Урок внеклассного чтения по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 6, 7

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., рассказ Е.И.Носова «Живое пламя»


Предмет: литература.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»; показать на примере произведения значение памяти в жизни человека, величие подвига солдата, значение Великой Отечественной войны в жизни народа.

Задачи:

  • Образовательные: развивать речь учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление;
  • Развивающие: формировать навыки функциональной работы с текстом художественного произведения, определять основную тему и идею произведения;
  • Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, укрепление духовной связи между поколениями, сохранение чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны, воспитание любви к родному языку и литературе.

Оборудование: компьютер, проектор, распечатанные тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя», маршрутные листы.

Оформление доски:

Евгений Иванович Носов
(1925–2002)
Живое пламя
Помнить, чтобы жить

Эпиграф

Маки, маки, красные маки,
Горькая память земли,
Неужели вам снятся атаки,
Неужели вам снятся атаки,
Тех, кто с этих холмов не пришли.
Юрий Антонов

Ход урока

I. Мотивирование на учебную деятельность

Положительный психологический настрой на урок. Слово учителя.

- Сегодня на уроке нам предстоит обратиться к довольно непростой теме военного времени, но пусть наше общение оставит теплый отпечаток в сердце и светлые моменты в вашей памяти.

II. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом

- Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете слова автора?

- Какую мысль хотел донести автор до читателя?

III. Целеполагание

- Подумайте, что называют исторической памятью?

- Какое событие должно сохраниться в памяти народа? Почему?

IV. Работа по теме урока

- Что бы вам хотелось узнать об авторе этого произведения?

(возможные варианты ответов: когда и где родился, участвовал ли в военных действиях, почему так назвал произведение, что хотел передать в рассказе).

Сообщение учащегося об авторе.

Родился Евгений Иванович Носов 15 января под Курском в селе Толмачево. Шестнадцатилетним юношей пережил нацистскую оккупацию. После окончания восьмого класса и участия в Курском сражении (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Евгений Иванович Носов – автор более пятидесяти книг, вышедших в разное время в Москве, Ленинграде, Курске, Воронеже, Туле, Красноярске, Архангельске, Барнауле, Челябинске общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров. О войне Е.И.Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, закончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

- Предположите, о чем пойдет речь в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»?

- Обратимся к произведению и проверим совпадают ли предположения, выдвинутые вами, с событиями, отраженными в произведении.

Чтение произведения Е.И.Носова «Живое пламя» и заполнение маршрутного листа (распечатки с рассказом и маршрутным листом находятся на партах)

Работа с маршрутным листом.

Задание 1. Разделите произведение на основные части, озаглавьте каждую из них.

- Сколько частей у вас получилось?

Беседа по тексту.

- От чьего лица ведется повествование? Что известно о рассказчике?

- Почему Ольга Петровна не любит сажать маки?

- Какие аргументы использует герой чтобы разубедить Ольгу Петровну?

- Почему маки все-таки появляются на клумбе?

- Когда тётя Оля меняет своё отношение к макам? Почему?

Сообщение учащегося

Ярко-красные маки – символ памяти о людях, погибших в военных действиях.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания Первой мировой войны.

Христианская культура заимствовала алый мак, как символ самопожертвования, «смертельного сна», олицетворявшего жертву Христа. Существуют христианские сказания, повествующие нам о том, что там, где упали капли крови распятого Христа, выросли прекрасные маки как символ крови невинно убитого человека. Ещё одна интерпретация маков кроется в мифологии и заключается в том, что яркий алый цвет означает обещание воскресения после смерти.

Проверка понимания текста.

- Можно ли назвать Алексея героем? Почему?

- В чем заключается его подвиг Алексея?

Работа со словарем.

- Ребята, скажите, как вы понимаете выражение «спикировав на спину»? А слово на «ястребке»?

Дело в том, что в военные годы некоторые слова и выражения принимали иной смысл, совсем не тот к которому мы с вами привыкли. Давайте обратимся к вашим предположениям и сравним со словарем.

Работа производится со словосочетанием «спикировав на спину» и словом «ястребке».

ПИКИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; совер. и несовер. Маневрируя (на самолёте), круто снизиться (жаться) с нарастающей скоростью. Пикирующий бомбардировщик. Толковый словарь С.И.Ожегова.

ЯСТРЕБО́К, -бка, муж. (разг.).

1. Маленький ястреб (в 1 знач.).

2. перен. в годы Великой Отечественной войны: обиходное название советского самолёта-истребителя марки «Як» [по имени конструктора А.С.Яковлева]. Толковый словарь С.И.Ожегова.

- Строки из произведения Е.И.Носова не описывают подробно подвиг Алексея, обратите внимание и на то, что автор не дает указания и на фамилию летчика, как вы думаете почему? Является ли это умолчание литературоведческим приемом? Каким? (Назвать и объяснить). Ответ: собирательный образ.

Слово учителя: Действительно во время Великой Отечественной войны множество солдат отдали свою жизнь дабы защитить все то, что сегодня мы называем Родиной, отдали жизнь, чтобы мы с вами могли увидеть мирное небо, без кружащих в нем бомбардиров, без пуль, свистящих над головой, без зарева пламени и столбов дыма от горящих и разрушенных взрывами кварталов.

Использованный Е.И.Носовым прием собирательного образа рисует перед нами и других солдат погибших в бою, многие авторы в своих произведениях прибегают к такому приему, чтобы показать сколько самоотверженных, доблестных воинов защищало свою страну от врага и зачастую имена этих героев нам неизвестны, ярким примером такого произведения становится роман Б.Л.Васильева «В списках не значился». Прототипом главного героя Николая Плужникова послужил неизвестный красноармеец.

Просмотр видеофрагмента https://www.youtube.com/watch?v=3TGjdzagtmU

Задание 2. Запишите в маршрутную карту все эпитеты, которые использует автор при описании маков. Запишите остальные изобразительно-выразительные средства, помогающих автору создать «живое пламя».

- Как в литературоведении могут быть связаны человек и природа?

- Прослеживается ли в произведении связь между человеком и цветами? Приведите цитату из текста. Запишите цитату в маршрутный лист.

- Каким чувством проникнуты последние строки: «А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»?

- Почему рассказ назван «Живое пламя», только ли образ цветов отражает автор в заголовке?

- Какова основная мысль произведения? Что стремиться донести до нас автор?

Слово учителя: Мысль рассказа Е.И.Носов раскрывает в финале произведения: жизнь человека в военное время так же коротка, как и жизнь мака, но прекрасна своей полнотой и мощью. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Множество солдат, участвовавших в Великой Отечественной войне и не вернувшихся с фронта, останутся в памяти поколений, и из земли, как и прежде, будут подниматься цветы, окутанные багрянцем, «чтобы не дать погаснуть живому огню».

Задание 3. Работа по группам.

Под заголовком «Творческое задание»:

- Первой группе в маршрутном листе необходимо написать от лица Алексея письмо матери.

- Второй группе в маршрутном листе нужно составить синквейн на тему «Мужество солдата».

V. Домашнее задание

Выполнить одно из заданий на выбор.

  • Презентовать книгу или произведение о войне, которое произвело наиболее сильное впечатление (в рассказ должны входить сведения об авторе, краткий сюжет произведения, ваше отношение к прочитанному).
  • Написать сочинение-рассуждение на одну из тем «Память поколений», «Письмо безымянному солдату».
  • Задание для всех: подумать, как бы вы проиллюстрировали рассказ «Живой огонь», выполнить иллюстрацию.

VI. Рефлексия

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, …  передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Эти строки принадлежат уже известному вам писателю Е.И. Носову, звучат они в произведении «Шопен, соната номер два».

- Скажите в чем заключается просьба писателя?

- Станете ли вы передавать память последующим поколениям?

- Что вы им расскажете? Сформулируйте ответ на основе того, что вы узнали на уроке.

Маршрутная карта

Задание 1.

Разделите произведение на основные части, озаглавьте каждую из них.
____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание 2.

Цитата из текста «______________________________________________

______________________________________________________________»

Запишите все эпитеты, которые использует автор при описании маков. Запишите остальные изобразительно-выразительные средства, помогающих автору создать «живое пламя».
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3. Творческое задание.