Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Коллекция идей"

Разделы: Начальная школа


Возраст обучающихся: 8-11 лет.

Срок реализации: 2 года.

Пояснительная записка

Направленность программы «Коллекция идей» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, прикладной; по форме организации - групповой, кружковой; по времени реализации - двухгодичной.

Программа разработана на основе авторской программы Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов» с учётом местных условий, интересов обучающихся, технического оснащения, уровня развития детей.

Новизна программы состоит в том, что впервые предусмотрен довольно обширный перечень поделок для выполнения на занятиях кружка. Кружковцам предоставляется возможность проявить свои способности в изготовлении самоделок из различных материалов. По сравнению с другими кружками, в которых дети обучаются конкретным ремёслам, искусствам, содержание учебной деятельности в кружке «Коллекция идей» имеет отличия. Оно расширено разнообразием тем, дети обучаются основным техникам сразу нескольких ремёсел (занятий): шитью, рисованию, крою, лепке, работе с самыми различными материалами: бумагой, мехом, картоном, пластилином, тканями, бисером, кожей, и т.д.

Актуальность программы обусловлена тем, что самоделки из разных материалов - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления, наблюдательности, воображения учащихся. Из доступных, легко обрабатываемых материалов дети могут сделать много интересных и полезных вещей. В современное время очень важно, наряду с образованием детей, помогать им развиваться эстетически, духовно, творчески, через общение с любимым делом в системе дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что изготовление поделки является средством воспитания у детей высокого вкуса, бережного отношения к материалу, из которого изготавливается сувенир, а также стремления учиться делать ещё более красивые вещи. Видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, фантазия, творческое мышление, память, умение комбинировать, составлять из отдельных элементов единое целое. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Разнообразие работ, многосторонняя «проба сил» позволит каждому кружковцу проявить свои интеллектуальные, творческие, индивидуальные способности.

Для реализации программы кружка необходимы следующие инструменты и материалы:

  • альбом, тетрадь в клеточку;
  • картон, цветная и бархатная бумага;
  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик;
  • кисточки, акварельные краски и гуашь;
  • клей «ПВА», «Момент», скотч;
  • рамочки деревянные;
  • ножницы с тупыми концами, ножницы «зигзаг», шило, иголки, крючок, напёрсток, нож для работы с мехом, кожей, утюг;
  • хлопчатобумажная ткань, поролон, мех искусственный, кожа (обрезки);
  • пряжа х/б, шерстяная, нитки;
  • различные природные материалы;
  • тесьма, бисер, бижутерия и т.д.

Цель программы - создать условия для оптимального раскрытия индивидуальности ребёнка, развития его личности и творческих способностей.

Задачи:

  • Научить детей основным техникам изготовления поделок.
  • Сформировать умение самостоятельно изготавливать поделки, подбирать материал.
  • Сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел.
  • Содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
  • Обучить специфике технологии изготовления поделок с учётом возможностей материалов.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к российским традициям, культурно - национальным особенностям региона.

Данная программа кружка «Коллекция идей» отличается от авторской структурой построения, количеством часов, изменением содержания и его последовательности в соответствии с конкретными задачами и целями обучения.

Педагог может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые. Таким образом, данный вариант программы не является единственно возможным. Она открыта для изменений и дополнений в зависимости от местных условий.

Программа личностно-ориентированная и допускает индивидуальные задания в зависимости от интересов, возраста, способностей и психологических особенностей ребёнка.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, методических пособий и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Все образовательные темы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские поделки.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • знакомство с образцами изделий, которые могут стать эталоном для освоения детьми искусства изготовления разных поделок;
  • освоение техники безопасности, требующейся от ребёнка;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • знакомство с материаловедением;
  • изготовление поделок, из которых только лучшие могут стать выставочным образцом;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • участие в изготовлении персонажей народных сказок и литературных произведений;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Методика организации занятий данного кружка представлена следующими методами: словесными, практической работы, наглядными, наблюдения, проектно-конструкторскими, графической работы, объяснительно-иллюстративным, исследовательско-поисковым, игровым.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 8 до 11 лет. Дети младшего школьного возраста вполне способны на должном уровне выполнять предлагаемые задания и усваивать данный материал.

Сроки реализации образовательной программы - 2 года, которые делятся на 2 периода - 1 и 2 годы обучения.

