Урок информатики для 5-го класса "Обработка информации"

Разделы: Информатика

Класс: 5

Ключевые слова: обработка информации, информационные процессы, технические устройства


Цели урока:

  • дать учащимся представление о процессе обработки информации,
  • познакомить с двумя типами обработки информации.

Задачи урока.

Образовательные:

  • закрепление представления учащихся о видах информации и информационных процессах;
  • расширение представления о компьютере как инструменте обработки текстовой информации.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания, познавательного интереса, исследовательских умений;
  • формирование информационной культуры.

Воспитательные: воспитание стремления к организации самостоятельной работы, умения работать в группе, культуры общения.

Здоровьесберегающие: соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: 5-й класс.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер учителя, компьютеры учащихся; программа MS PowerPoint.

Формы работы на уроке: активные методы обучения, проблемное изложение.

Урок сопровождается презентацией.

Литература:

Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. 3-е. издание. М.: Бином. 2013.

Уроки информатики в 5–7-х классах: методическое пособие Л.Л. Босова. М.: Бином. 2013.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

- Добрый день, ребята, садитесь. Меня зовут Наталья Николаевна.

Поговорим о разном и о прочем,
О том, что хорошо и хорошо не очень,
Чего-то знаю я, а что-то Вам известно?
Давайте постараемся, чтоб на уроке было интересно.

II. Мотивационное начало урока

- Тема урока «Обработка информации».

Слайд 2

- Чтобы было интересно, совершим путешествие по стране «Информация».

1 станция «Эрудит»

- На этой станции ответим на вопросы.

Слайд 3. Что такое информация?

Слайд 4. С помощью чего человек получает информацию?

Слайд 5. Что использует человек для получения более точной информации?

Слайд 6. Назовите известные Вам носители информации.

Слайд 7. Что нужно для того, чтобы состоялась передача информации?

- Молодцы, отправляемся дальше.

III. Объяснение нового материала

Слайд 8

2 станция «Знания»

Сюда мы прибыли, чтобы узнать как? Где? С помощью чего? Обрабатывается информация.

Слайд 9

- Мозг человека постоянно занят обработкой информации, даже во сне.

Примеры:

Утро. Звонит будильник – ваша реакция? (Вы понимаете, что пора вставать)

Перед выходом на улицу выглядываем в окно, видим, что идет дождь – что вы делаете? (Думаем, что надо взять зонт.)

Пробуем суп – понимаем, что недостаточно соли.

Смотрим мультфильм – и сопереживаем героям.

Новорожденный ребенок тоже обрабатывает информацию. Он чувствует дискомфорт, поэтому плачет.

Ребята приведите свои примеры обработки информации человеком.

Слайд 10

- Информацию обрабатывают и животные (приведите примеры).

Слайд 11

- Информацию обрабатывают и растения, например, при повышении температуры воздуха кустарник вишни зацветает. Это может произойти во время затяжной оттепели зимой. Потом, когда наступает холод, куст вишни гибнет. Именно от этого произошло выражение «Зимняя вишня». Некоторые цветы в темноте закрывают соцветия.

Слайд 12

- Информацию обрабатывают и технические устройства, например, телевизор получает сигналы с помощью антенны, а мы видим изображение и слышим звук. Приведите свои примеры обработки информации техническими устройствами.

Давайте сделаем вывод: Кто, как обрабатывает информацию (отвечают ученики).

Слайд 13

- Молодцы ребята! Мы хорошо с вами поработали. Отправляемся дальше.

3-я станция «Редактор»

- Подготовка документов – одна из самых распространенных сфер применения ПК. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания и обработки текстовых документов.

- Ребята, сегодня мы получили письмо. (Открываем конверт и читаем письмо)

«Здравствуйте ребята! Мальвина дала мне задание написать стихи для стенгазеты, я торопился и сделал ошибки. Пожалуйста, помогите мне исправить все ошибки. Буратино.»

Слайд 14 (Каждый ученик должен выполнить задание и объяснить, что он изменил в документе и какие функции текстового редактора применил.)

Слайд 15

4-я станция «Спортивная»

- На этой станции движения закодированы специальным кодом. Каждая картинка обозначает определенное движение. Ваша задача – как можно быстрее выполнить это движение.

Слайд 16 (Ребята встают из-за парт и выполняют движения.)

- Молодцы, даже поаплодировали себе! Садитесь.

- Что мы делали во время физкультминутки? (Обрабатывали информацию: получали информацию в виде картинок, обрабатывали ее и выполняли соответствующие движения.)

Слайд 17

5-я станция «Дизайнер»

На этой станции попробуем создать открытку.

Слайд 18

- Вам необходимо оставить один фрагмент текста, удалить лишние рисунки, оставшиеся расположить так, чтобы получилась открытка.

IV. Итог урока

Слайд 19

- Станция «Контролер», на которой подведем итог нашего путешествия.

Слайд 20

- Для перехода к вводу нового абзаца, необходимо нажать клавишу …

- Ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей …

- Какой шрифт имеет наклон?

- Кто в окружающем нас мире, может обрабатывать информацию?

Слайд 21

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: прочитать §3.14, выполнить задания №44, №47.

Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежит 3 карточки, поднимите:

красную – если урок понравился,

синюю – урок не понравился,

желтую – если затрудняетесь ответить.

Слайд 22

- Мне очень понравилось с вами работать. Все молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.