Рефлексивный анализ по уроку на тему «Программирование», раздел «10.3B: Разработка проекта» в 10-м классе

Разделы: Информатика

Класс: 10


Проектная форма деятельности предполагает самостоятельную организацию учеником своей деятельности, нацеленную на достижение запланированного результата. При этом для реализации проекта учащимися осуществляется содержательная интеграция разных предметных знаний, умений и навыков, пользовательских навыков ИКТ, накопленного жизненного опыта.[1]

Анализ результатов внешнего суммативного оценивания в 10-м классе в течение нескольких лет, показывает, что наибольшее затруднения вызывают темы «Работа с массивами», «Оптимизация кода», «Программирование», где учащимся необходимо уметь анализировать программный код, полученный в ходе проектной работы.

В связи с этим у меня появилась педагогическая потребность в анализе и решении выявленных затруднений. Таким образом, целью моего профессионального роста стало «Развитие аналитических способностей к решению задач по программированию у учащихся через использование интерактивных онлайн сервисов и ресурсов». Это объясняет мой выбор раздела для написания отчета: «Разработка проекта» в 10 С классе.

Современное образование предполагает коллаборативное обучение, которое базируется на совместной работе групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта и ведет к повышению качества обучения.[2] Понимая важность конструктивного сотрудничества, постоянно работаю над созданием условий для эффективного взаимодействия с коллегами.

В ходе наблюдения, пришел к выводу, что есть необходимость в повышении качества обучения у учащихся в 10 С классе. Во время обсуждения данной проблемы на заседании методического объединения, было принято решение начать исследование урока по теме «Влияние применения ИКТ-технологий на уроке на развитие аналитических способностей у учащихся 10 С класса».

При совместном планировании исследования урока с учителями географии и истории, мы определили три исследуемых ученика: отличник учебы (С), ученик со средними способностями (B) и ученик с низкой мотивацией (А). Ожидаемый результат исследования: «Развитие аналитических способностей у учащихся через применение ИКТ-технологий».

Перед началом исследования мы задали вопросы учащимся вышеуказанного класса с целью выявления барьеров в обучении и получили следующие ответы. Например, из 8 учащихся ответили, что им не хватает мотивации – 5 человека, 2 – испытывают затруднения в программировании, 1 – имеет пробелы в знаниях по предыдущим целям обучения (Рис. 1).

Согласно психодиагностической карте учащихся 10 «С» по типу темперамента в группе преобладают «флегматики» - 70%, по сенсорному восприятию в основном «аудиалы» - 60% и «визуалы» - 85%, по типу личности большинство интроверты – 65%, поэтому использование подобранных онлайн ресурсов учащимися при выполнении заданий поможет им развить аналитические способности а также практические навыки разработки проекта.

Опираясь на полученные результаты анкетирования и психологической карты класса, план рассматриваемого в отчете урока первоначально мною был разработан с коллегами, из методического объединения информатики работающими в одной параллели. В ходе обсуждения были разработаны задания соответствующие цели обучения, а также подобраны формы организации познавательной деятельности учащихся, связанные с развитием аналитических способностей.  После этого с целью учета особенностей класса мною были внесены некоторые изменения, в том числе: расширены способы дифференциации, изменен уровень сложности заданий, подобраны приемы эффективного формативного оценивания с помощью онлайн ресурсов, деления на группы, дифференциация домашнего задания с учетом индивидуальных способностей учащихся.  Такое планирование помогло мне увидеть урок со стороны и смоделировать его с учетом предложенных коллегами идей и новых методических рекомендаций, полученных в ходе конструктивного обсуждения.

Я выбрал шестой урок из серии уроков, поскольку цель обучения «Предлагать способы оптимизации программного кода» взаимосвязана с целью моего профессионального развития. В связи с этим, к уроку были подобраны в основном задания практического характера с применением ИКТ-технологий. Именно на этом уроке наиболее эффективно создание условий для развития аналитических способностей и навыков высокого порядка.

Проанализировав цель обучения я предположил, что ученики категории А - все ученики - будут предлагать способы по оптимизации программного кода по готовому шаблону или при большей поддержке учителя; ученики категории В – анализировать способы по оптимизации программного кода по готовому листу с расчетами; ученики категории С - выбирать наиболее оптимальное решение задач. Таким образом с помощью приема «обратного дизайна – от результата к решению» будут созданы условия для вовлечения каждого ученика в работу и развития аналитических способностей.

Начало урока, когда происходит актуализация знаний, вызов к реализации целей, мною серьезно было продумано. Я решил начать с решения логической задачи на скорость, где каждому учащемуся нужно будет быстро найти решение в нестандартной ситуации. Это задание учащиеся будут выполнять индивидуально с целью повысить интерес к изучаемой теме. Результаты решения этой задачи я использовал при формировании роли учащегося внутри групп, увидев, какие результаты показал каждый ученик, деление по группам организовал таким образом, чтобы группы были равноценны по силам.

