Опыт дистанционного обучения

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Классное руководство

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: дистанционное обучение


Вот и завершен очень необычный 2019-2020 учебный год, который всем запомнится надолго. Дистанционное обучение, продлившееся всю последнюю четверть, стало открытием нового опыта для всех: учителей, родителей, учеников, администрации школ и государства. Вначале легкая дрожь и паника, зависание всех систем и срочный переход на новые мощности, методы, ресурсы. Затем увлеченные экспериментальным опытом ученики и учителя, и вот итоги – оценки у большинства выше, желание поскорее встретиться со всеми в реальном времени все больше. В данной статье я опишу свой опыт дистанционной работы учителя информатики и ИКТ 5-11 классов с использованием систем Якласс, интерактивной рабочей тетради skysmart, раздела Онлайн-школа Инфоурок, работу с классами в Фоксфорд.

В онлайн-школе «Фоксфорд» оказалось очень удобно организовать годовые проверочные работы, где с 16 апреля был открыт бесплатный доступ к онлайн-тестам для проверки уровня знаний. В «Фоксфорде» очень удобно добавлять учеников в кабинет учителя. Достаточно создать класс и скопировать ссылку-приглашение ученикам, пройдя по которой дети регистрируются или авторизуются на сайте и попадают в Ваш класс. К сожалению, учитель не может сам добавлять и менять задания, используя только готовые тесты. Но к каждому вопросу ученик может после прохождения теста посмотреть не только верный ответ, но и верные решения, что в том числе сокращает время онлайн-консультации при работе над ошибками. При просмотре результатов учитель может предоставить дополнительную попытку для прохождения домашнего задания. Количество тестов не велико, и пока они только на закрепление итоговых знаний. Также есть несколько вариантов отличных работ для подготовки к ЕГЭ.

Работать с интерактивной рабочей тетрадью skysmart у меня получилось только с мая, так как до этого в ней не был представлен предмет информатика и ИКТ. На данный момент темы по классам предложены только в соответствии с планированием на май. Нет возможности редактировать тесты, но они очень грамотны методически и содержательно. Учитель может указать ограничение по времени прохождения и сдачи работы. Не нужно добавлять учеников, достаточно скопировать ссылку и отправить её ученикам любым удобным способом: чат во Вконтакте, Whatsapp, Viber, электронная почта. Результат доступен в краткой форме: баллы и оценка, а также можно посмотреть подробно ошибки каждого ученика.

Перейдем к двум наиболее функциональным, по моему мнению, ресурсам Якласс и Онлайн-школа «Инфоурок».

Оба ресурса призваны к автоматизации проверки домашнего задания и претендуют на звание ресурсов с обучающими материалами. К сожалению, профильные темы там весьма слабо представлены, учителю требуется самостоятельно подгрузить разработанные видео, текстовые и тестовые материалы, чтоб эффективно построить обучение.

До начала использования надо зарегистрировать себя и класс – детей. Кажется, неудобно, но на деле все просто, к тому же, если хоть кто-то из учителей школы добавит ребенка в Якласс или инфоурок, то его коллеги смогут этим воспользоваться, подгружая себе ученика. Чтобы добавить ребенка в Яклассе надо задать ему логин и пароль. Я использовала логины и пароли для виртуальной школы, чтобы дети меньше путались. А вот в инфоуроке даже проще – скопировала туда экспортированный список excel из виртуальной школы и система сама задала коды, которые затем надо разослать ученикам для подтверждения их статуса в системе. В крайнем случае всегда можно вручную везде набрать данные учеников. И, конечно, помним, что мы не одни, на сайтах есть обучающие инструкции, видео и техподдержка.

