произведения?

Мальчик девяти лет, Ваня, отданный в город в ученики.

2

Когда и где происходит действие?

В ночь перед Рождеством в сапожной мастерской мастера Аляхина

3

Как и почему Ванька здесь оказался?

Его из деревни отдали в город в ученики. В ученики отдавали детей или из очень больших семей, родители не могли прокормить всех детей, или сирот, о которых некому было заботиться. Жизнь в ученье была очень тяжёлая

4

Что из текста известно о семье мальчика?

Только то, что его отдали в ученики

5

Кто живёт в доме сапожника Аляхина?

Семья хозяина и подмастерья

6

Имел ли Ванька собственные чернила и ручку? Какой была ручка, которую взял
мальчик? О чём говорит указание автора на то, что перо у неё было заржавлено?

Ваня тайком взял ручку и чернила, вероятно, сапожник был грамотным, но не часто использовал ручку для письма.

7.

Опишите интерьер дома сапожника

покосился на “тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками», шкаф, лавки

Далее ребята читают текст письма Вани.

1.

Что стало известно о семье мальчика из письма?

Он – сирота, есть только дед Константин Макарыч.

2.

Как он обращается к дедушке? Почему так?

 

Далее учащиеся читают большой абзац до слов «и потерли снегом».

1.

Что вспоминает мальчик из своей деревенской жизни?

2.

Кем работал Константин Макарыч?

Чтение следующего абзаца про вчерашний день Ваньки.

1.

Как живется мальчику в учениках?

2.

Каковы обязанности мальчика в доме Аляхина? Обучают ли его мастерству сапожника?

3.

О чём мальчик просит дедушку?

4.

В каком городе оказался мальчик?

5.

Как описывает мальчик этот город? Что его удивляет?

Далее учащиеся читают абзац, в котором Ванька вспоминает свою жизнь в деревне.

1. 

Что вспоминает мальчик о предрождественской суете в усадьбе?

2.

Когда и как мальчик научился читать и писать?

3.

Что вы узнали о его матери?

4.

Как господа относились к мальчику? Найдите подтверждение вашего ответа в тексте.

5.

Ванька передает в письме приветы. Зачитайте кому.

Учащиеся дочитывают рассказ.

1.

Что вы узнали о рассылке писем в России в конце XIX века?

2.

Дойдет ли письмо до дедушки? Почему вы так думаете?

3.

Как вы думаете, если бы дедушка получил это письмо, оставил бы он своего внука в таком положении, в такой беде?

4.

Почему Чехов отмечает, что конверт куплен за копейку?

5.

Как сложится судьба мальчика?

Продолжите рассказ, следуя логике событий и истории развития России:

- Через неделю…

- Прошёл год…

- А когда Ваньке исполнилось 14 лет…

- В августе 1914 года Иван Жуков…

(можно выбрать одну из предложенных дат)

Вариант. Работа с текстом учебника. Арсентьев Н. М.: Учебник по истории России. XIX — начало XX в. - 9 класс. §23. Перемены в экономике и социальном строе.

П. 4. Социальная структура пореформенного общества.

Составьте схему «Основные сословия и слои российского общества в конце XIX века»

сословия

слои

Вспомните рассказ А.П.Чехова «Ванька», какие сословия или слои населения упоминаются в нем?

П. 6. Дворянство. Чтение материала пункта и подготовка ответа на вопрос по тексту учебника

Вопрос 4. Как изменялось положение дворянства на протяжении 1870—1890-х гг.?

Что вы узнали о жизни дворян из письма Ваньки Жукова?

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ В XIX в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

 

Вопросы к материалу даны в учебнике

Вопросы к рассказу

1

Чем досуг обитателей городских окраин во второй половине XIX в. отличался от досуга «верхов»?

Как отмечают Рождество в усадьбе, а как в Москве, на примере семьи сапожника

2

Изучите материалы о быте помещиков во второй половине XIX в., привлекая дополнительную информацию.

3

Используя текст учебника, расскажите об основных изменениях, имевших место на протяжении XIX столетия в быту и нравах жителей России.

Как Ванька описывает жизнь города, что его особенно удивляет?

4

Разделившись на группы, найдите в Интернете фотографии улиц и домов разных городов вашего региона второй половины XIX в. и сделайте вместе с одноклассниками на их основе презентацию-экскурсию.

Опишите город по предложенным иллюстрациям


Иллюстрации к книге, художник В. Гальдяев, издание 1987 года, издательство «Малыш»

Диафильм Ванька. 1967 г. Автор А.П.Чехов. Студия Диафильм. Художник Р.Столяров

Рост предпринимательства привёл к бурному развитию средств связи. Основным средством связи была почта. Если в 1856 г. в России было отправлено 40 млн писем, то в 1888 г. — уже 355 млн. В середине века появляется телеграф. В 1852 г. существовала только одна телеграфная линия, соединявшая Москву и Петербург, а уже к 1870-м гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские и уездные города. В России была построена самая протяжённая в мире телеграфная линия, которая дошла до Владивостока.
Как в рассказе представлен материал о работе почты?

В Приложении 2 есть материал, который поможет учащимся представить жизнь разных сословий в конце XIX века. Материал составлен в виде тестов с иллюстрациями.

Таким образом, работа на интегрированном уроке позволяет учителю организовать деятельность по формированию коммуникативной компетентности

1 уровень

2 уровень

3 уровень

читать и получать информацию:
– получить совет о том, что необходимо читать на данную тему (например, для получения
руководств, мнений, идей, сбора фактов);
– определять основную идею в различныго рода простых материалах (например, в письмах,
записках, извлечениях из книг, газетных и журнальных статьях), в том числе и в рисунках (например, в картинках, диаграммах, графиках);
– пользоваться словарем;
– прибегать к посторонней помощи, когда у вас есть сомнения относительно прочитанного материала;
– подготавливать информацию для удобного использования (например, собирать информацию для использования ее в обсуждениях, в письменных документах – письмах, коротких эссе).

– использовать различные источники для получения необходимой информации (например,
поиск и сопоставление фактов, мнений, идей, получение указаний или инструкций);
– бегло просматривать материал для получения общей идеи текста и просматривать простой
или объемный текст для вычленения из него необходимой информации (например, отчеты,
учебники, статьи объемом более 3 страниц с очевидными ключевыми идеями);
– определять намерения автора (например, по тону, терминологии, структуре текста);
– определять логические связки (например, используя вводные слова «однако», «таким
образом», «тогда как») и основные идеи текста и изображений (например, рисунков, таблиц,
диаграмм);
– обобщать информацию (например, в виде письменного отчета либо устно).

– бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники
информации, статьи и отчеты для вычленения необходимой информации (например, для
того, чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями
найти доказательства)
– просматривать литературу с целью поиска специфической информации,
– использовать подходящую дополнительную литературу для того, чтобы понять сложные
причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения
(например, обратиться к базам данных, к другим текстам, к коллегам),
– сравнивать подходы, признавать мнения и различать предубеждения (например, определять намерение автора по тому, как преподносится информация),
– синтезировать полученную информацию (например, в отчетах и презентациях давать свою собственную интерпретацию предмета, основанную на сведении различной информации)

История и литература тесно связаны между собой. Анализ программ по этим предметам позволяет учителю истории найти много точек соприкосновения и интегрированные уроки станут чаще появляться на занятиях в школе!