Развитие речи в в классе с ОВЗ

Разделы: Литература, Инклюзивное образование, Патриотическое воспитание

Класс: 2

Ключевые слова: ОВЗ, развитие речи


"Естественный путь
усвоения языка – это развитие речи.
Речь - канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания".
Н.И.Жикалкин

Развитие речи – важная задача обучению языку

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Речь – деятельность, которая осуществляется человеком посредством языка в целях общения. Цели эти могут быть разными, поэтому различают такие виды речи: 1) внешнюю речь, которая в свою очередь делится на устную с двумя её формами – монологической и диалогической – и письменную; 2) внутреннюю речь.

Успехи учащихся в формировании всех типов речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Согласно ФГОСу разработаны требования, предъявляемые к речи учащихся младших классов

Ясность речи. Речь должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Выразительность речи, качество предполагающее воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности.

Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме (грамматическая, орфоэпическая - для устной речи).

Богатство языковых средств. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства - такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства школьника.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание.

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько ученик знает то, о чем говорит. Когда высказывание построено на знании норм речевого этикета, фактах, наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно, и, как правило, результативно (убедительно, услышано, понято, принято).

Добиться этого сегодня в полной мере очень сложно,поэтому проблема развития речи школьников приобретает все большее общественное значение в связи с  увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. 

 Так как речь не является врожденной способностью, а формируется постепенно, то  ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Ребенок с плохой артикуляцией отстает в овладении звуков языка, а в дальнейшем словарем и грамматическим строем речи затрудняется во владении навыками письма и как следствие не успевает в школе по русскому языку.

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы, они становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников. Тормозится общее развитие ребенка.

 Поэтому я поставила перед собой цель научить детей говорить четко, чисто и правильно.

Для достижения этой цели необходимо:

1. Научить ребенка формировать и  удерживать определенную артикуляционную позу.

2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.

3. Закреплять правильное произношение звуков.

4. Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

5. Отрабатывать дикцию.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Aртикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее изучены.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

Задачами артикуляционной гимнастики являются:

- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

- формировать правильное произношение звуков;

- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

1. Благодаря своевременному началу занятий дети не имеющие грубых нарушений звукопроизношения, сами могут  научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их речевой аппарат будет уже подготовлен.

3. Aртикуляционная гимнастика очень полезна всем детям для хорошей дикции. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму
на начальном этапе.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1–2 упражнения). Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

В основу дыхательной гимнастики взята система упражнений. Чтобы освоить ее, необходимо соблюдать четыре правила:

1) Вдох должен быть коротким и активным. Следить за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением.

2) Не мешать выдоху уходить после каждого вдоха самопроизвольно.

Чем активнее вдох, тем легче уходит выдох.

3) Накачивать легкие, как шины, в темпе и ритме песен - на счет 4, 8 и т.д.

4) Делать подряд столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать без усилий, т.е. от простого к сложному, постепенно увеличивая количество вдохов.

 Мы должны помнить отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

- вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот;

- вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Поэтому в своей работе я использую следующие дыхательные упражнения:

Малый маятник. Кивать головой вперед-назад, вдох-выдох.

Делать по 8, 16 или 32 вдоха подряд, сколько получится легко.

Обними плечи. Легкие имеют конусообразную форму. Узкие вверху, они расширяются к основаниям. Следовательно, если обнимете плечи - воздух заполняет легкие от верхушек до дна, не искажая их форму.Продолжать выполнять вдохи в том же темпе.

«Побрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

«В цветочном магазине»Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

После этого можно начать проводить артикуляционную гимнастику.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

- движение проводить неторопливо, ритмично, четко;

- чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка);

- помнить: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следить, чтобы он от нее не уставал.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические упражнения требуют ритмического повторения движений, координации, хорошей переключаемости. Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку».

Существуют комплексы упражнений отработки артикуляционных навыков:

Комплекс для развития мышц губ

  1. «Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
  2. «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
  3. «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
  4. «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  1. «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
  2. «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  3. «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
  4.  «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  5. «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  6. «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  1. «Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
  2. «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  3. «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».
  2. «Бублик». Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».
  3. «Непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
  4. «Блинчик». Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны.
  5. «Остуди блинчик». Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.
  6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  1. «Варенье». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  2.  «Чашечка».
  3. «Парус». Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
  4. «Грибочек». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
  5. «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  1. «Непослушный язычок».
  2. «Пароход». Надо приоткрыть рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.
  3. «Индюк». Рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп , добавив голос (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы язык был широким, а его движения были четко вперед-назад
  4.  «Лошадка».
  5. «Качели». Нужно улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  6. «Чистим зубы».
  7. «Маляр».

