Методическая разработка классного часа "У войны не детское лицо..."

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Данная методическая разработка классного часа посвящена одному из важных вопросов патриотического воспитания современной молодежи: нужно ли говорить со студентами о войне? Ответ ясен: конечно, да. Но как это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок исходить? Вопросы непростые и, к сожалению, своевременные. Их можно объединить в один: как сформировать у детей должное отношение к войне? Эти вопросы звучат в унисон со стихотворением участника Великой Отечественной войны, поэта Владимира Лифшица (1913–1975), взятым в качестве эпиграфа к классному часу.

Методическая разработка включает сценарий, мультимедийную презентацию, дополнительный материал из газет, журналов. Классный час задуман так, что в ходе выступления классного руководителя студенты рассказывают стихотворения, сообщения о героях-школьниках, а также о своих родственниках – участниках войны. Канву классного часа составляют выступления преподавателей колледжа, которые застали войну в раннем детстве. После проведения классного часа выпущена газета с фотографиями, отражающими основные моменты мероприятия.

Методическая разработка может быть использована преподавателями учебных заведений при проведении внеклассных мероприятий и классных часов.

Цели классного часа:

– воспитательные

  • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
  • подготовка студента к ответственной, осмысленной жизни;
  • воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
  • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;
  • затронуть современную обстановку в горячих точках;
  • решение проблемы повышения сплоченности группы;

– развивающие

  • развитие патриотического сознания молодежи;
  • развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.
  • развитие способности коммуникативного общения.

Наглядные пособия и оборудование:

  • Мультимедийная презентация.
  • Выставка книг о войне.
  • Газеты «Дети войны» и «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».
  • Плакаты «Трагедия войны» и «Дневник Тани Савичевой».
  • Записи песен «Священная война» и «День Победы».
  • Статьи из газет, журналов, рисунки.
  • Метроном.
  • 125 грамм хлеба.

Кл. руководитель:

Черное небо в багровом огне.
Пот на глаза накатил пелену.
Что я могу рассказать о войне
Мальчикам, думающим про войну?

Мальчикам, думающим, что война –
Это знамен полыхающий шелк,
Мальчикам, думающим, что она –
Это горнист, подымающий полк,
Я говорю, что война – это путь,
Путь без привала и ночью, и днем,
Я говорю, что война – это грудь,
Сжатая жестким ружейным ремнем,
Я говорю им о том, что война –
Это шинели расплавленный жгут,
Я говорю им о том, что она –
Это лучи, что безжалостно жгут,
Это мосты у бойцов на плечах
Это завалы из каменных груд,
Это дозоры в бессонных ночах,
Это лопаты, грызущие грунт,
Это глаза воспаливший песок,
Черствой буханки последний кусок,
Тинистый пруд, из которого пьют,
Я говорю, что война – это труд!

Если ж претензии будут ко мне,
Цель я преследую только одну:
Надо внушить уваженье к войне
Мальчикам, думающим про войну.
В.Лифшиц

Ведущий (кл. рук-ль): Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть Вас на нашем классном часе.

Июнь! Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг Фашистская Германия. (Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «Священная война», сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)

Война – жестче нет слова.
Война – печальнее нет слова…

«Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины, – но это и признание неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, заменяли мужчин у станков на заводах и на полях в колхозах. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то не сопоставимо это было с войной, которая убивает жизнь». Так писала белорусская писательница Светлана Алексиевич в 1983г. в книге «У войны не женское лицо» (после крымских событий выступила с осуждением российской политики в отношении Украины; лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015г.). А закончить эту мысль, легшую в заглавие книги, хочется так: «и тем более не детское». Поэтому мы и пригласили на классный час наших преподавателей, которые были во время войны детьми. (Преподаватель представляет гостей, знакомит их с ребятами)

Да, война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги, называли их именами улицы в городах нашей Родины. (Рассказ студента об одном из героев)

В те годы дети быстро взрослели и уже в свои 10-14 лет осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступатьвзрослым: тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии.

Студент:

Горнили: «К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели –
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
В.Суслов

Ведущий:Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивали засады...

Студент:

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
М. Вайцман

Ведущий: Каждый приближал Победу как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал все, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них? Что могли увидеть, запомнить дети? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?

Студент:

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома
И щеки белые как мел…
– Где твоя мама, мальчик?
– Дома.
– А где твой дом, сынок?
– Сгорел.
Он сел.
Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!

Ведущий: Еще они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали по школе. Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Еще они могут рассказать нам, как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.

Студентка:

Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки  после похорон.
Ю.Воронов

Ведущий: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки.

Какими же они были дети военной поры, дети из 40-х годов? О чем мечтали, что пережили за эти 4 года войны? (Слово предоставляется ветерану, который во время войны оказался на оккупированной территории)

Ведущий: После войны весь мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об 11-летней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941-го по январь 1944 года, почти 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 г хлеба, а служащим и детям – по 125г. (Преподаватель показывает, как это мало) Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда.