  • 1 год обучения - является вводным и направлен на первичное знакомство с техникой работы с бумагой, природным материалом, пластилином, тканью, нитями, крупой, бросовым материалом.
  • 2 год обучения - направлен на закрепление навыков первого года обучения. Обучающиеся от простых поделок и изделий постоянно переходят к освоению более сложных технологий ручного труда.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая, допускается индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - практическая работа, мастерская лаборатория, конкурс, выставка, мини-выставка,
  • экскурсия, поход и т. д.
  • по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению и закреплению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

  • 1 год обучения составляет 36 часов. Занятия проходят: одна группа - 1 раз в неделю по 1 часу.
  • 2 год обучения составляет 36 часов. Занятия проходят: одна группа - 1 раз в неделю по 1 часу.

В каждой группе предполагается не менее 15 человек - 1 год обучения и не менее 10 человек - 2 год обучения. Практикуется индивидуальная работа с детьми при подготовке различных мероприятий.

Ожидаемые результаты освоения программы 1 года обучения.

Обучающийся будет знать:

  • правила техники безопасности при работе с различными ручными инструментами (ножницами, иглами, стеками, шилом и др.);
  • приёмы пользования ручными инструментами;
  • свойства используемых материалов: пластилина, бумаги, крупы, нитей, ткани, яичной скорлупы, природного и бросового материалов;
  • технику и последовательность выполнения работы в том или ином виде деятельности;
  • что такое чертёж, эскиз, технический рисунок, шаблон;
  • что такое аппликация, мозаика, их виды;
  • виды простейших ручных швов;
  • что такое объёмные поделки;
  • виды геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и др.).

Обучающийся будет уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе с различными ручными инструментами;
  • пользоваться ручными инструментами (ножницами, иглой, стекой, шилом и др.);
  • использовать свойства материалов и технику выполнения работ из них;
  • пользоваться способами сгибания и складывания бумаги;
  • выполнять аппликации различных видов;
  • выполнять мозаику из разных материалов;
  • выполнять простейшие ручные швы;
  • пользоваться выкройками, шаблонами;
  • правильно обрабатывать природный материал (листья, шишки, жёлуди, корешки, веточки деревьев и др.), готовить его к работе;
  • эстетично, с фантазией оформлять свои работы;
  • выполнять поделки самостоятельно, аккуратно.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • изготовить подарочный сувенир своими руками;
  • участвовать в создании постоянной выставки работ кружковцев, демонстрирующей достижения объединения;
  • оказать помощь в оформлении помещения;

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться со сверстниками и старшими людьми;
  • быть самостоятельным, уверенным в себе;
  • уметь управлять своим поведением, работать в коллективе.

Ожидаемые результаты освоения программы 2 года обучения.

Обучающийся будет знать:

  • свойства используемых материалов: различные ткани, картон, спичечные коробки и спички, соломка, бисер, солёное тесто, разные природные и бросовые материалы;
  • технику и последовательность выполнения работ из этих материалов;
  • правила техники безопасности при работе со спичками, бисером, солёным тестом, соломкой, с колющими и режущими предметами;
  • что такое игрушки - дергунчики, конструирование, многогранники, выкройка;
  • виды более сложных ручных швов;
  • различные виды мягкой игрушки.

Обучающийся будет уметь:

  • использовать свойства материалов и технику выполнения работ из них;
  • конструировать, выполнять тиснение на бумаге, лоскутную мозаику;
  • шить мягкие игрушки разных видов;
  • работать с соломкой, бисером, солёным тестом, природным материалом;
  • изготовить сувенир самостоятельно, из различных материалов.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • систематизировать знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
  • участвовать в создании фонда подарков для населения города;
  • управлять собой в различных видах деятельности;
  • быть настойчивым в достижении цели.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • избегать негативных отношений с детьми и взрослыми;
  • уметь решать проблемы самостоятельно;
  • принимать решения, анализировать ситуации;
  • обогащать свой интеллект новыми знаниями;
  • проявлять критичность мышления.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме мини-выставки, во время проведения которой выставляются работы детей по конкретной теме. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных поделок. В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют наиболее качественные, оригинальные, эстетически оформленные работы.

Первый год обучения. Содержание курса

Тема № 1: Введение в образовательную программу - 1 ч.