На следующем этапе урока, я планировал будет эффективным проведение мозгового штурма, который охватывает вопросы по оптимизации кода. Этот прием поможет активизировать мыслительную деятельность, позволит генерировать разные идеи и повторить предыдущие знания. Выполнение каждого задания, я планировал сопровождать формативным оцениванием, устным комментарием и уточняющими вопросами согласно критериям оценивания, которые помогут учащимся прийти к верному ответу. Формативное оценивание я организовал на основе фиксирования результатов правильных ответов в журнале класса, это выявит затруднения по определенным учащимся (Рис 2).

ФИО ученика

Стартер

Мозговой штурм

Работа в группах

Индивидуальная работа

Работа над ошибками

Рефлексия
(онлайн)

Ход

Взаимооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2

В то же время мозговой штурм даст возможность учащимся сформулировать цель урока самостоятельно. Для продуктивной и осмысленной работы учащихся важным фактором является понимание целей урока и критериев оценивания. Поэтому следующим этапом было совместное обсуждение критериев оценивания.

Согласно идее Мерсера «ученики, работая в группах, имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга. Иными словами, ученики думают вместе».[3] Следующим заданием была работа над обсуждением способов по оптимизации кода, которая выполняться в ходе групповой работы. Выполнения данного задания, привело учащихся к пониманию того, что существует множество вариантов по оптимизации фрагментов кода. Задание этого типа развивает способности к анализу, а работа в группе направлена на развитие социальных и коммуникативных навыков взаимодействия в группе. Также для развития аналитических способностей необходимо создание интеракции и интермышления, именно этому способствует групповая работа. Поскольку такая работа соответствует высокому уровню согласно Таксономии Блума, в условиях групповой работы будет создана зона ближайшего развития (ЗБР), что будет способствовать улучшению качества обучения всех учащихся.

Оценивание данного задания будет происходить через взаимооценивание групп посредством приема «Сверка по образцу» с последующими комментариями. Для этого учащиеся обменяются работами, и я им предложу готовый вариант ответов. Цель задания - чтобы все учащиеся поняли что существует множество вариантов по оптимизации кода.

На следующем этапе уроке я планировал дать практические индивидуальные задания чтобы дети выполнили самостоятельно – это, в свою очередь, даст возможность проследить за прогрессом обучения каждого ученика, что сложно сделать при групповой работе. Это задание, в котором по фрагменту кода с помощью трассировочной таблицы необходимо найти результат решения задачи, что покажет не только навыки применения знаний, но и в большей степени об умении анализировать, систематизировать их для получения результата.

Учитывая особенности класса (в моей группе 8 человек, обладающих различными психологическими характеристиками, уровнем знаний) провел проверку выполнения данного задания для каждого ученика, с помощью распечатанных заранее карточек с ответами. После оценивания дал учащимся время на работу над ошибками, чтобы они смогли проанализировать свою работу. Дал рекомендации по исправлению ошибок и по оптимизации кода.

В конце урока выполнил рефлексию для учащихся по самооцениванию собственного обучения на уроке. На уроке этот этап будет реализован через онлайн инструмент padlet.com, что также позволит ученикам проанализировать свои действия и дать им оценку. (Рис. 4)

Урок завершился объявлением домашнего задания с дифференциацией: ученики со слабой мотивацией получили задания легкого уровня; а у кого пробелы в знаниях по предыдущим темам - задания на повторение, те, кто легко справился со всеми задачами на уроке получили задания повышенной сложности. Для автоматической проверки кода программы порекомендовал использовать онлайн ресурс - informatics.mcme.com. Этот сайт дает возможность указывать ошибки в коде программы и также есть возможность учителю давать рекомендации по их исправлению. На мой взгляд это хороший пример онлайн проведения формативного оценивания. Данный сайт поможет привить учащимся навык к самостоятельному обучению на протяжении всей жизни.

Реализовав на практике данный план урока могу сделать следующие выводы: совместное планирование эффективно при обсуждении подходов для выполнения заданий, для подбора разноуровневых заданий, для обсуждения приемов формативного оценивания и ресурсов, которые будут использованы на уроке. Совместное планирование дало стимул для анализа своей собственной практики, по поиску путей решения трудных ситуаций, к осмыслению своих сильных и слабых сторон. Конечно, при совместном планировании не всегда учитываются особенности того или иного класса, поэтому каждому учителю необходимо более тщательно продумывать свой план урока после совместного обсуждения.

Цели обучения на представленном уроке учащимися были достигнуты об этом я могу судить по обратной связи, которую ученики дали в конце урока и по результатам выполнения индивидуальных заданий.

