Интегрированное занятие по развитию речи «Ежик»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Программное содержание.

  • Продолжать знакомить детей с жизнью ежа, узнавать его на картинке, называть характерные признаки.
  • Продолжать учить детей высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ.
  • Продолжать учить детей задавать вопросы, отвечать на вопросы полным предложением.
  • Активизировать словарь детей (ежиха, ежата, длинный, короткий)
  • Продолжить развивать моторику рук.
  • Продолжить воспитывать интерес к диким животным.

Наглядный материал. Картина “Ежи на поляне”, картинки с изображением лакомств для ежа, шаблоны ежа на бумаге, цветные карандаши, доска.

Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.

Ход занятия

Дети встают на ковре, здороваются с гостями и садятся полукругом на стульчики.

Воспитатель загадывает загадку:

“Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала”.

– О ком эта загадка? (О еже.)

– Где живет еж? (В лесу под елкой.)

– Это дикое или домашнее животное? (Дикое.)

– Посмотрите на картинки. Чем отличается еж от других животных? (Он колючий.)

“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.

– Ребята, скажите, а зачем ежу иголки.

– От каких врагов защищают ежа иголки?

(Иголки им нужны, чтобы, защитится от врагов. Если у них не будет иголок, их съедят волки и лисы.)

Пальчиковая игра

Хитрый ёжик, хитрый ёжик
На клубочек он похож,
На спине иголки (вращают кулачки)
Очень, очень колки (выбрасывают пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал.
А колючки тоже
На ежа похожи (руки вытянуты, работают пальцами)
На ежа мы поглядим,
Молока ему дадим, (тарелочки ладошки)
Но не тронем колки
На спине иголки (грозят пальчиком).

Воспитатель - При встрече с опасным зверьком ежик сворачивается клубком. Он становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Зверь покрутит, повертит ежа; исколет и поранит себе лапы и уходит.

– Попробуем и мы, как еж, свернуться клубком.

– Получается? (Нет, ноги мешают – очень длинные.)

– Какие же лапки у ежа? (Коротенькие, их легко спрятать под брюхо.)

Рассматривание картины “Ежи”

– Посмотрите на картину. Кто изображен на картине? (На картине изображена ежиха с ежатами.)

- Как их можно назвать? (Их можно назвать ежиная семья)

– Куда пришли ежи? (Ежи пришли на лесную полянку.)

– Какая мама? (Мама ежиха большая.)

– Какие детеныши? (Ежата маленькие.)

– Чем покрыта спинка ежа? (Спинка ежа покрыта иголками.)

– Зачем пришли ежи на лесную полянку? (Они пришли поохотиться.)

– Если ежиха учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? Какая она? (Ежиха умная, заботливая, внимательная).

– Чем питаются ежи? (Ежи питаются мышами, улитками, червями, ягодами, грибами и т.д.)

- А вот посмотрите, ежата никак не могут поделить червячка. Как можно сказать о таких ежатах? Какие они? (Ежата голодные, жадные, прожорливые).

- А что делает вот этот ёжик? (Ёжик свернулся в клубок).

- Как вы думаете, почему и зачем он это сделал? (Ёжик испугался жука, спрятался от него).

- Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (Ёжик трусливый, боязливый, пугливый, слабый).

Составление рассказа по картине

– А теперь давайте вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

– На лесную полянку вышли … (ежи).

– Это мама … (ежиха), она … (большая).

– А это … (ежата), они … (маленькие).

– На спине у ежей … (колючки – иголки).

– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).

– Они нашли … (улитку и жука).

Пальчиковая игра

Ежик маленький замерз (сложить пальчики в кулачок)
И в клубок свернулся
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы)
Ежик развернулся!

Продуктивная деятельность

– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает? (У них нет колючек.)

– Давайте поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка. (Дети дорисовывают иголки ежу карандашами.)

Дидактическое упражнение “Закончи предложение”

– Заяц пушистый, а еж … (колючий).

– Еж спит днем, а охотится … (ночью).

– Медведь большой, а еж … (маленький).

– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).

– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).

Итог занятия

Ребята, о каком животном мы сегодня с вами говорили? (о еже)

А ёж это дикое или домашнее животное? (дикое)

А почему? (потому что ёж живет в лесу)

Воспитатель благодарит детей за то, что они хорошо работали на занятии