Содержание материала:
- знакомство с программой кружка, его цели и задачи;
- формирование групп;
- показ готовых работ, как образец;
- инструктаж по технике безопасности;
- организация рабочего места;
- экскурсия по Детскому центру.

Формы занятия: коллективная, экскурсия, вводное занятие.

Методическое обеспечение:
- метод организации деятельности и формирования; словесный метод (беседа), наглядный метод;
- дидактический материал: программа кружка, образцы поделок, журналы «Коллекция идей».

Тема № 2: Материалы и оборудование - 1 ч.

Содержание материала:
- общее понятие о материалах, применяемых в кружке;
- ручные инструменты и приспособления, применяемые в кружке;
- правила пользования ручными инструментами;
- техника безопасности при работе с инструментами;
- изготовление закладки для книг.

Форма занятия: фронтально-вариативная, беседа, практическое занятие.

Методическое обеспечение:
- словесный метод, наглядный, репродуктивный;
- дидактический материал: материалы (цветная бумага, картон, ткань, поролон, мех, пряжа, нитки, пластилин, семена, тесьма, крупа, природный и бросовый материал), инструменты и приспособления (карандаши, фломастеры, кисточки, ножницы, шило, иголки, крючок, напёрсток, нож), инструкции по технике безопасности, журналы и книги.

Тема № 3: Работа с природным материалом - 4 ч.

Содержание материала:
- демонстрация готовых образцов;
- подготовка материала к работе: сборка, сортировка, сушка;
- техника изготовления: выбор поделки, подготовка отдельных деталей,
способы и последовательность соединения деталей, оформление работы.
- изготовление поделок из природного материала по замыслу детей - 1 ч.
- общее понятие аппликации, её виды;
- изготовление аппликации из природного материала: Ваза с цветами - 1 ч.
- композиция из природного материала: Лесная полянка - 2 ч.

Формы занятий: фронтально-вариативная, познавательная беседа, практическое занятие, индивидуальная.

Методическое обеспечение:
- словесный метод (рассказ, объяснение), наглядный метод (демонстрационные материалы), работа с карточками;
- дидактический материал: образцы готовых поделок, технологические карты, различный природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, листья, веточки), картон, клей, ножницы, цветная бумага, пластилин, бусинки, спички, карточки с практическим заданием.

Тема № 4: Работа с пластилином - 4 ч.

Содержание материала:
- знакомство с пластилином, его свойствами;
- способы обработки пластилина: конструктивный, пластический и комбинированный;
- инструменты для работы с пластилином;
- организация рабочего места;
- техника выполнения плоской, объёмной и рельефной лепок.
- демонстрация готовых образцов;
- объёмная лепка фруктов, овощей, кухонной посуды, животных - 2 ч.
- композиция «Простоквашино» - 2 ч.

Формы занятий: фронтально-вариативная, творческая мастерская, занятие по контролю знаний, умений и навыков, беседа, индивидуальная.

Методическое обеспечение:
- словесный метод (рассказ, беседа), наглядный метод (демонстрационные материалы), создание творческих работ;
- дидактический материал: технологические карты, образцы готовых поделок, пластилин, стека, салфетка, картон, Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов».

Тема № 5: Оригами - 5 ч.

Содержание материала:
- рассказ об истории развития искусства оригами;
- знакомство с оригами;
- правила пользования материалами и инструментами;
- термины, принятые в оригами;
-изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги;
- понятие «базовые формы» - основа любого изделия;
- базовые формы:
1. «треугольник»: лисье семейство.
2. «двойной треугольник»: бомбочка, рыбка, лягушка, летучая мышь.
3. «двойной квадрат»: коробочка-звёздочка, лилия, птица, стрекоза, сова.
4. «воздушный змей»: уточка, слоник, зайчик.
5. «блин»: кошелёк, пароход.
6. «рыба»: кит, петушок.
7. «дверь»: вертушка.
- знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания;
- знакомство и работа с инструкционными картами, схемами складывания;
- мини-выставка поделок оригами.

Формы занятий: фронтально-вариативная, творческая мастерская, занятие по контролю знаний, умений и навыков, беседа, индивидуальная.

Методическое обеспечение: - методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ),

  • наглядный (показ иллюстраций, выполнение педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам);
  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;

- дидактический материал: образцы готовых поделок, инструкционные карты, схемы складывания изделий, белая бумага, цветная тонкая и плотная бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, линейка, клей, кисточка, журналы и книги по оригами.

