Внеклассное мероприятие "Масленица"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: Масленица


Цели и задачи: Познакомить детей с русским народным праздником, воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа, приобщать детей к участию в празднике, развивать у детей кругозор, ловкость.

Оборудование: русские народные костюмы, костюмы зверушек, атрибуты для игр, разноцветные платки, костюмы для скоморохов, Зимы и Весны, музыкальное сопровождение, гусли, плакаты для украшения зала.

Ход праздника

Выходят дети (4 класс) и Зима (исполняет переливы на гуслях).

Дети грустные, тяжело вздыхают:

- Ох, зима, холода, мороз, наскучило всё…

- Ох…

Звучит русская народная песня и появляется Весна.

- А что вы все такие грустные сидите? Переливы печальные играете? Весна к вам пришла! Давайте петь и плясать, праздник отмечать!

Весна заводит хоровод под русскую народную песню.

СКОМОРОХ:

Весна, весна красная,
Пришла весна с радостью,
С великой милостью…

(Зима прерывает и ходит между ребятами… )

Зима: Вы тут веселитесь, а как же я! Обо мне, Зиме забыли. Как-то рано ты, Весна, пришла! Ещё подожди!

Сейчас я вам покажу свою силу мороза!

Весна: Сестрица, Зимушка, так Весне черёд настал, теплу и солнышку!

Зима: А я вся сделана из мороза и снега, из стужи и метелей! И сердце у меня из льдинки. Вот если поможешь мне растопить его, тогда уступлю место Весне.

Весна: Что ж, мы очень весёлые, давайте позабавим Зимушку! Покажем Зиме, как мы  умеем танцевать и играть так, что она у нас от радости растает?!

Дети (зверушки 0 класс):

Ой, какая же весна без Масленицы?
Настал и её черёд!
Масленица, годовая, гостья наша дорогая!
Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

Звучит русская народная песня.

Выходит Масленица и ребята из 1 класса исполняют частушки:

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики-обжоры
Животами маются!                          

Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов!
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Девочки, весна идёт!
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!

Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!

Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!

(Уходят и хороводом садятся на свои места, а Масленица остается)

Звучит музыка.

Масленица: - Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов Зимы холодной и встречи Весны красной!

Весна: - На долго ли ты, Масленица к нам пришла?

Масленица: - Всего на 7 дней!

СКОМОРОХ: ПОНЕДЕЛЬНИК.ВСТРЕЧА!

К первому дню Масленицы устраивали балаганы для скоморохов, горки, качели. Торговый народ ставил столы со сладкими яствами. Чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Звучит музыка.

Д1: -Я сто раз с горушки скатилась! Летишь в санях, аж сердце замирает, дух захватывает! Здорово!

Д2: - А я сходу в сугроб так и врезалась. Аж в животе что- то ёкнуло!

Д1: - Нечего было на мальчишеской горке кататься! Их горка круче нашей!

М1: - А ты на чём катался?

М2: - Я - на лавочке: перевернёшь её, ух, здорово летит!

М1: - А я на замороженном решете!

СКОМОРОХ: - Дети выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Давайте и мы с вами поиграем в снежки! Кто сильный из парней, выходи, не робей!

Звучит музыка.

ИГРА «СНЕЖКИ» (Разбиваются на 2 команды и бросают снежки в корзину. Выигрывает та команда, у  которой больше снежков в корзине)

Звучит музыка.

СКОМОРОХ: ВТОРНИК. ЗАИГРЫШ!

Вечером молодежь устраивала общие вечеринки, пели, играли и водили хороводы. И мы сейчас покажем как мы водим хоровод!

Хоровод с вьюном. Звучит музыка. Все дети встают в хоровод.

Звучит музыка.

СКОМОРОХ: СРЕДА! ЛАКОМКА!

Нынче лакомка у нас!
Угощенье это раз!
Объеденье это два!
Пляски прямо у стола!
Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы не крошки не оставим,
Посидевши за столом!

СКОМОРОХ:  Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да ещё приговаривали:

Месяц, ты месяц,
Выгляни в окошко!
Подуй на опару!

У1: С теплым блинчиком ребята побегут просить побольше солнышка и блинами станут хвастаться:

У2: Блин гречишный, блин овсяный… У кого какой?

Звучит музыка. Дети встают в хоровод и исполняют песню: «БЛИНЫ»

СКОМОРОХ:  - Ну,  а теперь и мы испечем блины!

ИГРА «Испеки блины» (В игре участвуют 3 команды по 4 человека. Для игры нужны 3 печки (стулья), 3 сковородки (теннисные ракетки), блины из бумаги и 3 тарелки. Задача участников: быстро испечь блины. Для этого им нужно надеть атрибуты, затем поставить «сковородку» с  бумажным «блином» в  «печь», затем, перевернуть его и положить на тарелку, которая стоит на стуле, расстояние до которого 4-5 метров.)

Звучит музыка.