У учителя неизбежно встанет вопрос – как разослать детям их логины и пароли. Здесь на помощь приходит наша Виртуальная школа (а кто-то может через viber или др). На первом уроке, когда будете давать дз в системе ВШ, просто задайте своим ученикам индивидуальные дз с просьбой зарегистрироваться в системе с логином, паролем или кодом ученика. Если же Вы высылаете в общую беседу класса или ответственному ребенку/ родителю с просьбой передать остальным списки паролей и логинов нужно обязательно написать о необходимости смены при первом входе в систему своего пароля и тогда конфиденциальность данных будет соблюдена.

Вот так выглядит дз в кабинете у ученика на сайте Якласс.

Вот так выглядит настройка теста на сайте Якласс в кабинете учителя, прочтите параметры на картинке – золото!

Следующие плюсы я отметила в Якласс. Перед выполнением тестов ребенок имеет доступ к теории, практическим упражнениям с решениями и даже к пробному тесту, в котором при наличии ошибок можно не только ответ верный увидеть, но и процесс решения. Кроме того, учитель может дать ребенку несколько попыток на прохождение теста и засчитать итоговой либо последний результат, либо лучший. Можно настроить тест так, чтоб при каждом прохождении было доступно правильное решение после выполнения теста, а можно настроить, чтоб решения были доступны только после окончания попыток. В системе Инфоурок у ученика одна попытка, но практика показала, что интерфейс среды многим не удобен, ребята забывают отправить или сохранить, в итоге умудряясь пройти тест по 5 раз и отправить все результаты. Ученик не видит своих ошибок, учителю они доступны. Можно разместить на инфоуроке самостоятельно образцы решений, прокомментировать верные ответы ко всем вопросам теста или выбрать в качестве прикрепляемого материала существующие на сайте разработки коллег.

Неизбежной стороной дистанционных заданий является проблема списывания. Я решила ее для себя просто и эффективно. Уроки в skype и zoom я начинаю с опросов по номерам в домашнем задании. Удобнее отображаются результаты в системе Якласс – сводная таблица, выбираю ученика, номер задания по которому есть вопросы и демонстрирую экран, спрашиваю, как получен ответ. При демонстрации экрана удобнее использовать zoom, меньше зависаний и есть возможность передать управление любому участнику конференции, чтобы ученик мог пояснить свой ответ интерактивно. Проверено, что очень скоро у ребят отпадает желание просто списать ответ, не вникая в суть решения, ведь нечестный плюс за задание тут же оборачивается в минус балл к оценке.

Домашние задания в режиме ДО конструирую по следующим правилам.

1. Не отказываюсь от практикумов, но предлагаю варианты для программного обеспечения компьютера, смартфона, альтернативное с использованием ручного варианта выполнения. Пример домашнего задания в 5 классе по теме: «Создание движущихся изображений», работы детей порадовали большой оригинальностью:

    2. Задания на закрепление сопровождаю видео ресурсами, приложением фрагментов теории, примерами решения всех типов задач. Только после этого рекомендую приступить к выполнению работы, созданной в системе Якласс или аналогичном ресурсе. Пример домашнего задания в 10 классе на повторение темы «Логические основы компьютера»:

      3. Обеспечиваю альтернативность в обеспечении обратной связи. Примеры памяток для детей, составленных мной:

      Полезным считаю создание отдельного почтового ящика, на который с указанием в теме письма ФИО и класса ребята могут присылать выполненные задания, если система «Виртуальная школа» дала временный сбой или размер файла слишком для нее велик. А создание папки «проверенные дз» на почте и перемещение соответствующих писем в нее позволяет поддерживать порядок и сохранять работы необходимое время.

      Конечно, на выручку часто приходят мессенджеры и социальные сети, особенно при наличии официальных групп учеников и родителей класса.

      Таким образом, дистанционное обучение не закрыло нас друг от друга, но возникшие вначале трудности и необходимость их совместного преодоления помогли стать только ближе детям, родителям, учителям. Думаю, что вместе мы справимся с любыми сложностями, относясь к ним с пониманием и терпением, используя все инструменты для развития наших учеников.