Тепловые процессы, происходящие при стихийных природных явлениях в литосфере

Разделы: География, ОБЖ, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: география, литосфера, литосфера Земли, стихийные природные явления


Цель урока:

  • География - сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях и стихийных бедствиях. Рассмотреть причины, вызывающие стихийные явления и меры борьбы со стихийными явлениями.
  • Физика - отработка навыков решения задач на нахождение количества теплоты.
  • Информатика - создание и простейшее редактирование документов. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированных клавиатурных базовых средств редакторов.

Задачи урока:

Предметные:

  • рассмотреть последствия и правила поведения при стихийных природных явлениях;
  • сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа;
  • знать виды природных явлений в литосфере;
  • решать качественные и количественные задачи;
  • создание и простейшее редактирование документов;

Метапредметные: способствовать развитию у учащихся экологического сознания, умения классифицировать информацию, анализировать разные источники информации, коллективно решать учебные задачи, работать с текстовым редактором.

Личностные: способствовать формирования представления о правилах поведения во время природных стихийных явлениях, формирование ответственности за учебный труд, приобретение опыта выполнения коллективных проектов.

Тип урока: интегрированный (география, физика, информатика).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры по количеству учащихся, компьютерная презентация (MS PowerPoint), раздаточный материал, ЦОР Действия населения при землетрясении. Практика.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Используемые образовательные технологии: мультимедийные, проблемного обучения, продуктивные технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приемы обучения: беседа, объяснение, сопоставление понятий, составление схемы,

Основные понятия: природные явления, антропогенные объекты, количество теплоты, плавление, отвердевание, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, текстовый редактор.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя: Добрый день! Сегодня мы проводим интегрированный урок географии, физики, информатики. Попробуем объединить темы которые вы изучаете на географии, физике и информатике.

Как сказал великий Георг Форд "Время не любит когда его тратят впустую" - поэтому мы начинаем урок с просмотра видеоролика. До просмотра видеоролика предлагаем вам заполнить левый столбец «До» таблицы. Структура Эй ар гайд после просмотра ролика заполнить колонку «после» сравните полученные результаты, прокомментируйте результат участнику по плечу.

Видеоролик "Стихийные природные явления в литосфере"

  • о чём видеоролик?
  • что объединяет эти фрагменты? (явления в литосфере)
  • какое явление из видеоролика происходит не в литосфере?
  • какие виды явлений присутствовали в видеоролике? (тепловые, механические, магнитные, звуковые)

Попробуйте сформулировать тему нашего совместного урока?

"Тепловые процессы происходящие при стихийных природных явлениях в литосфере."

Давайте сформулируем цели на урок.

Как вы думаете, что будет продуктом нашего урока? (информационная памятка или буклет)

Все необходимые заготовки находятся на рабочих столах в папках информатика 8.

Повторение изученного ранее через структуру "ДЖОТ ТОТС" и "ТИК-ТЭК-ТОУ"

"ДЖОТ ТОТС"

 - каждому участнику дается три карточки на которых они должны написать понятия изучаемые на уроках, по очереди проговаривая понятия и дают определения.

"ТИК-ТЭК-ТОУ"

- написанные листочки выкладывают полем 3х3, составляют предложения используя любые три слова на одной линии.

После повторения заполняют схему "Стихийные природные явления" в буклете

Возьмите лист практической работы №6 по информатике и выполните практическое задание.

Посмотрите еще раз на карточки, какое из природных явлений происходит с выделением теплоты? (извержение вулкана)

Давайте вспомним, что такое вулкан?

Вулкан - это коническая гора с кратером на вершине. Через вулкан из недр земли время от времени извергается лава, горячие газы, огонь, пепел, обломки горных пород и пары воды.

Из курса географии 6 класса вспомните из чего состоит вулкан?
- кратер;
- жерло;
- очаг;
- магма;
- кратер;
- лава.

Из предложенной таблицы выберите самый крупный вулкан который находиться на территории РФ. (Ключевская Сопка)

Вставьте название вулкана в памятку.

Прочитайте информацию про этот вулкан в учебнике географии на странице 69.

1. Давайте рассчитаем, какое количество теплоты выделяется при извержении этого вулкана. Для этого нам необходимо определить, к какому типу относится лава. Взять необходимые данные из информационной справки.

2. Из полученных данных рассчитаем сколько дров нужно сжечь чтобы выделилось такое же количество теплоты. q=10.2 MДж/кг. = 46 тыс. тонн.

3. Зная массу истраченных дров, мы можем узнать, на сколько семей хватит этих дров, при средней затрате 15 кубов в год. Плотность дров 450 кг/м3 = 6814 семей.

Разминка структура "КОНЭРС"

Углы: Землетрясения, Ураган, Цунами, Сели, Вулкан, Другое.

Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, это - сели

  • Колебания земной поверхности – это землетрясение
  • Это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра более 32 м/с. - ураган
  • При этом процессе образуется кристаллическая решетка - отвердевание
  • Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. Это лавина
  • Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. Это цунами
  • Переход вещества из твердого состояния в жидкое - плавление
  • Падение больших масс горных пород – это обвал
  • На Дальнем Востоке России часто проявляются такие стихийные явления, как: цунами, землетрясение

Сейчас мы с вами поговорим о землетрясениях. Назовите последствия землетрясения. Для уменьшения последствий землетрясений существует специальная наука, как она называется? Откройте памятку и прочитайте название этой науки.

Наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях, раздел геофизики - Сейсмология. Главная цель науки сейсмология предупреждение населения о возможных землетрясениях. Сейсмологи используют специальный измерительный прибор Сейсмо́граф, который регистрирует все типы сейсмических волн.

Для нашей территории землетрясения не актуальны. Прочитайте информационную справку и выполните задания по информатике №9.

Самое актуальное природное явление для нашей территории это наводнения, ураганы и смерчи. (Создание памятки).

Домашнее задание:

  • география - прочитайте параграф 15, ответьте на вопрос "Какие меры следует принимать для борьбы со стихийными явлениями?".
  • физика - подготовить информационную справку о КПД тепловых двигателей, по параграфам 22-24.

"БИЛЕТИК НА ВЫХОД" (Ticket to leave)

- что необходимо сделать в первую очередь при получении сигнала об угрозе наводнения _____________________

- что необходимо взять с собой при эвакуации ____________________

- составьте вопрос по "Правилам поведения при урагане, буре, смерче" __________________

- запишите формулу для расчета количества теплоты ________________________

- какой знак имеет количество теплоты при отвердевании ____________________

- запишите виды начертания текста___________________

"ФО БОКС СИНЕКТИС"

Сложите лист бумаги в двое и еще раз в двое, загните угол по середине, разверните лист, выделите получившийся ромб, зарисуйте по одному не одушевленному предмету в каждый квадрат, один из предметов должен уметь двигаться, в ромб запишите слово УРОК. Поменяйтесь карточками.

Продолжите фразу

Урок похож на _____________ потому что ___________;
                    (зарисованный предмет)

И так охарактеризовать все 4 рисунка.