Урок по русскому языку. Наречие. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: наречие, УМК «Начальная школа 21 века»


1.

Предмет, класс

Русский язык, 4 класс

2.

УМК, авторы

"Школа XXI века»; учебник С.В. Иванова «Русский язык », II часть

3.

Раздел

Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык)

4.

Тема урока

Наречие. Значение наречий.

5.

Тип урока

Открытие новых знаний

6.

Цель урока

- формирование у обучающихся общего представления о наречии как части речи;
- развитие умения высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать;
- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

7.

Задачи урока

- познакомить с наречием как частью речи.
- учить находить наречия среди данных слов;
- наблюдать морфологические признаки и синтаксическое функционирование наречий;
-  развить умение употреблять наречие в речи.

8.

Планируемые результаты

Предметные:
- находить наречия среди данных слов;
- анализировать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречия;
- определять роль наречий в предложении и тексте.

Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;
- составлять план действий по решению проблемной ситуации;

Личностные:
- адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации;
- проводить самооценку;
- умение работать в паре и в группе.

9.

Межпредметные связи

Чтение (составление плана действий).

10.

Ресурсы урока

Для учителя

Для обучающихся

Компьютер, проектор, экран, ИКТ – презентация.

Учебник ч. II, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Организационный
момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок,
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Девизом урока я хочу объявить слова Бенедикта Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.»

Эмоциональный настрой на работу.

II. Актуализация знаний

Метафора из книги Стивена Хеллера «Монстры и волшебные палочки»: «Когда я был маленький, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув ее из коробки, я оказался в растерянности. Кто-то помог мне выявить СЕКРЕТ. Я научился брать один кусочек, дополнять его подходящим, пока не получилась вся картинка.
- Словарная работа (карточки)

- Складывают мозаику-картинку «Морфология»

Записывают в парах словарные слова

Чистописание
- Запишите предложение «Человеческий ум всегда воспитывается учением и мышлением» (сл.1)
Какое задание можно дать к этому предложению?
Записывают предложение и выполняют задание
- Какая часть речи вам в предложении не знакома? (сл.2) Разбирают предложение по членам и над каждым словом пишут, какой частью речи оно является
(один у доски)
Выявление затруднения

III. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Кто знает, как называется эта часть речи? (найдите на доске подсказку) (сл.4-5)

У наречия много СЕКРЕТОВ, с которыми нам предстоит познакомиться позже, но кое-какие из них мы разгадаем сегодня на уроке.  

Читают криптограмму «наречие»
Интересную информацию о наречии вам подготовила
Загороднева Наташа. (карточка)

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

- Откройте учебник на странице 56, урок 88,
- Назовите слова, которые отвечают на вопросы где, куда, когда, как? (по цепочке, устно)
С. 57. Правило.
Вопросы наречия - это 1 СЕКРЕТ (слайд 6-7)

- Выбирают слова, отвечающие на вопросы
- соотносят наречие с вопросами, на которые они отвечают.
- Оценивают выполнение работы.
Начинают составлять проект-план по изучению наречия.

V. Физкультминутка

Физминутка поможет внимательным ученикам выполнить следующее упражнение
Руку влево. Руку вправо.
Руки вверх. Руки вниз.
Вправо, влево повернись,
А потом вперёд нагнись,
Вниз присядь, вверх потянись.
А потом за стол садись.

Выполняют движения

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

С.57, №1.распределить 5 человек по вопросам (слайд 8)
С.57,№2.
При затруднении постановки вопроса, подсказать, что его нужно задавать от глагола)

- отрабатывают умение ставить вопросы.

Выполняют упражнение по цепочке.

- С какой частью речи связано наречие?
- Что обозначает? Это второй СЕКРЕТ
Формулируют определение (часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? когда? как? и обозначает признак действия, место действия, направление действия – это наречие.
Каким членом может являться в предложении?
(сл.9)
Делают вывод о том, что наречие обозначает признак действия (как?), место действия (где? куда?), время действия (когда?), образа действия (каким образом)

VII. Включение в систему знаний

- Понаблюдайте за наречием. Какой вывод можно сделать?
- Это еще один, третий СЕКРЕТ наречия.
- Подберите антонимы к данным наречиям и поставьте к ним вопрос
(слайд 10-12)

Доказывают, что наречие неизменяемая часть речи, т.е. она не меняется по падежам, лицам и числам, родам и временам (Неизменяемая часть речи)

- Работа по учебнику, упр.4 (филологическая задача о наречии)
- Составьте и запишите одно предложение с любым из этих наречий. (слайд 13)
Читают, называют наречия. Делают вывод о том, что наречия дают дополнительную информацию, уточняя где, когда, как происходит действие.
(Роль наречия)
Записывают наречия, ставят вопрос.
Разгадывают загадку
- развивают логическое мышление
- пополняют словарный запас.
2-3 человека зачитывают свои предложения.

VIII. Итог урока

Работа по карточкам
Замените фразеологизмы подходящими по смыслу синонимом и разберите наречие по составу
Капля в море.
Хоть глаз коли.
На всех парусах.
В двух шагах.
Не на шутку.
Не за горами.
Яблоку негде упасть.

- Какую часть речи мы сегодня исследовали?
- На все пункты плана нашли ответы?
- Стихотворение о наречии (слайд 14)
- Поставьте в рабочей тетради себе оценку за урок

Заменяют фразеологизмы синонимами.

Взаимопроверка деятельности.

- Исследовали неизменяемую часть речи - наречие.
- Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда?

Организуют самооценку учебной деятельности.
Вспоминают поставленную задачу. Делают выводы.

IX. Информация о домашнем задании

- Стр.58, упр. 3 ( пояснить, что посередине (в центре) - это предлог )
Рубрику «Из истории языка» прочитать.

Читают задание к упражнению и задают вопросы, если есть затруднения в выполнении