Тема № 6: Работа с крупой - 2 ч.

Содержание материала:
- виды круп, используемых для поделок;
- демонстрация готовых образцов;
- техника выполнения изделия: выбор основы, нанесение на основу контура рисунка, нанесение клея, заполнение рисунка крупой, оформление, раскрашивание;
- выполнение панно из круп: «Цыплёнок» - 1 ч., «Утёнок под зонтом» - 1 ч.

Формы занятий: фронтально-вариативная, беседа, практические занятия.

Методическое обеспечение:
- методы: словесный, наглядный, проектный, использование средств искусств, графическая работа;
- дидактический материал: образцы готовых поделок, технологические карты, картон, клей, цветная бумага, крупа (пшено, гречка, горох), карандаш простой, ластик, краски, кисточки, стаканчик, шаблоны, журналы «Коллекция идей», магнитофон.

Тема № 7: Мастерская Деда Мороза - 2 ч.

Содержание материала:
- знакомство детей с ёлочными самодельными игрушками, сделанными из разных материалов;
- техника вырезания снежинок;
- изготовление новогодних гирлянд и разноцветных цепочек;
- изготовление плоской новогодней игрушки « Попугай»;
- изготовление объёмных игрушек для ёлки: шар;
- новогодняя аппликация «Снеговик» - 1 ч.
- поделка «Дед Мороз» - 1 ч.

Формы занятий: фронтально-вариативная, творческая мастерская, комбинированные (практическое занятие, по систематизации и обобщению знаний, творческий отчёт).

Методическое обеспечение:
- словесный метод (чтение, консультация, беседа), наглядный (демонстрационные материалы, плакаты), создание творческих работ, метод стимулирования;
- дидактический материал: образцы готовых поделок, технологические карты, плакаты по теме, шаблоны, картон, разная бумага, клей, ножницы, нитки, иголки, бросовый материал, журналы «Коллекция идей», Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов».

Тема № 8: Работа с яичной скорлупой - 1 ч.

Содержание материала:
- демонстрация готовых образцов;
- заготовка яичной скорлупы;
-подготовка отдельных деталей из бумаги или пластилина;
- техника и последовательность приклеивания деталей к основе;
- выполнение поделок: «Клоун», «Поросёнок» - 0,5 ч.
- аппликация из яичной скорлупы «Царевна-лягушка» -0,5 ч.

Формы занятий: фронтальная, самостоятельная работа, занятия по углублению знаний.

Методическое обеспечение:
- словесный метод (беседа, объяснение), наглядный, метод наблюдения (зарисовка контура), практической работы;
- дидактический материал: образцы готовых работ, технологические карты, карточки, яичная скорлупа, цветной картон, ножницы, клей, фломастер, мелкие детали, крышка от бутылки.

Тема № 9: Поделки из гипса - 1 ч.

Содержание материала:
- знакомство с оборудованием для изготовления поделок из гипса;
- демонстрация готовых образцов;
- техника отлива гипсовых изделий:
1. Тщательно перемешать 1 часть воды и 1 часть гипса;
2. Смочить форму водой;
3. Гипсовый раствор залить в пластмассовую форму;
4. Вставить проволоку в раствор для крепления поделки на стене;
5. Извлечь поделку из формы после затвердения гипса;
6. Раскрасить готовую поделку и положить для окончательного просушивания;
7. Покрыть поделку лаком и высушить.
- техника безопасности при работе с гипсом;
- изготовление поделок из гипса:
1. Магниты: динозаврики, на суше и на море, транспорт, машинки, овощи, грибы, пони, забавные мордашки.
2.Барельефы: домашние животные, белочка, сказки, лягушка и т.д. - 0,5 ч.
3Фоторамки: летний сад, сердечки, бабочки, компьютер и т.д. - 0,5 ч.
- итоговое занятие: выставка изделий из гипса.

Формы занятий: фронтально-вариативная, беседа, практические занятия.

Методическое обеспечение:
- методы: словесный, наглядный, проектный, использование средств искусств, графическая работа;
- дидактический материал: образцы готовых поделок, технологическая карта, пластмассовые формы, гипс, вода, ёмкость, палочка, проволока или шнур, краски, кисти, клей, картон, пенопласт, нож, линейка, ножницы, шаблоны для раскрашивания, лак.

