Публичное выступление как форма делового общения

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8


О публикации

Занятие знакомит с основами самопрезентации в публичном выступлении, расширяет знания об использовании вербальных и невербальных средств общения.

В результате тренингового занятия составляется памятка для того, чтобы помочь себе справиться с волнением во время публичного выступления. Предлагается информация о жестах, которые помогут оратору контролировать себя во время общения со слушателями.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего (тема встречи, основные правила поведения в группе) – 1 мин.

Принципы работы группы:

  • Активность – один из основных принципов работы тренинговой группы;
  • Здесь и теперь;
  • Говорить только от своего имени;
  • Проработка обратной связи. 

1. Упражнение «Ассоциации»

Оборудование: проектор, компьютер, стулья по числу участников.

Через упражнение «Ассоциации» выскажите, пожалуйста, свое понимание словосочетания «публичное выступление».

Психолог называет словосочетание «публичное выступление», а участники по кругу – ассоциацию к нему.

Обсуждение: Что дало нам это упражнение? (вывод – первоначальное понимание своей деятельности).

Погружение в тему

Переходим к целям и задачам занятия.

Определение цели, задач встречи.

Цель: теоретическое и практическое знакомство с элементами делового общения в публичном выступлении.

Задачи:

  1. Познакомить с основами самопрезентации в публичном выступлении.
  2. Расширить знания об использовании вербальных и невербальных средств общения.

Встречаются новые понятия, с которыми познакомимся в результате сегодняшнего общения

2. Упражнение – анкета «Встаньте, те…» – 5

Оборудование: проектор; компьютер; стулья, по числу участников.

Перейдем к следующему упражнению. Я буду говорить утверждения, а вы, если они вам подходят, будете приподниматься с места.

Группа сидит на стульях в кругу. «Встают с места те, кто …». Все, для кого характерно следующее утверждение, будут приподниматься со своего места.

Вопросы для упражнения

  • Мне нравится выступать перед большим количеством людей.
  • Перед выступлением у меня сильно бьется сердце или потеют руки, или учащается дыхание.
  • Если в аудитории есть знакомые лица, то у меня быстро проходит волнение.
  • Я думаю, что выгляжу уверенно, когда выступаю с сообщением по проекту.
  • Я заранее начинаю волноваться, как только узнаю о предстоящем публичном выступлении.
  • Больше всего я боюсь вопросов, которые могут задать по окончании моего выступления.
  • Я легко настраиваюсь на публичное выступление.
  • Мне трудно выступать публично.

Обсуждение

– Какие чувства Вы испытали?

Вывод: Большинство из вас чувствуют неуверенность перед публичном выступлением. Редко или часто публичные выступления вас будут сопровождать по жизни. Чтобы помочь себе справиться с волнением во время публичного выступления, надо составить для себя памятку, чем мы сегодня и займемся.

Вы, наверное, догадались, что каждое упражнение нам будет своеобразной подсказкой в подготовке к публичному выступлению.

3. Упражнение «Я – индивидуальность»

Оборудование: мяч; понятия «Проявляйте уверенность. Будьте естественны и непосредственны. Соз­давайте дружескую атмосферу»; магнитная доска; магниты; проектор; компьютер; стулья по числу участников.

Попробуйте презентовать себя.

Каждый по кругу называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое его характеризует во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ

Условие: называйте качества положительные, отражающие ваши сильные стороны или нейтральные. Не рекомендуется упоминать в качестве признаков отрицательные качества, какие-либо слабые стороны и т. п.

Обсуждение

– Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются с первой буквы вашего имени?

– Какие чувства испытывали при выполнении этого упражнения?

– Что помогло вам в самопрезентации?

Не преувеличивайте свою значимость в их глазах. От вас ждут хорошего, интересного и полезного, а не феерического выступления. Следовательно, и зажимать себя не надо.

На доске

(Памятка для подготовки к публичному выступлению)

  • Проявляйте уверенность/уверенность
  • Будьте естественны и непосредственны/естественность
  • Создавайте дружескую атмосферу/дружелюбие 

Известно, что у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому важно использовать первый и единственный шанс. Существуют закономерности восприятия, которые должен учитывать любой человек, желающий быть в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами: сказав «Здравствуйте», вы произнесли 70% своей речи! А после приветствия вы будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности. В психологии существует понятие «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное – оно начинает работать на вас, все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании публики. Первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. Известно, что первое впечатление всегда одно. Оно похоже на отпечаток пятерни на влажном цементе или след ботинка на свежем асфальте – оно застывает и закрепляется на века.

Когда стартует отсчет этих семи секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить.

4. Упражнение «Ранжирование»

Оборудование: понятия «Уважайте своих слушателей. Настраивайтесь на позитивные эмоции.

Говорите для тех, кому важна и ценна ваша информация»; магнитная доска; магниты; проектор; компьютер; свободное пространство.

Давайте посмотрим, какими рекомендациями пополнится наша памятка с помощью следующего упражнения.

Вот и новое испытание: игра по правилам.

Инструкция:

  • Молча расположитесь в шеренге так, чтобы около меня стоял участник с самыми светлыми глазами, а в конце – с самыми темными (несколько человек «корректируют» выстроенную шеренгу)
  • А теперь выстроитесь по теплоте рук: в начале шеренги встанут участники с самыми холодными ладонями, а на противоположном конце шеренги – с самыми теплыми ладонями (несколько человек «корректируют» выстроенную шеренгу)

Обсуждение.

– Как это упражнение поможет вам во время выступления?