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в ином. Она написала историю своей семьи…

Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. В те жуткие дни Таня сделала в блокноте 9 коротких записей.

Студентка:

Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
«Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г.»
«Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942г.»
«Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г.»
«Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г.»
«Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г.»
«Савичевы умерли.»
«Умерли все.»
«Осталась одна Таня.»

(Преподаватель показывает копии страничек из Таниной записной книжки, хранящиеся в Музее истории в Санкт-Петербурге. Стучит метроном.)

Ведущий: Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими детьми удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли свое. Таня умерла 23 мая 1944 года.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
И. Малышев

Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это более 50 лет поминальных мгновений.

Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.>

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)

Ведущий:Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. (Слово предоставляется ветерану, который находился во время войны в тылу)

Ведущий: Линия фронта не дошла до нашей республики, но сколько было эвакуировано на Урал предприятий, заводов и мирных жителей. А сколько наших земляков воевало в ту пору, и многие из них не вернулись домой. Великая Отечественная война прошла через каждую семью, и везде жива горькая память о войне, о близких, которые выстояли в той битве, ведь и ваши родные: дедушки, дяди тоже воевали, а бабушки, тети участвовали в трудовом фронте. (Рассказ студента о дедушке – участнике Великой Отечественной войне)

Ведущий:1418 долгих дней и ночей шла война… Казалось, нет ей конца и края. Но долгожданная Победа пришла. (Фонограмма первого куплета и припева песни В.Тухманова «День Победы») День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню! А когда пришли – изумились! Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья…

Студент:

Как хорошо проснуться до рассвета,
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

Ведущий:Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.

15 февраля отмечалась очередная годовщина вывода войск из Афганистана. 25 декабря 1979 года в Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск с целью выполнения интернационального долга по поддержанию мира и согласия в этой соседней с нами стране. И тогда никто не знал, что все это обернется настоящей войной, которая будет длиться до 1989 года, и более 14 тысяч солдат вернутся с нее на родину в цинковых гробах. Кажется, всему миру пора одуматься, но снова и снова вспыхивают горячие точки: Таджикистан, Дагестан, Чечня, Осетия, Сирия... Словно кто-то тайком подливает масла в огонь, чтобы люди опять бросились друг на друга. И сегодня ребята продолжают повторять подвиги своих дедов и отцов. Как все-таки это страшно и до сих пор нет мира на земле в начале III тысячелетия.

Студент:

По рассказам и книжкам я знаю войну.
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванной бомбою дома,
Дым пожарищ, черный пепел кругом.
По рассказам и книжкам я слышу войну,
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Я не знаю войны. Но хочу, чтоб всегда и везде
Понаслышке лишь знали мы о войне.

Ведущий: 2020 год Указом Президента В.В.Путина объявлен Годом памяти и славы. 75 лет как закончилась Великая Отечественная война. 75 лет Великой Победе. Для мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. А для людей – целая жизнь. Отгремели бои пожаром. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

Студент:

Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.

Ведущий: Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам – молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива – есть настоящее и будет будущее.

Студент:

Помните! Через века, через года!
Помните! О тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!…
Но тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю: помните!
Р. Рождественский

Ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в это тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее. И если эта встреча заставила задуматься о смысле жизни, о мире, о людях, которые вас окружают, значит, не напрасно мы говорили об этом. Радуйтесь солнцу, свежему ветру, любите жизнь и творите добро!

«Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу и навеки похороним в ней войну». Эти слова принадлежат американскому писателю Рэю Брэдбери (1920-2012), но они выражают и наше отношение к войне. Мы благодарны нашим гостям за их рассказы о войне и желаем им крепкого здоровья, оптимизма, спокойной старости и большого человеческого счастья! (демонстрация видеоролика с песней «Так хочется жить» группы «Рождество»)

Ведущий:

Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле, достаточно убитых!

(Ребята дарят гостям цветы и поют песню С.Намина «Мы желаем счастья Вам!»)

Литература

1. В. Гликин. «Город мужества и славы», журнал «Воспитание школьников», №6, 1993г.
2. О. Шаверская. «Нам дороги эти позабыть нельзя», журнал «Воспитание школьников», №2, 2002г.
3. С. Алексиевич. «У войны не женское лицо».
4. С. Алексиевич. «Последние свидетели».
5. И. Акиньшина. «Бессмертный подвиг защитников Отечества», журнал «Воспитание школьников», №2, 2005г.
6. Б. Макарова. «О людях, что ушли, не долюбив…», журнал «Воспитание школьников», №3, 2005г.
7. В. Липович, О. Гжельский. «Жестокая правда войны», журнал «Воспитание школьников», №4, 2005г.
8. Башкортостан. Краткая энциклопедия, изд-во «Башкирская энциклопедия», Уфа,1996г.