Тема № 10: Работа с бумагой - 9 ч.

Содержание материала:
- знакомство с бумагой, её виды: картон, цветная, бархатная и т. д.
- понятие аппликации из бумаги: плоской, объёмной, обрывной;
- методика работы с бумагой;
- демонстрация готовых образцов;
- техника выполнения аппликации: выбор основы, подготовка деталей по шаблонам, вырезание деталей, раскладка на основе, последовательность наклеивания, оформление;
- изготовление аппликаций:

  • «Цыплёнок на полянке»- 1 ч.
  • «Весёлый утёнок»- 1 ч.
  • «Домик в деревне»- 1 ч

- изготовление поделок из бумаги:

  • карандашница «Львёнок» - 1 ч.
  • рамка для фотографий- 2 ч.
  • отрывной календарь «Карлсон»- 2 ч.
  • копилка «Котик»- 1 ч.

- мини-выставка изделий из бумаги.

Формы занятий: фронтально-вариативная, творческая мастерская (выставка), комбинированные (практические занятия, по контролю знаний, умений, навыков, по систематизации и обобщению знаний).

Методическое обеспечение:
- словесный метод (мини-лекция, объяснение, беседа), наглядный (демонстрационные и наглядные материалы), создание моделей, конструирование из бумаги;
- дидактический материал: образцы готовых поделок, технологические карты, картинки, фотографии, шаблоны, разный картон, цветная бумага, клей, ножницы, журналы «Коллекция идей».

Тема № 11: Мозаика из обрезков ниток - 2 ч.

Содержание материала:
- понятие мозаики;
- демонстрация готовых образцов;
- техника выполнения мозаики: выбор основы, зарисовка контура, подготовка материала (обрезки ниток) для заполнения контура, наклеивание материала на основу, дизайнерское оформление;
- выполнение мозаик:

  • «Бабочка» - 0,5 ч,
  • «Одуванчики» - 0,5 ч.

Формы занятий: групповая, практикум, комбинированные.

Методическое обеспечение:
- словесный метод (беседа, объяснение), наглядный, проведение занятий с использованием средств искусства (изобразительное искусство, музыка);
Методическое обеспечение:
- словесный метод (беседа, объяснение), наглядный, проведение занятий с использованием средств искусства (изобразительное искусство, музыка);
- дидактический материал: образцы готовых работ, картон, карандаш, ластик, обрезки ниток разных цветов, ножницы, клей, магнитофон.

Тема № 13: Итоговое занятие - 2 ч.

Содержание материала:
- подготовка к выставке - 1 ч.
- оформление выставочного зала, детских работ;
- изготовление пригласительных;
- итоговая выставка - 1 ч;
- награждение детей.

Формы занятий: групповая, индивидуальная, выставка.

Методическое обеспечение:

- методы: словесный, наглядный, стимулирования;
- дидактический материал: образцы поделок, бумага, картон, фломастеры, краски, грамоты и дипломы для награждения.

Резервный фонд - 2 ч. - День рождения кружка - 0,5 ч.
- новогодний маскарад - 1 ч.
- День именинника - 0,5 ч.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

всего

теор.

практ.

1.

Введение в образовательную программу.

1

0,5

0,5

2.

Материалы и оборудование.

1

1

3.

Работа с природным материалом.

4

0,5

3,5

4.

Работа с пластилином.

4

0,5

3,5

5.

Оригами.

5

1

4

6.

Работа с крупой.

2

0,5

1,5

7.

Мастерская Деда Мороза.

2

0,5

1,5

8.

Работа с яичной скорлупой.

1

0,5

0,5

9.

Поделки из гипса.

1

0,5

0,5

10.

Работа с бумагой.

9

1

8

11.

Мозаика из обрезков ниток.

2

0,5

1,5

12.

Итоговое занятие.

2

0,5

1,5

13.

Резервные часы: Подготовка к мероприятиям, мероприятия, выставки.

2

1

1

Итого:

36

7,5

28,5

Список литературы

  1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия. Холдинг, 2017 - 144 с.
  2. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2015 -255 с.
  3. Леонова О.В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2015 - 128 с.
  4. Лыкова И., Коротеева Е. и др. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2017 - 288 с.
  5. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2014 - 224 с.
  6. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Издательство Эксмо, 2016 - 64 с.