Дифференцированное обучение на данном уроке мною реализовалось через формирование групп, по ролям, которые выполняли учащиеся в этих группах, по уровню поддержки от учителя в разной степени и по времени выполнения заданий.

Что касается тайм-менеджмента на уроке то хочется отметить, что он был запланирован мною не совсем рационально. Это произошло не по причине того, что время на выполнение заданий не было просчитано, а потому, что самих заданий было подобрано много и некоторые из учащиеся не справились с их выполнением.

В ходе наблюдения, я пришел к выводу, что всё-таки не все учащиеся были вовлечены в процесс обучения в ходе групповой работы. Возможно, это произошло по причине не правильного распределения ролей в группе или по психологической несовместимости участников групп.

В дальнейшем планирую более тщательно подходить к выбору форм организации работы над заданиями и учитывать психологические особенности учащихся. Для преодоления заявленных барьеров, возможно, может помочь индивидуальная организация практических работ и совершенствование организации эффективной групповой работы. Данный класс при взаимооценивании, иногда завышает оценки. В будущем планирую разнообразить методы и приемы формативного оценивания, а конкретно формы взаимооценивание чтобы развить у учащихся навык ответственности за собственное обучение и аналитические способности.

С точки зрения оценки качества обучения на уроке, хотелось бы  выделить некоторые моменты. Во-первых, в ходе совместного с коллегами анализа урока, мы пришли к вывду что все учащиеся были вовлечены, большинство достигли цели урока. Во-вторых, успешно были реализованы запланированые методы и приемы, в том числе и применение ИКТ-технологий. И, в-третьих, нам удалось повысить аналитические способности учащихся, об этом говорят успешно решеные задания.

В итоге мы сумели повысить качество обучению и развить аналитические способности учащихся, поменять отношение к самообучению. Например, в первой четверти качество обучения по информатике в10 С классе было 80%, а в третьей четверти оно возросло до 95%.

Опыт преподавания показал, что необходимо больше использовать ИКТ-технологии на уроке, это дает больше свободы для выбора траектории обучения, ведет к совершенствованию способностей к самообучению, самооцениванию. Необходимо варьировать способы и технологии подачи материала, не пытаться давать материал однообразно по готовому образцу, используя одни и те же технологии. Разные способы подачи способствуют большей мотивации к обучению, что дает возможность сделать урок не похожим на предыдущие уроки, все это в свою очередь поможет учителю, заниматься не прерывным самообразованием.

Анализируя свой опыт преподавания и рефлексируя над результатами своего исследования урока, я заметил что в 10 С классе учащиеся стали больше вовлечены в обучение. Потому что в начале исследования было два активных на уроке ученика и не все выполняли домашнее задание, в конце учащиеся в своей обратной связи после уроков стали показывают развитие аналитических способностей, активнее вести себя на уроке и ответственно подходить к выполнению домашнего задания. В ходе наблюдений я пришел к выводу, что использование ИКТ-технологий способствует развитию аналитических способностей у учащихся 10 С класса». Однако использовать ИКТ-технологии на уроке необходимо правильно и уместно.

Что касается влияния результатов исследования на развитие практики коллег, можно сделать вывод что оно прошло успешно, так как большинство заинтересовались исследованием. Об этом можно утверждать, по результатам итогового анкетирования среди учителей школы, в котором многие дали положительную оценку влиянию ИКТ-технологий на учебный процесс (Рис. 3). Как часто Вы используете ИКТ-технологии на уроке?

Также исследование оказало большое влияние на развитие собственной практики. Я стал больше изучать и анализировать применение ИКТ-технологий и его влияние на качество обучения.

Как результат работы по исследованию урока, мною было выпущено методическое пособие для коллег школы по теме: «Полезные online сервисы в помощь учителю» в котором я сделал обзор наиболее эффективных инструментов, применяемых на практике. Выступление на методическом и педагогическом советах на тему «Эффективности применения ИКТ-технологий на уроке», стало импульсом для изучения новых ИКТ-технологий учителями нашей школы. Все это в комплексе помогает заинтересовать и увлечь сообщество учителей школы применением ИКТ-технологий на уроке.

В дальнейшем планирую начать работу над доработкой сайта-учителя «http://adaptable.kz/» для организации онлайн обучения, для учителей и учащихся. На котором буду выкладывать видеоуроки по программированию, разработке проектов в 10-м классе, подготовке к экзаменам, обзору ИКТ-технологий применяемых на уроке. В будущем эта система управления обучением, поможет мне при проверке уровня знаний с помощью онлайн тестирования.

Список использованной литературы

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» - NIS-Рrogram. от 16 августа 2017 года
  2. Бектасова Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания // Педагогическое мастерство: материалы VIII Международная научная конференция (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10615/
  3. Руководство для учителя 3 базовый уровень. (Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК)