Педагогическая технология развития творческой активности учащихся средствами решения задач по алгоритмизации и программированию

Разделы: Информатика

Классы: 8, 9, 10


1. Введение

Чтобы научится решать задачи, надо их решать.
Д.Пойа

Нельзя недооценивать место ОИиВТ в целом, а тем более алгоритмизации и программирования   среди других школьных дисциплин.

Необходимость разработки педагогической технологии развития творческой активности учащихся средствами решения задач по алгоритмизации и программированию вызвана объективными и субъективными факторами.

Актуально становится то, что многие не сталкиваются с информатикой на вступительных экзаменах, но совершенно все узнают, что это и какого уровня данный предмет уже на первом курсе. В соответствии с этим вырос уровень мотивации к изучению точных дисциплин.

2. Основная часть

Новизна моей технологии состоит в том, что я ориентируюсь на то, что развитие индивидуальности личности - это есть прежде всего развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию.

Известно, что изучение информатики школьники нередко начинают с воодушевлением, но через некоторое время интерес гаснет. Анализ причин этого позволяет утверждать, что дело заключается в потребностях личности учащегося, взятых в самом широком смысле слова. Если они реализуются (и не только при изучении информатики), интерес к предмету возникает и растет, так сказать, автоматически; если нет места потребностям, их реализации, то нет и мотивов для учения.

Ясно, что необходима «настройка» анализа системы потребностей на конкретный предмет или учебную ситуацию.

 На основе коррекции и реализации потребностей формируется разносторонняя, творческая, гармонически развитая личность.

Основным принципом разработки моей технологии является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность рассматривается мною как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека. Индивидуальность человека формируется на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно (и это главное для человека) в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Лейтмотив моей технологии – развитие индивидуальности личности школьника в рамках традиционной классно-урочной системы обычного (расширенного) обучения.

В рамках моей технологии центральный субъект управления – ученик. Сложнее с объектом. Так и хочется сказать: объект управления – индивидуальность личности. Но это не так. Индивидуальность личности не может быть объектом педагогического управления, потому что личность становится, живет, развивается под воздействием внутренних, а не внешних сил. Можно об этом сказать в форме негативного определения: если нечто в человеке надежно определяется, формируется извне – это личность.

От чего же я отталкиваюсь в своей работе, каковы психологические и педагогические предпосылки понимания развития индивидуальности личности в учебном процессе?

Начну с понятия индивидуальности личности. Здесь мне очень близка теория известного психолога и деятеля образования А.Г.Асмолова, с точки зрения которого мало говорить об индивидуальности как своеобразии, уникальности психического мира человека. Надо различать два уровня индивидуальности: мир особенного, уникального в психических процессах, проявлениях темперамента, своеобразного в познавательных процессах (это есть индивидуальность индивида) и уникальное, неповторимое в личности – мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок человека (это и есть индивидуальность личности).

Особое выделение индивидуальности личности позволяет отличить развитие личности человека определенного социального типа от нетипичного, несовпадающего с социально-типовым, как индивидуального образования. Если первое есть ядро процесса социализации, то второе – направляющая внутренняя сила процесса индивидуализации.

2.1 Гипотезы.

  • Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъективного опыта.
  • Ученье есть не производная от обучения,  а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
  • «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
  • Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

2.2 Целевые ориентации.

  • Развитие индивидуальности личности – это прежде всего развитие потребности и способности личности к саморазвитию.
  • Педагогическая помощь школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию имеет такие аспекты, составляющие,  как помощь, в развитии потребности:
    • к самопознанию, интересу к своему Я, своим возможностям, результатом своей деятельности;
    • самоопределению, выбору деятельности, позиций, отношений в интересах своего развития;
    • самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала;
    • совместному развитию с другими людьми, в развитии себя через развитие другог

2.3 Классификационные параметры.

  • По уровню применения: частно-предметная.
  • По философской основе: диалектическая, прогматическая.
  • По основному фактору развития: социогенная (психогенная), биогенная.
  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая.
  • По ориентации на личностной структуры: информационно-операционные (ЗУН+СУД)
  • По характеру содержания: обучающая, светская, образовательная, гуманистическая.
  • По типу управления познавательной деятельностью: система групп + система «репетитор».
  • По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.
  • По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
  • По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
  • По направлению модернизации: модернизированная.
  • По категории обучающихся: массовая.

2.4 Основные принципы построения технологии.

  • Принцип психологического обеспечения.

  • Принцип самоорганизации.

...

  • Принцип самопознания.

..

  • Принцип соучения.

  • Принцип личной ответственности.

  • Принцип самореализации.

..

  • Принцип саморазвития.

2.5 Концептуальные положения технологии.

Данная технология обучения сочетает обучение, понимаемое как нормативно-сообразную деятельность общества, и учение как индивидуально значащую деятельность отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь в становлении личностно-значимых способов познания путём организации целостной учебной деятельности.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

ЗУНы. …

СУДы. …

В способах учебной работы отражается субъективная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является  важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУДы рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения процесса:

  • учебный материал (характер его предъявления) должен способствовать тому, чтобы выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения ;
  • изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
  • в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием предлагаемых знаний.
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности обеспечивает ему возможность самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общедидактические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии
  • необходимо контролировать и оценивать не только результат, но главным образом процесс учения, т.е. те трансформации, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный материал обеспечивает построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

См. продолжение статьи

Литература

  1. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики. – М., 1989.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. –М., 1995.
  3. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика.-1996.-№2.
  4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. М. А.П.Н. РСФСР, 1959.
  5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение Н.Новгород. 1991.
  6. Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. - М.,1985.
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  9. Давыдов В.В. Новое педагогическое мышление. - М.1996
  10. Давыдов Л.В. Виды общения в обучении М.Педагогика. 1972.
  11. Зельднер Т.А. Quick Basic для носорога. - М., 1994.
  12. Каймин В.А., Питеркин В.М. Информатика. – М. 1994.
  13. Каймин В.А. Компьютерная грамотность в примерах и задачах. -  М. 1989.
  14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  15. Лошкова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М., 1994.
  16. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.
  17. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  18. Репкин В.В. Развивающее обучение как система. Томск. 1992
  19. Скаткин М.Н.  Проблемы современной дидактики Педагогика 1980
  20. Светлозарова Г.И., Мельтников А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик. – М.,1988.
  21. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. М. 1997
  22. Филичев С.В. Занимательный Basic. – М.,1997.
  23. Филичев С.В. Занимательный Basic в задачах. – М.1997.
  24. Якименская Н.С. «Развивающее обучение» – М.  1979.