Работа над речью ребенка не ограничивается только упражнениями артикуляционной гимнастики. Многие дети проглатывают окончания, спешат, поэтому использую на своих уроках игры со словами, которые являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.

Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

- Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

- Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

- Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разных сказочных персонажей, например, домовенок Кузя – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Можно проводить игру со скороговорками, по аналогии с игрой "Испорченный телефон":передавать скороговорку друг другу по цепочке. Для игры лучше брать новые скороговорки, которые ранее не встречались детям.

Например, для отработки произношения звуков б - п. используют скороговорки:

- Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
- Бобры храбры - идут в боры.
- Белые бараны били в барабаны.
- Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
- Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки.

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Такие простые чистоговорки любят сочинять сами дети.

Есть более сложные стихотворные чистоговорки несущие в себе еще и смысловую нагрузку.

Произносить чистоговорки целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Еще с большим удовольствием дети поют логопедические песенки.

По сути, это те же самые чистоговорки, которые дети пропевают под музыку.

Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося "Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав", один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.

Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

Еще одним методом является составление в группах рассказа на одну букву -трудноговорки (работа в группах). Предлагаю слушателям попробовать самим.(буква Н,м,д)

Крошка Енот еле-еле добрёл с корзиной еды до ели. Ежат позвать под  ель есть ежевику.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Гусь Гога играл на гармошке немного.

Черепаха в чепчике чинно чаёвничала: чересчур  горячего чая из чайника наливала чуть-чуть в чашечку. На часах четверть четвёртого – час чудес.

Петух Пётр Поликарпович – превосходный певец, педагог для петушков-первоклассников, первым прекрасно поёт песни на плетне в палисаднике.  Пчела  Полина в полосатом платье  пролетала, да передумала, погудела, на подсолнух  плавно присела, познакомилась,  песни  послушала,  приятно пообщалась,  переговорила, полюбопытствовала: пёрышки у Пети пересчитала, покружилась, попрощалась, приятелей покинула, под прозрачным парашютом к перепёлке полетела. В полдень позавчера по полевой почте письмо от птички получила, полностью  прочитала, в понедельник прилететь погостить пообещала, порадовать подружку, передать привет от папы и поздравления с праздником первого полёта птенцов. В подарок приготовила пакетик полезного пшена и портрет перепелят.  (73 слова)

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Во время эмоционально насыщенных речевых разминок учащиеся  не могут быть просто слушателями или зрителями, они – исполнители, каждый – индивидуальность.

Стеснительные, замкнутые, плохо читающие дети, работая в коллективе, учатся у других, подражают положительным примерам, а потом и сами  заражаются творчеством.

КРАСНОРЕЧИЕ - так в старину называли красивую, убедительную речь. Чтобы стать её обладателем, нужно хорошо потрудиться. Я помогаю в этом своим ученикам на уроках литературного чтения. Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путем специальных упражнений.

 1. Тренируем тарабарщину или Чтение строчек наоборот.

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. 

2. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

3. Чтение только второй половины слов

Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.

4. Чтение «зашумлённых слов»

Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.

5. Чтение строчек с прикрытой верхней половины

6. Чтение предложений снизу вверх

7. «Игра в прятки»

Учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

8. «Мнимое слово»

Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

9. «Чтение хором»

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.

10. Чтение через решетку

Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз.

При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

11. Чтение сплошного текста

12. Чтение со шторкой

Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет.

Развивать речь младшего школьника мы должны на каждом уроке литературного чтения: и при работе со словом (ребёнок должен понимать слово, различать его переносное, образное значение, а затем умело использовать его в собственной речи); и при работе с текстом (уметь воспринимать текст, понимать смысл прочитанного, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст). Важнейшим условием литературного образования является развитие речи.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении школьников.

Формирование возможностей речевого общения школьников предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, будет лучше готовым к среднему звену. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития  речи детей.

Детская речь, как известно, в период своего становления – чрезвычайно ранимая, чувствительная к негативным внешним воздействиям система. Дети, недостатки речикоторых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Невнимание к недостаткам речи близких взрослых ребенка – родителей и педагогов – часто имеет достаточно серьезные последствия, а надежда, что «с возрастом все пройдет само» не оправдывается.

Используя данные разработки, соблюдая индивидуальный подход к ребенку я увидела улучшение результатов в работе с детьми.