СКОМОРОХ: ЧЕТВЕРГ! ШИРОКИЙ ИЛИ РАЗГУЛЯЙ!

СКОМОРОХ: - Днём молодежь веселилась на улице, устраивая хороводы. А вечером встречались на вечеринках и приходили ряженые!

Выходит СКАЗОЧНИЦА-РАССКАЗОЧНИЦА(Сделав несколько танцевальных движений, она останавливается и кланяется присутствующим)

- Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Прибыла я к вам из-за синя моря, из-за гор высоких крутых, из-за лесов, чащоб, да из великого царства- государства. И привезла с собой я сказку. Вот послушайте:

ПРО СОВУ

Летела сова - весёлая голова.
Вот она летела-летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела.
Песенку спела
И опять полетела!
Сказывать ли дальше?

ДЕТИ (3 класс) -  Нет, мы тоже тебе расскажем сказку!

У1:

Шел я как-то через мост,
Глядь- ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост-
Пусть ворона сохнет!

У2:

Шел опять я через мост,
Глядь- ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона мокнет!

У1:

Снова шел я через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона сохнет!

У2:

Я опять пришел на мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,
Глядь - ворона мокнет.
И опять всё с начала!

ДЕТИ: - Ох, устали мы рассказывать! Пора в гости идти!

Звучит музыка.

СКОМОРОХ: Пятница! Тещины вечёрки!

Звучит музыка.

СКОМОРОХ:

У хорошей тещи, знамо, зять не тощий!
Его кормят пирогами и сметанкою с блинами,
Зять когда приходит в гости,
В нём позвякивают кости, а когда идёт домой –
Не пройдёт в проём дверной!
Съест корзину пирогов, да три короба блинов!
Щи, борщи и калачи – теща, всё на стол мечи!

СКОМОРОХ: - Самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.

У1:

Принёс я слово приветное
От дочки твоей Дунярушки.
Желает она тебе добра, здравия,
Чтобы сыр с маслицем не переводилися,
Чтобы куры неслись,
Да с молочком и хлебушком было хозяйство твоё.

Д1:

За приветное слово спасибо.
А я уж угощение приготовила.
Садись-ка, зятюшка, на почётное место,
Место заветное, в доме главное.
Отведай моего угощеньица.
А я уж и пирог испекла.

У1: - Ну спасибо, тещенька! Накормила, навеселила, пора бы сесть знать. Всё перепробывал, всем угостился. Наелся, наплясался, повеселился.

Д1 (глядя на стол): - Да как же так, зятёчек? Думала- гадала семерых угостить, а зятюшка сел, да за раз всё съел!

СКОМОРОХ: Так как праздник семейный – и мы в домик!

Звучит музыка.

СКОМОРОХ: Суббота – золовкины посиделки!

СКОМОРОХ: Золовка – сестра мужа. Этот день считался всегда семейным. В золовкины посиделки  невестка должна была одаривать золовок подарками. В это субботний день молодые невестки принимали у себя родных.

Основное  развлечение игры, угощение, песни.

И мы поиграем!

Звучит музыка

Игра «Мотальщики»

Ровно посередине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто сделает это первым.

Игра «Бой петухов»

Сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленты одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой « хвост». Побеждает тот, кто сделает это первым.

Звучит музыка.

СКОМОРОХ:Воскресенье - «Прощеный день»!, проводы Масленицы!

СКОМОРОХ:

В воскресенье а Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся.

(На сцене мальчик и девочка и два мальчика идут навстречу друг другу).

М1: - Мы с тобой не ругались, да и не ссорились, но ты всё равно прости!

М2: – Бог простит - и ты меня прости!

М3: - А почему они просят друг у друга прощение?

Д: - Потому что настало прощёное воскресенье. И все друг у друга должны просить прощение.

М3: - Прости меня, что я когда-то дергал тебя за косички!

Д: - Бог тебя простит! И ты меня прости, если чем обидела!

ОБРАЩАЯСЬ В ЗАЛ:

Простите нас, друзья, если чем обидели!

Звучит музыка.

Зима: Ох, не хотела я уходить в свои покои, да видимо, скоро придётся! Но зато ухожу я от вас с настроением лучистым, с солнцем игристым. Позабавили вы меня да потешили. Думала я заморозить вас, да вот понравились вы мне очень. Молодцы!

А тебе Весна-Красна уступлю я дорогу! Порадуй всех своим теплом! А вы, прощайте, друзья! До свидания!

Весна: Спасибо и тебе, Зимушка, за снег пушистый, да мороз игристый, за игры зимние и забавы. Ступай себе, сестрица! Мы тебе низко кланяемся!

СКОМОРОХ:

Прощай, прощай, Масленица!
Ты прощай, прощай широкая!

МАСЛЕНИЦА: А на последок разомнем-ка ножки!

Все дети выходят на хоровод и исполняют песню: «Прощай, масленица!»