Вывод: Слушатели по-разному чувствуют, слышат, воспринимают информацию, как бы точно вы не доносили.

Все мы разные, не надо ожидать однозначного принятия всеми слушателями вашего выступления, вы настройтесь на принятие чужого мнения

На доске

  • Настраивайтесь на позитивные эмоции/позитивные эмоции
  • Уважайте своих слушателей/уважение
  • Говорите для тех, кому важна и ценна ваша информация

5. Мини-лекция «Навыки эффективного выступления»

Оборудование: понятия «Используйте богатство средств невербального общения»; магнитная доска; магниты; проектор; компьютер; стулья по числу участников; картинки выступающих.

Предлагаются фотографии выступающих людей. Участникам задаются вопросы для общего рассуждения:

  • Можете ли вы определить, что говорят эти люди?
  • Какие чувства они испытывают? (положительные, негативные эмоции)
  • Кого из выступающих лекторов вам захотелось бы выслушать?

Выслушиваются мнения обучающихся.

Новые понятия

Словарь

  • Вербальные средства общения – текст, который произносится выступающим
  • Невербальные средства общения – жесты, мимика, поза
  • Информирование по теме «Средства общения»

В выступлении оратор пользуется разными способами общения: вербальными, невербальными.

– Как вы думаете, какие средства общения важнее для слушателей?

В выступлении для слушателей важны вербальные средства (речь) – 7%, но больше верят невербальным средствам общения – 55 %

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Невербальных средств общения множество. Мы рассмотрим с вами жесты.

Жесты, которые помогут оратору контролировать себя во время выступления

  1. Жесты уверенности, расположения, открытости – купол, прикладывание руки к груди
  2. Жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, постукивание по столу пальцами, почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).
  3. Жесты самоконтроля, доминирования – закладывание рук за спину с захватом запястья; выставление больших, указательных пальцев напоказ; резкие взмахи сверху вниз.
  4. Жесты неискренности, отрицания, закрытости – сложенные руки на груди, прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками.

– Какой способ выступления перед аудиторией вы предпочли бы для себя? Почему?

Обсуждение

Как информация о жестах поможет вам в выступлении?

Если вы захотите расширить знания о жестах, в том числе и слушателей, обратитесь к литературе: Алан Пиз «Язык жестов».

На доске

Используйте богатство средств невербального общения

6. Упражнение «Дискуссионные качели – шаги к успешному выступлению»

Оборудование: понятия «обратись за помощью»; магнитная доска; магниты; проектор; компьютер; два стола для групповой работы; списки определений – два комплекта; музыка; двусторонний скотч; доска; заголовки для определений «Помогает успешному выступлению. Мешает успешному выступлению»; свободное пространство.

Разделитесь на две команды.

Условие:

  1. Первая команда выбирает из предложенных определений те, которые помогают успешному выступлению.
  2. Вторая команда выбирает из предложенных определений те, которые мешают успешному выступлению.

Отобранные карточки с определениями прикрепите на доске под соответствующим направлением. В помощь себе команда пригласит по одному гостю.

Ответы вывешиваются на доске, зачитываются и обсуждаются.

Упражнение «Дискуссионные качели – шаги к успешному выступлению» упражнение начинается

Обсуждение.

– Согласны ли с определениями, которые помогают успешному выступлению? Исправьте, если нужно.

– Согласны ли с определениями, которые мешают успешному выступлению? Исправьте, если нужно.

– Что поможет подготовиться к выступлению?

Вот еще один шаг к успешному выступлению: обратись за помощью.

На доске

обратитесь за помощью

Сегодня мы начали создавать с вами памятку из утверждений, помогающих успешному выступлению.

– А где еще все это может пригодиться? Как и где все это можно использовать?

– Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому человеку. Людей не способных к публичным выступлениям, практически нет.

7. Упражнение «Аплодисменты в кругу»

Оборудование: понятие «Создай хорошее настроение»; магнитная доска; магниты; проектор; компьютер; музыка; свободное пространство.

– Представьте, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, душой, и это приятное волнение. У нас прекрасная группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты.

Встаньте в круг. Первый желающий подойдет к любому участнику, посмотрит ему в глаза и подарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Второй – выбирает третьего участника и оба аплодируют ему и т.д. Тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего…Последний поворачивается к гостям и все вместе аплодируют присутствующим.

Обсуждение.

– Что вы сейчас испытали? (те же вопросы гостям)

На доске

Создай хорошее настроение

8. Экспресс-диагностика «Актуальный вопрос»

Оборудование: магнитная доска; магниты; проектор; компьютер; музыка; свободное пространство; рамка, картинки для ответов участников.

А теперь ответьте на вопрос: «Получили ли вы полезную информацию, которой смогли бы воспользоваться?»

На память о нашей встрече мне хочется оставить символический портрет.

Ответом «да» будет служить выбор картинки с восклицательным знаком, ответом «скорее да» – картинки с восклицательным и вопросительным знаком, ответом «скорее нет» – картинки с вопросительным и восклицательным знаком, ответом «нет» – выбор картинки с вопросительным знаком. Прикрепите выбранные вами картинки в рамку. Портрет готов.

Условие:

Картинка Ответ
Восклицательный знак да
Восклицательный и вопросительный знак скорее да
Вопросительный и восклицательный знак скорее нет
Вопросительный знак нет

Мы вместе положили начало составлению памятки для успешного публичного выступления. Это далеко не все что мы рассмотрели. А при желании вы расширите знания с помощью дополнительной литературы.

Спасибо всем!